Правовая информатизация как инновационный элемент коммуникации в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 10:30, реферат

Краткое описание

Коммуникационные процессы занимают важное место в жизни человека, гражданина и государства, наличествуют в работе всех общественных институтов. В период до обретения Республикой Беларусь независимости, коммуникационным процессам отводилось немного места в научной и публицистической литературе. На данный момент изучение коммуникации, её видов и элементов, представляет большой интерес для науки о государственном управлении

Содержание

Введение
Глава 1. Коммуникации в системе государственного управления: сущность, виды, функции
1.1 Коммуникация в системе государственного управления: определение понятий
1.2 Сущность коммуникации в системе государственного управления
1.3 Функции коммуникации в системе государственного управления. Коммуникативные барьеры
1.4 Пути совершенствования коммуникации в системе государственного управления
1.5 Связь власти с общественностью - важнейший элемент коммуникации в системе государственного управления
Глава 2. Правовая информатизация как инновационный элемент коммуникации в системе государственного управления
2.1 Сущность правовой информатизации
2.3 Проблемы правовой информатизации
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

Коммуникацией принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков) - в частности языковых знаков. В науке имеется более 40 различных подходов к определению коммуникации.

Чем сложнее и разветвлённее становится деятельность общества, социальных организаций и институтов и чем больше в связи с этим накапливается объем информации - научной, художественной, политической, бытовой и т.п., тем более важную роль в процессах управления начинает играть социальная коммуникация. Особую значимость она приобретает в современных условиях, когда осуществляется подлинная информационная революция - стремительное, количественное и качественное преобразование информационной сферы, сопровождающееся коренной трансформацией не только технической, но и социальной, социокультурной основы складывающегося в нашу эпоху постиндустриального, информационного сообщества, базирующегося на многосторонней и многоярусной системе планетарных коммуникационных процессов. На приоритетные позиции в мире начинают выходить не те страны, которые производят наибольшее количество вооружения или извлекают из земли наибольшее количество энергетических и иных ресурсов, а те, которые, опираясь на новейшие научные и технические идеи, реализуя их в разнообразных потоках информации и соответствующих технических средствах, движутся быстрее других в создании и эффективном использовании коммуникационных систем и сетей, в их практическом применении в процессах управления.

Для того чтобы раскрыть сущность коммуникации в системе государственного управления, я считаю целесообразным уделить внимание понятия и термины, используемые для анализа коммуникативного процесса и его элементов.

В коммуникативных актах задействованы участники коммуникации - коммуниканты (отправитель и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения.

Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты (правительства, партии, фирмы и т.п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек. В то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и других общественных сферах коммуникации весьма часто ответственным отправителем признается коллегиальный или институционализированный отправитель.

Обычно сообщения - это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале или архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности или черная метка как знак приговора). Сообщениями можно также признать поступки (например, знаковые поступки политических деятелей или шаги фирмы по продвижению товара). [12]

Государственные органы и институты вступают в коммуникацию для того, чтобы информировать, воздействовать, убеждать субъект коммуникации либо с целью описать текущую обстановку. Исходной причиной, по которой люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей. Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным), проявление творческой натуры и воображения. [2]

Таким образом, коммуникация является важным объектом управления, являясь не только процессом обмена информации, задачами, ценностей, но и своеобразным зеркалом происходящего в государстве. Управляя коммуникацией, активно воздействуя на её компоненты, государство реализует свои сильные стороны и нейтрализует слабые. Только своевременно налаженная коммуникация позволяет ориентироваться в государственных процессах и воздействовать на них.

1.3 Функции коммуникации  в системе государственного управления. Коммуникативные барьеры

Теперь коснёмся функций коммуникации в системе государственного управления более системно. Опираясь на научную литературу по данной тематике, можно выделить следующее:

Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.

Совершенствование отношений между субъектами коммуникации на различном уровне в процессе обмена информацией.

Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.

Регулирование и рационализация информационных потоков.

Кроме того, в литературе существует и другая классификация функций государственных коммуникаций. В соответствии с ней, функции подразделяются на следующие:

консервативную, направленную на сохранение статус-кво государственной системы, способствующей стабильному существованию социального организма;

координирующую, призванную обеспечивать координацию властных воздействий субъекта управления в соответствии с параметрами объекта управления, и их возможными изменениями;

интегрирующую, связанную с осуществлением такой государственной политики, которая бы учитывала интересы всех элементов общественной системы, способствовала выработке и принятию согласованных управленческих решений;

мобилизационную, направленную на обеспечение легитимности существующего общественного порядка, получение поддержки и одобрения общества по поводу принимаемых управленческих решений;

социализирующую, связанную с усвоением в процессе информационного обмена социально-политических норм, ценностей и традиций государства, повышением уровня политической компетентности граждан. [30]

Рассуждая о различных типах коммуникации в системе государственного управления, мы говорим о горизонтальных (на одном уровне, к примеру, Республика Беларусь - Российская Федерация) и вертикальных (на разном уровне, Премьер-Министр - Министр труда и социальной защиты) коммуникациях. Функционирование вертикальной коммуникации невозможно без восходящих и нисходящий потоков информации, от высшего уровня к низшему и наоборот. Всё это свидетельствует о грамотном подходе к управлению, о чётком и сбалансированном обмене информацией как руководству к действию в государстве. [9]

Коммуникация в системе государственного управления преследует ряд целей и задач, а также выполняет различные функции.

Во-первых, это информационно-коммуникативная функция. Её особенность заключается в том, что информация не просто передается - принимается, но и формируется, что является важным моментом для творческого продуктивного общения. Эта функция позволяет выразить своё согласие либо несогласие, что является непременным условием для существования правового государства, ведь только в таких государствах право на свободу слова и мнения закреплено конституционно. Благодаря информационно-коммуникативной функции происходит выравнивание различий в исходной информированности партнеров.

Во-вторых, важнейшей функцией коммуникации в системе государственного управления является регулятивно-управляющая функция. Благодаря данной функции коммуникации, можно регулировать не только собственное поведение, но и поведение других людей. Кроме того, данная функция позволяет координировать действия целого, позволяет работать, как одна команда, а также оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.

Говоря о функциях коммуникации в системе государственного управления, необходимо упомянуть и идеологическую функцию. Грамотно налаженная обратная связь с населением располагает граждан к доверию действующей власти. Если вспомнить наше государство, то одним из примеров такой коммуникации является служба "Одно окно" и правовая информатизация, о которой я расскажу во второй части своей работы.

Однако моё сообщение о сущности коммуникации будет неполным, если не вспомнить и коммуникативные барьеры, препятствия, возникающие перед субъектами коммуникации.

К таким барьерам относится целый ряд элементов и категорий. Это и языковой барьер, разница в уровне субъектов коммуникации, перенасыщенность информацией, неправильный адресат, отсутствие обратной связи. Обобщая, отмечу, что есть преграды, зависящие от носителя информации, и, напротив, от получателя. К примеру, если Приказ министерства Торговли попадёт на месте к чиновникам, которые не разбираются в экономике, не исключена неверная интерпретация руководства к действию и, как следствие, неверное их воплощение. Увы, с такими явлениями приходилось сталкиваться любому обществу и государству на протяжении всего времени их существования. Эти и многие другие факторы могут свести на нет работу государственных органов по налаживанию коммуникации, обратить позитивные шаги вспять. Именно поэтому барьерам коммуникации необходимо уделять повышенное внимание.

Как отмечается в научной литературе, превращение информации в лимитирующий фактор производства меняет характер хозяйственной власти: объектами собственности, дающими их субъектам хозяйственную власть, становятся информация и знания. "Информация и знания имеют принципиально иную природу по сравнению с традиционными символами хозяйственной власти, они более демократичны, чем земля или капитал. Если земля и капитал конечны, то знания могут генерироваться и накапливаться беспредельно; если земля и капитал имеют ограниченное число пользователей, то знания доступны одновременно любому их числу..."

1.4 Пути совершенствования  коммуникации в системе государственного  управления

Коммуникация в системе государственного управления может и должна развиваться, постоянно совершенствоваться. Помочь в развитии коммуникации могут следующие принципы: принцип ясности, принцип цельности, принцип стратегического использования информационной организации, регулирование информационных потоков, управленческие действия, системы обратной связи, системы сбора предложений.

В соответствии с принципом ясности, коммуникация должна происходить на одном языке общения, и передаваться таким образом, чтобы быть ясно воспринятым получателем. Этот принцип предполагает не просто одну и ту же систему символов общения, но и определённое доверие сторон к друг другу.

Принцип целостности имеет задачу сплочения всех участников коммуникации ради достижения общей цели. Целостным может быть только такое общество и государство, где нет деления на классы, расы и так далее, признаком целостности обладает только демократическое государство, которым является наша Республика.

Кроме того, одним из принципов совершенствования коммуникации в системе государственного управления может стать развитие неформальных групп внутри государственных институтов, по которым информация зачастую передаётся быстрее, чем по формальным источникам, а уровень сплочённости команды очень высок.

Регулирование информационных потоков позволяет отсеять ненужную или даже вредную информацию, но доводить до общества, либо до государственных институтов те потоки, которые наиболее актуальны и необходимы на данный момент. В свою очередь, принцип регулирования информационных потоков будет являться только одним из примеров управленческих действий по совершенствования коммуникации в системе государственного управления.

Для развития коммуникации, государственные служащие разных уровней могут практиковать различные тактики по совершенствованию обмена информации. Для нашей страны хорошей традицией стали, к примеру, Всебелорусские Съезды перед важными политическими событиями, Селекторные совещания и многое другое. Все эти действия позволяют лучше координировать работу государственных органов и совершенствовать коммуникацию в системе управления.

Пристальное внимание хотелось бы уделить и принципу обратной связи как способу совершенствования коммуникации в системе государственного управления. Обратная связь свидетельствует о налаженном процессе обмена информацией, это могут быть, к примеру, социологические опросы, круглые столы, мероприятия, форумы на Интернет-порталах, прямые линии по телефону и многое другое.

Социолог П. Геддс, который еще в 1915 г. в своей работе "Города в процессе эволюции" сформулировал два существенных принципа обратной связи в ходе выработки решений, касающихся городского развития:

а) принцип двойного информирования ( "специалисты информируют граждан о целях разрабатываемых планов городского развития - жители городов информируют специалистов об условиях жизни в городах и о своих запросах")

б) принцип взаимодействия в проектировании ( "специалисты разрабатывают базовые варианты проекта - жители оценивают эти варианты и выдвигают альтернативные предложения").

Ясно, что в этом случае имелось в виду право граждан участвовать в формировании их жизненной среды, защищая, таким образом, свои насущные интересы от произвола властей и капитала, невольными пособниками которых становятся специалисты, работающие по заказам.

Ныне это право признано и регламентируется законодательными актами более чем 30 стран - членов ООН. [25]

Информация о работе Правовая информатизация как инновационный элемент коммуникации в системе государственного управления