Основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности функций органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основы местного самоуправления;
раскрыть общие принципы организации местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы местного самоуправления………………………………6
§ 1.1 Основные теории местного самоуправления……………………….6
§ 1.2 Определение и общие принципы местного самоуправления……..8
§ 1.3 Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе……………………………………………………………………….…11
Глава 2. Общие принципы организации местного самоуправления…..18
§ 2.1 Соблюдение прав и свобод человека и гражданина человека и гражданина, законность в осуществлении местного самоуправления ………18
§ 2.2 Государственная гарантированность местного самоуправления………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

контр.муниципальное.docx

— 42.86 Кб (Скачать файл)

§ 2.1 Соблюдение прав и свобод человека и гражданина человека и гражданина, законность в осуществлении местного самоуправления

Принцип законности для местного самоуправления, как и для всей публичной власти и для системы  общественных отношений в целом  в Российской Федерации, является неотъемлемым началом организации и осуществления  местного самоуправления. Но если субъекты правовых отношений, не являющиеся публичными институтами, в большей мере занимаются исполнением права, т.е. должны четко  и неуклонно выполнять предписания  правовых норм, и это в первую очередь относится к жителям  муниципального образования, то органы и должностные лица местного самоуправления, в той или иной мере наделенные полномочиями по обеспечению правопорядка на подведомственной территории, обязаны  в пределах этих полномочий обеспечивать права, свободы, законные интересы человека и гражданина, всех физических и  юридических лиц. Вместе с тем  эти органы и должностные лица сами должны неуклонно исполнять  и применять в своей деятельности предписания актов государственной  власти и муниципальных правовых актов.

Для реализации принципа законности, обеспечения прав и свобод на муниципальном  уровне в системе органов местного самоуправления создаются правоохранительные органы, основное назначение которых - обеспечение правового порядка. В число таких подразделений  следует отнести юридические  отделы и управления местной администрации, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и органы опеки и попечительства, муниципальную  милицию и т.п.

В органах местного самоуправления общей компетенции правоохранительная функция занимает важное место. В  регламентах представительных органов, положениях о местных администрациях, положениях о порядке рассмотрения обращений жителей непременно содержатся нормы о необходимости приема жителей, организации приема, учета и рассмотрения жалоб и иных обращений жителей. В муниципальных правовых актах закрепляется обязанность депутатов и должностных лиц проводить регулярный прием населения. Все эти мероприятия направлены, в том числе и на охрану прав и свобод человека.

Значительную роль в деле обеспечения законности на муниципальном  уровне играют судебный контроль и  прокурорский надзор за деятельностью  органов и должностных лиц  местного самоуправления.

§ 2.2 Государственная гарантированность местного самоуправления

Принцип государственной  гарантированности в виде системы  способов обеспечения функционирования местного самоуправления широко закреплен  в законодательстве Российской Федерации  и ее субъектов. В самом общем  виде гарантии представлены в ст. 12 Конституции РФ: в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. В гл. 8 Конституции РФ обозначены наиболее важные направления и способы обеспечения местного самоуправления, включая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, организационную самостоятельность, самостоятельность в пользовании, владении и распоряжении муниципальной собственностью. Кроме того, на конституционном уровне местному самоуправлению гарантируется возмещение расходов, возникших по вине органов государственной власти, а также запрещено произвольное ограничение прав местного самоуправления. Все это базируется на гарантии, сформулированной как право на судебную защиту местного самоуправления от каких бы то ни было неправомерных посягательств.

Конституционные положения  конкретизируются в текущем законодательстве, и в первую очередь в Федеральном законе 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Уже в ч. 1 ст. 1 этот Закон провозглашает местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, которое признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В последующих статьях это принципиальное указание развивается применительно к общим положениям Закона и конкретным направлениям реализации права жителей на местное самоуправление. В ч. 3 ст. 3 Закона приводится закрытый перечень оснований для ограничения, причем только федеральным законом, права на местное самоуправление. Это допускается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства. Изменением общих принципов организации местного самоуправления исключительно федеральным законом федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Государственные гарантии распространяются на правотворческую, равно как и  на правоприменительную, деятельность органов местного самоуправления и  населения муниципального образования  в целом.

Наиболее широкое закрепление  принцип государственных гарантий местного самоуправления получил в  институтах непосредственной демократии. В первую очередь это относится  к местному референдуму и муниципальным  выборам. В Федеральном законе 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регламентация фактически каждой стадии избирательного процесса содержит нормы, направленные на обеспечении права жителей муниципального образования избирать и быть избранными.

Федеральный закон 2007 г. о муниципальной службе в Российской Федерации, законы субъектов РФ о муниципальной службе, о статусе депутата и выборных должностных лиц местного самоуправления закрепляют гарантии для муниципальных служащих, депутатов и других выборных лиц. В законодательстве достаточно подробно регламентированы способы обеспечения их трудовых прав и социальных гарантий.

Заключение

Конституция Российской Федерации, определяя Российское государство  как демократическое, закрепляет важнейшие  устои его демократизма, находящие  выражение прежде всего в народовластии, в разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную в идеологическом и политическом многообразии, а также  местном самоуправлении. Конституция  Российской Федерации признаёт и  гарантирует местное самоуправление в ст.ст. 3,12,130-133 и др.

Местное самоуправление –  власть, которая должна быть максимально приближена к людям. Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепления иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законодательством  и правовыми актами субъектов  Федерации определяется роль местного самоуправления в осуществлении  народовластия, правовые, экономические  и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его  осуществления, устанавливают общие  принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Важнейшим и необходимым  условием полного и эффективного осуществления задач и функций  местного самоуправления является гарантированность  прав местного самоуправления.

Система гарантий, прав местного самоуправления закрепляется Российским законодательством, охватывает всю  совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и правовую защиту интересов местной власти.

Создание надлежащих условий  для эффективного развития местного самоуправления и местной власти в целом - это сложная задача, решение  которой потребует времени и  объединения усилий органов центральной  власти и субъектов Федерации.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
  3. Баранчиков В.А. Муниципальное право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.
  4. Шишкина О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002.
  5. Муниципальное право: учебник / под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 650 с.
  6. Макарычев В.В., Тимошенко И.В. Муниципальное право: 100 экзаменационных ответов. Справочник для студентов вузов. – М.: ИКЦ Март, Ростов н/Д.: Издательский центр Март, 2005. – 240 с.
  7. Муниципальное право России: учебник / отв. ред. Г.Н. Чеботарев. – М.: Юрист. – 362 с.
  8. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 564 с.
  9. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: учебник. – М.: Юрист, 2005. – 384 с.
  10. Шугрина Е.С. Муниципальное право: учебник. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004. – 656 с.

 


Информация о работе Основы местного самоуправления