Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: формы и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить формы и виды ответственности субъектов муниципального управления.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты ответственности органов, должно-стных лиц МСУ;
- выяснить специфику ответственности органов, должностных лиц МСУ;
- изучить виды ответственности органов и должностных лиц МСУ;
- охарактеризовать формы ответственности органов и должностных лиц МСУ.
- проанализировать проблемы правового регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления. 6
1.1 Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 6
1.2. Специфика ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления 10
Глава 2. Существующие формы и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 15
2.1. Формы ответственности органов, выборных должностных лиц местного самоуправления …15
2.2. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………. 25
2.3 Проблемы в области правового регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления ………………………...32
Заключение………………………………………………………………...35
Список использованной литературы:……………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Специфика состоит в том, что  ответственность несут и органы МСУ, и должностные лица МСУ, и  муниципальные служащие.

Органы местного самоуправления - это выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. К должностным лицам местного самоуправления  относятся выборные либо работающие по контракту (трудовому договору) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящиеся к категории государственных служащих. Согласно данному Закону круг должностных лиц местного самоуправления должен быть определен в уставах муниципальных образований.  Муниципальный служащий  - гражданин РФ, осуществляющий службу на должности в органе местного самоуправления8.

Эти основные понятия понадобятся  нам для характеристики специфики  ответственности органов и должностных  лиц местного самоуправления.

В правовой литературе сформировалось три основных подхода к уяснению правовой природы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Согласно первому из них специфика источников регулирования, оснований, процедуры, круга заинтересованных субъектов, условий применения принудительных мер воздействия к органам и должностным лицам местного самоуправления позволяет говорить об обособлении и автономном статусе муниципально-правовой ответственности. Второй подход заключается в том, что институту ответственности уделяется самое пристальное внимание в системе муниципального права и муниципального законодательства с той, однако, разницей, что нет ни малейшего намека на ее муниципально-правовую эксклюзивность. При третьем подходе ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления практически полностью выводится за рамки собственно муниципального права, что, очевидно, свидетельствует о юридической охране муниципально-правовых отношений силами традиционных (классических) видов юридической ответственности, имеющих межотраслевой масштаб применения9.

При определении характера ответственности должностного лица местного самоуправления важное значение имеет то обстоятельство, что органы власти муниципального образования решают большинство задач, встающих перед населением конкретной территории. На них в первую очередь ложится обязанность непосредственного контакта с носителями соответствующих интересов - гражданами, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами. Они являются непосредственными проводниками государственной политики в экономической и социальной сфере в городах, сельских поселениях и других населенных пунктах. Должностные лица местного самоуправления несут ответственность как перед государством, так и перед местным сообществом, перед конкретными людьми.

Ответственность перед государством, законом, населением, юридическими и физическими лицами определена для всех органов местного самоуправления - выборных (представительных), исполнительных и должностных лиц (выборных либо работающих по контракту - трудовому договору).

Федеральный закон "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает круг субъектов, перед которыми несут ответственность органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, а также основные формы этой ответственности.

Формы государственного и общественного  контроля деятельности местного самоуправления, закрепляемые Законом и обеспечивающие защиту интересов государства, населения, граждан, предприятий, учреждений и организаций, являются в то же время необходимым условием реализации норм муниципального права, устанавливающих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.10

Органы власти муниципального образования создаются для решения вопросов местного значения исходя из интересов местного сообщества. Следовательно, ответственность местного самоуправления и его должностных лиц перед населением возникает главным образом по поводу успешности реализации ими своих основных полномочий - финансирование социальных мероприятий, организация деятельности социальной инфраструктуры, обеспечение на подведомственной территории государственных минимальных социальных стандартов, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, выплата пенсий и пособий нетрудоспособным членам местного сообщества, охрана окружающей среды и т. п. Органы местной власти отвечают перед населением за соблюдение ими и их должностными лицами федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов муниципального образования.

Как отмечалось выше, органы и должностные  лица местного самоуправления несут конституционную ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий. Можно выделить следующие основные случаи привлечения их к конституционной ответственности:

    • при утрате доверия;
    • издании незаконных правовых актов;
    • неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.

Ответственность должностных  лиц местного самоуправления в случае утраты доверия. В соответствии с ч. 2 ст. 71 Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г. население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Федеральный Закон о местном самоуправлении 1995 г. указывал, что основанием ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением является утрата доверия.

Ответственность должностных  лиц местного самоуправления в случае издания незаконных правовых актов. Конституционная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает также в случаях нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ, устава муниципального образования. В случае совершения указанных выше действий представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а должностное лицо местного самоуправления отрешено от должности.

Ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств11.

Таким образом, несмотря на то, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления является малоизученной в системе муниципальной науки, мы попытались выяснить ее специфику. Специфика ответственности состоит в том, что  ответственность несут и органы МСУ, и должностные лица МСУ, и муниципальные служащие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Существующие виды и формы ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления.

2.1. Формы ответственности  органов, выборных должностных  лиц местного самоуправления

 Виды и формы ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления определяются  федеральными законами, законами  субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Ответственность органов, должностных лиц МСУ перед  населением.

Согласно ст. 71 Закона от 6 октября 2003 г. население  муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов  местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с данным Законом. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с указанным Законом.

Отзыв - это процедура, позволяющая избирателям отстранять от должности ранее на них избранных или назначенных должностных лиц. Институт отзыва должностных лиц с выборных должностей уходит своими корнями во времена демократии Древней Греции. Несмотря на то, что практика отзыва депутатов в советский период была незначительной, однако она детально регламентировалась12.

Как показывает анализ уставов муниципальных образований, во многих из них используется в качестве основания для отзыва депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления такая формула, как "утрата доверия". Необходимо отметить, что термин "доверие" носит неправовой характер. Им обозначают уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чьего-нибудь поведения.

Таким образом, формула "утрата доверия" носит  общий характер и не конкретизирует причины данной утраты. Это означает, что названные причины определяет само население в ходе голосования по отзыву. Чаще всего утрата доверия наступает вследствие неудовлетворенности деятельностью выборных органов, должностных лиц местного самоуправления. Ее причинами оказываются: нарушение прав и законных интересов граждан; нарушение действующего законодательства; недобросовестное выполнение депутатских полномочий, предвыборных программ и должностных обязанностей; утрата контактов с избирателями, игнорирование ведения приема граждан, формальное рассмотрение их обращений; совершение действий, порочащих звание выборного лица, и др13.

Под неисполнением  служебных обязанностей как основанием для отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц понимается систематическое уклонение от осуществления ими своих обязанностей, предусмотренных уставом муниципального образования, в том числе уклонение от отчетов перед избирателями, приема избирателей, рассмотрения их обращений. Под невыполнением депутатских обязанностей как основанием отзыва депутата понимается систематическое, без уважительных причин, уклонение от осуществления своих обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе неучастие в сессиях (заседаниях) представительного органа местного самоуправления, работе его комитетов, комиссий, иных органов, отказ от выполнения или невыполнение их поручений, уклонение от ведения приема избирателей, отчетов перед ними, рассмотрения их жалоб, заявлений. Уставом муниципального образования могут быть конкретизированы основания, достаточные для возбуждения вопроса об отзыве главы муниципального образования, иного выборного должностного лица, депутата.

Федеральный законодатель особо оговаривает, что основаниями  для отзыва депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Поэтому принятию решения о проведении голосования по отзыву должно предшествовать судебное установление фактов принятия соответствующих противоправных решений, совершения противоправных действий (бездействия).

Не могут  служить основанием для отзыва депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц факты невыполнения ими своих обязанностей, если они вызваны объективными, не зависящими от них причинами, а также несогласие избирателей с их политическими взглядами.

Граждане - инициаторы отзыва депутата, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц подают заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву в избирательную комиссию муниципального образования. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из них. В заявлении должны содержаться: сформулированное предложение об отзыве депутата, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица; изложение мотивов возбуждения вопроса об отзыве депутата, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица; сведения об уполномоченном представителе инициативной группы14.

К заявлению  должны быть приложены документы (официально заверенные копии документов), подтверждающие наличие оснований отзыва депутата, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц. Например, в Челябинской области предложение об отзыве иных выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть внесено ранее чем через 12 месяцев со дня его избрания и позднее чем за девять месяцев до окончания срока полномочий. В течение 14 дней со дня получения заявления инициативной группы комиссия муниципального образования должна проверить заявление и приложенные к нему документы на соответствие их требованиям законодательства.

В случае если заявление  и приложенные к нему документы  соответствуют требованиям законодательства, комиссия муниципального образования незамедлительно информирует о них депутата, главу муниципального образования или иное выборное должностное лицо, в отношении которых возбуждается вопрос об отзыве, и по их требованию представляет данному лицу копии заявления, решения и приложенных к нему документов. Одновременно копии указанных документов направляются в представительный орган местного самоуправления.15

Установив соответствие заявления инициативной группы и  приложенных к нему документов требованиям законодательства, устава муниципального образования, муниципальная избирательная комиссия регистрирует инициативную группу, выдает ей регистрационное свидетельство, разрешает сбор подписей в поддержку голосования по отзыву.

Информация о работе Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: формы и виды