Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: формы и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить формы и виды ответственности субъектов муниципального управления.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты ответственности органов, должно-стных лиц МСУ;
- выяснить специфику ответственности органов, должностных лиц МСУ;
- изучить виды ответственности органов и должностных лиц МСУ;
- охарактеризовать формы ответственности органов и должностных лиц МСУ.
- проанализировать проблемы правового регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления. 6
1.1 Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 6
1.2. Специфика ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления 10
Глава 2. Существующие формы и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 15
2.1. Формы ответственности органов, выборных должностных лиц местного самоуправления …15
2.2. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………. 25
2.3 Проблемы в области правового регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления ………………………...32
Заключение………………………………………………………………...35
Список использованной литературы:……………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Конкретные  составы правонарушений, за которые  должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности, содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная  ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не "надведомственными" органами (судом, арбитражем, инспекциями т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Дисциплинарная  ответственность является самостоятельным  видом юридической ответственности. В целом она характеризуется следующим:

  • основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок;
  • за такой проступок применяются дисциплинарные взыскания;
  • дисциплинарная ответственность применяется только в порядке подчиненности и только к физическим лицам23.

Существенно различается дисциплинарная ответственность муниципальных служащих и выборных должностных лиц местного самоуправления.

1. Дисциплинарная ответственность  муниципальных служащих.

Дисциплинарная  ответственность муниципальных  служащих устанавливается действующим законодательством о труде и о муниципальной службе. Таким образом, основанием привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им должностного (дисциплинарного) проступка, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей.

Объектом посягательства должностного (дисциплинарного) проступка  в сфере муниципальной службы являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении служебной деятельности. Посягательства на данные общественные отношения выступают в виде нарушений служебной дисциплины. В качестве объекта, на который непосредственно посягает тот или иной должностной (дисциплинарный) проступок, выступают конкретные обязанности муниципального служащего.

Субъектами  должностного (дисциплинарного) проступка  в сфере муниципальной службы правоотношений признаются муниципальные служащие.24

Субъективной  стороной должностного (дисциплинарного) проступка является совокупность признаков, характеризующих психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и к возможным вредным последствиям. Прежде всего, в качестве такого признака выступает вина. Статья 192 ТК РФ прямо указывает на наличие вины работника в качестве обязательного признака дисциплинарного проступка. В зависимости от формы вины должностные (дисциплинарные) проступки квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). Умышленным является такое поведение служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если служащий не предвидит вредные последствия своего поведения, однако он мог и должен был предвидеть их наступление. 25.

Должностной (дисциплинарный) проступок имеет формальный состав, т.е. для привлечения служащего  к дисциплинарной ответственности  достаточно самого факта нарушения служебной дисциплины, даже если вредные последствия этого нарушения отсутствуют.

Конкретные  виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на муниципальных служащих, устанавливаются законодательством субъектов Федерации либо муниципальными правовыми актами.

 

2. Дисциплинарная ответственность  выборных должностных лиц местного  самоуправления.

Нормативные акты некоторых субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предусматривают дисциплинарную ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления, прежде всего депутатов представительных органов. Анализ действующих актов в этой сфере показывает, что дисциплинарным проступком депутата представительного органа муниципального образования обычно признается нарушение порядка работы представительного органа, которое может выражаться в различных деяниях: от непосещения заседаний представительного органа до нарушения правил депутатской этики во время этих заседаний. В перечне дисциплинарных взысканий наиболее часто указываются: предупреждение о лишении слова; лишение слова; призыв к порядку; удаление из зала заседания; порицание (выговор) и досрочное прекращение полномочий. Последняя мера применяется исключительно редко и должна быть обоснована очень вескими причинами. Так, например, на основании статьи 31 Устава города Красноярска (в ред. от 18 декабря 2001 г.) полномочия депутата досрочно прекращаются в случае уклонения депутата от выполнения депутатских обязанностей, выразившегося в систематическом отсутствии без уважительных причин на заседаниях городского Совета, его постоянных и временных комиссий, членом которых он избран. 26

 

 

Гражданско-правовая ответственность

Органы местного самоуправления несут  ответственность перед различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке. Строго говоря, необходимо отметить, что к ответственности перед физическими и юридическими лицами могут быть привлечены только органы местного самоуправления, но не должностные лица, так как последние не являются субъектами гражданского права. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).

Можно выделить три наиболее важных случая наступления ответственности органов местного самоуправления.

Первый  случай - принятие органами и должностными лицами местного самоуправления незаконных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан. Такие правовые акты могут быть обжалованы любым гражданином, который считает, что его права были нарушены. Порядок обжалования регулируется главами 24 и 25 ГПК РФ и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"27.

Во  втором случае органы или должностные лица местного самоуправления несут ответственность, если своими противоправными действиями они причинили имущественный или иной (например, моральный) вред. На них в таком случае ложится обязанность возместить (компенсировать) причиненный ущерб.

Возмещение  ущерба в таком случае регулируется ст. 1069 Гражданского кодекса. Данная статья сформулирована с учетом требований ст. ст. 33 и 53 Конституции РФ и ст. 16 ГК РФ и является специальной. В ней предусмотрены особенности, отличающие ее, от общих правил деликтной ответственности. Они выражаются, во-первых, во властно-административном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц; во-вторых, в том, что причинение вреда вызвано противоправными действиями указанных субъектов28.

Третий  случай связан с причинением вреда органами и должностными лицами местного самоуправления не в сфере властно-административных отношений, а в результате хозяйственной и технической деятельности. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 41 Закона о местном самоуправлении являются юридическими лицами.

Ответственность органов местного самоуправления может  наступать, например, в результате невыполнения ими условий гражданско-правовых договоров с физическими и юридическими лицами. Ответственность в таком случае наступает в общем порядке (ст. 1064 ГК РФ). В случае причинения вреда источниками повышенной опасности, принадлежащими органам местного самоуправления (например, машиной местной администрации), ответственность наступает в соответствии со ст. 1079 ГК РФ29.

Уголовная  ответственность  органов, должностных лиц МСУ

Уголовная ответственность  должностных лиц местного самоуправления наступает в случае совершения ими деяний, содержащих все признаки состава преступления и предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Перечень этих деяний содержится в главе 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Применительно к должностным лицам местного самоуправления данная глава содержит такие составы преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289); получение взятки (ст. 290); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Для привлечения к ответственности в соответствии с данными статьями следует руководствоваться определением должностного лица, данным в примечании к ст. 285 УК РФ.30

Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает особенности привлечения к уголовной ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления. Так, в частности, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается прокурором субъекта Российской Федерации (ст. 448 УПК РФ). 31

Таким образом, органы и должностные  лица местного самоуправления несут  гражданскую, дисциплинарную, уголовную и административную ответственность

2.3 Проблемы в области правового регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

Для непосредственной реализации ответственности органов и представителей местного сообщества необходимо наличие нормативно-правовой базы, закрепляющей основания и процедуру привлечения их к ответственности. Огромная роль в правовой регламентации этого вопроса с учетом современного развития российской государственности должна принадлежать субъектам РФ. Одновременно, следует сказать о том, что процесс развития регионального законодательства, посвященного вопросам ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, сталкивается с определенными проблемами, связанными с неоднозначностью развития регионального законодательства.

Принцип ответственности органов  и должностных лиц местного самоуправления призван обеспечить эффективность решения местных задач, отнесенных к ведению местного самоуправления, а также учет и защиту интересов местного населения. Использование данного принципа предполагает использование населением муниципального образования различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые находят свое закрепление в уставе муниципального образования. Деятельность муниципальных органов должна исходить из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Соответственно в законодательстве и уставах муниципальных образований отражаются основания и порядок наступления ответственности перед населением. Для различных муниципальных образований эти основания являются различными. Однако в федеральном законодательстве основание для ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления одно - утрата доверия. Наличие или отсутствие доверия выступает как необходимое фактическое условие легитимности деятельности выборных представителей местного самоуправления. Термин «утрата доверия» не раскрывается в федеральном законодательстве, следовательно, содержание его должно быть отображено в региональном законодательстве и уставе муниципального образования путем закрепления самого понятия «утрата доверия», либо перечисления действий фактически свидетельствующий об утрате доверия, либо в иной форме. Семантически термин «доверие» обозначает уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чего-либо и основанное на этом отношение к чему-либо. Тем самым, можно сделать вывод о том, что понятие «доверие» изначально не является правовой категорией, однако, будучи закрепленной в ст. 48 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», получает правовое наполнение.

Так же проблемой является  отсутствие в настоящий период времени на федеральном уровне единых основ, регламентирующие процедуру привлечения к ответственности перед населением органов и должностных лиц местного самоуправления. Основными источниками, регулирующими эти процессы выступают законы субъектов РФ, разнообразные как по форме, так и по содержанию. Но в любом случае, следует сделать вывод о том, что эта процедура включает как минимум три стадии: выявление мнения населения по вопросу о доверии тому или иному органу местного самоуправления. Формы выявления самые разнообразные, но они должны быть закреплены законодательством и обеспечить объективную оценку населения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Второй стадией процедуры привлечения к ответственности должна выступать деятельность компетентных органов и должностных лиц направленная на принятие решения в соответствии с действующими нормами о форме ответственности. Эта стадия производна от первой и задействована лишь после констатации населением утраты доверия конкретного муниципального органа или должностного лица местного самоуправления. Целью третьей стадии является фактическое исполнение нормы права и как следствие этого наступление конкретных неблагоприятных последствий для органа или должностного лица местного самоуправления. При этом если решается вопрос о досрочном прекращении их полномочий, то необходимо здесь же решить вопрос с назначением выборов либо замещением муниципальной должности. Безусловно, на каждой из этих стадий у лиц привлекаемых к ответственности должны быть права обеспечивающие защиту их интересов.

Информация о работе Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: формы и виды