Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:01, реферат

Краткое описание

Местное самоуправление, в основе которого лежит право населения городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством, предполагает ответственность органов местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности.
В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления норм, указанных в законодательных актах, прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда, они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд в соответствии с действующим законодательством.

Содержание

Введение...…………………………………………………………... 2
Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.………………………………………………………………… 3
Конституционная ответственность……………….……………. 4-6
Административная ответственность ………………………….... 7-8
Дисциплинарная ответственность……………………………. 9-10
Гражданско-правовая ответственность……………………... 11-12
Уголовная ответственность……………………………………... 13
Заключение……………………………………………………….. 14
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Рефик МП.docx

— 28.60 Кб (Скачать файл)

 

 

Гражданско-правовая ответственность.

 

Органы местного самоуправления несут гражданско-правовую ответственность  перед различными физическими и  юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права  и свободы и причиняющих имущественный  и иной ущерб. Эта ответственность  наступает в судебном порядке. К ответственности перед физическими и юридическими лицами могут быть привлечены только органы местного самоуправления, но не должностные лица, так как последние не являются субъектами гражданского права. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ ).

Можно выделить три наиболее важных случая наступления ответственности  органов местного самоуправления.

Первый случай — принятие органами и должностными лицами местного самоуправления незаконных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан. Такие правовые акты могут быть обжалованы любым гражданином, который считает, что его права были нарушены. Порядок  обжалования регулируется гл. 24 и 25 ГПК РФ и Законом РФ от 2 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан» .

Во втором случае органы или должностные лица местного самоуправления несут ответственность, если своими противоправными действиями они  причинили имущественный или  иной (например, моральный) вред. На них  в таком случае ложится обязанность  возместить (компенсировать) причиненный ущерб (ст. 1069 ГК РФ).

Возмещение вреда производится не за счет самих должностных лиц, чьи действия или бездействие и вызвали, собственно, причинение ущерба, а за счет казны муниципального образования.

Третий случай связан с  причинением вреда органами и  должностными лицами местного самоуправления не в сфере властно-административных отношений, а в результате хозяйственной  и технической деятельности. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 41 Закона о местном самоуправлении 2003 г. являются юридическими лицами. Это  означает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте  и несут ответственность за совершаемые  ими действия.

Ответственность органов  местного самоуправления может наступать, например, в результате невыполнения ими условий гражданско-правовых договоров с физическими и  юридическими лицами. Ответственность  в таком случае наступает в  общем порядке (ст. 1064 ГК РФ). В случае причинения вреда источниками повышенной опасности, принадлежащими органам  местного самоуправления (например, машиной  местной администрации), ответственность  наступает в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

 

Уголовная ответственность.

 

Уголовная ответственность  должностных лиц местного самоуправления наступает в случае совершения ими  деяний, содержащих все признаки состава  преступления и предусмотренных  УК РФ . Перечень этих деяний содержится в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Применительно к должностным лицам местного самоуправления данная глава содержит такие составы преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289); получение взятки (ст. 290); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Для привлечения к ответственности в соответствии с данными статьями следует руководствоваться определением должностного лица, данным в примечании к ст. 285 УК РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 40 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное  лицо местного самоуправления не могут  быть привлечены к уголовной ответственности  за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том  числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Заключение.

 

Местное самоуправление предполагает ответственность органов местного самоуправления за осуществление возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности.

  Федеральным законом  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» устанавливается круг  субъектов, перед которыми несут  ответственность органы местного  самоуправления и должностные  лица местного самоуправления, а  также основные формы этой  ответственности. 

  Формы государственного  и общественного контроля деятельности  местного самоуправления, закрепляемые  Законом и обеспечивающие защиту  интересов государства, населения,  граждан, предприятий, учреждений  и организаций, являются в то  же время необходимым условием  реализации норм муниципального  права, устанавливающих ответственность  органов и должностных лиц  местного самоуправления.

 

Список литературы.

 

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г
    2. Федеральный конституционный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.
    3. Кодек РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г.
    4. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
    5. Чаннов С.Е. Муниципальное право. — М., 2006.
    6. Баранчиков В.А. Муниципальное право Российской Федерации. — М., 2005.
    7. Васильев В.И. Муниципальное право России. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.

 


Информация о работе Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления