Основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 07:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности функций органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основы местного самоуправления;
раскрыть общие принципы организации местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы местного самоуправления………………………………6
§ 1.1 Основные теории местного самоуправления……………………….6
§ 1.2 Определение и общие принципы местного самоуправления……..8
§ 1.3 Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе……………………………………………………………………….…11
Глава 2. Общие принципы организации местного самоуправления…..18
§ 2.1 Соблюдение прав и свобод человека и гражданина человека и гражданина, законность в осуществлении местного самоуправления ………18
§ 2.2 Государственная гарантированность местного самоуправления………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

контр.муниципальное.docx

— 42.86 Кб (Скачать файл)

- самостоятельность населения  в решении вопросов местного  значения;

- организационное обособление  местного самоуправления, его органов  в системе управления государством  и взаимодействие с органами  государственной власти в решении  общих задач;

- соответствие материальных  и финансовых ресурсов местного  самоуправления его полномочиям;

- ответственность органов  и должностных лиц местного  самоуправления перед населением;

- многообразие организационных  форм осуществления местного  самоуправления;

- соблюдение прав и  свобод человека и гражданина;

- законность в организации  и деятельности местного самоуправления;

- гласность деятельности  местного самоуправления;

- сочетание коллегиальности  и единоначалия в деятельности  местного самоуправления;

- государственные гарантии  местного самоуправления.

Л. Велиховым была дана характеристика основных признаков местного самоуправления, отличающих его от государственной  власти. К ним он относит:

- различие в характере  власти. Местное самоуправление - власть  подзаконная, действующая в порядке  и пределах, указанных ей верховной  властью;

- разграничение сфер компетенции.  Речь идет об отграничении  круга дел, предоставленных местному  самоуправлению;

- самостоятельные источники  средств. Нельзя говорить о  местном самоуправлении как об  особом субъекте прав, если ему  не предоставлены те или иные  определенные и отграниченные  средства для осуществления своих  задач;

- территориально ограниченный  выборный принцип.

Все эти принципы и признаки в тех или иных формулировках  закреплены в Европейской хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.

Таким образом, местное самоуправление - это такой способ децентрализации  власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и  самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед  ними.

§ 1.3 Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе

Признание местного самоуправления особой формой власти и особым общественным институтом означает признание того, что наряду с личным интересом  каждого человека и государственным  интересом существует также коллективный интерес местной общины, местного сообщества, т.е. муниципальный интерес.

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной  деятельностью. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых  направлена муниципальная деятельность.

Выделяют социально-целевые  функции управления (основные направления, цели и содержание конкретной управленческой деятельности) и социально-организационные (процессуальные, действия организационного и исполнительно-распорядительного  характера, совокупность которых составляет управленческий процесс). Местное самоуправление самостоятельно решает все' вопросы  местного значения, оптимально сочетая  местные и общегосударственные  интересы для достижения наиболее эффективной  реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных  единиц. Являясь частью демократической  системы управления обществом и  государством, оно путем самостоятельного решения вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению  жизненных интересов населения, социальной защите граждан.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью  и стабильностью, ибо в них  проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов  местного самоуправления на муниципальные  отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность  системы местного самоуправления, характеризуют  социальное предназначение местного самоуправления (должное) и процесс его осуществления.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие социально-целевые функции  управления, основанные на принципах  демократии и децентрализации власти:

1) обеспечение участия  населения в решении вопросов  местного значения. В соответствии  с Законом об общих принципах  организации местного самоуправления  муниципальные образования полномочны  принимать и вносить изменения  в свои уставы, контролировать  их соблюдение; определять формы, порядок и гарантии непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения; образовывать выборные и иные органы местного самоуправления, определять их структуру и полномочия; проводить выборы депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления; определять условия и порядок организации муниципальной службы;

2) управление муниципальной  собственностью, финансовыми средствами  местного самоуправления. Органы  местного самоуправления осуществляют  от имени муниципального образования  права собственника в отношении  имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной  собственности. Представительные  органы местного самоуправления  устанавливают порядок управления  и распоряжения муниципальной  собственность, порядок и условия  ее приватизации; утверждают местный  бюджет и отчет о его исполнении, образуют целевые внебюджетные  фонды; устанавливают местные  налоги и сборы; разрабатывают  планы и программы развития  муниципального образования и  утверждают отчеты об их исполнении; принимают общеобязательные правила  по предметам ведения муниципального  образования; контролируют деятельность  иных органов местного самоуправления  и должностных лиц в соответствии  с уставом муниципального образования.  Иные органы и должностные  лица местного самоуправления  осуществляют оперативное, текущее  управление муниципальной собственностью и местными финансами;

3) обеспечение комплексного  развития территории муниципального  образования, что означает владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью; управление местными  финансами; формирование, утверждение  и исполнение местного бюджета,  установление местных налогов  и сборов, решение других финансовых  вопросов местного значения; хозяйственная  деятельность, создание и управление муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями; комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования; координирование участия предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; осуществление внешнеэкономической и иной предусмотренной законом деятельности;

4) обеспечение прав и  интересов населения и местного  самоуправления. Создание условий  жизнедеятельности населения –  самая обширная функция, в нее  входит: содержание и использование  муниципальных жилищного фонда  и нежилых помещений; организация,  содержание и развитие муниципальных  учреждений дошкольного, основного  общего и профессионального образования;  организация, содержание и развитие  муниципальных учреждений здравоохранения;  обеспечение санитарного благополучия  населения; регулирование планировки  и застройки территории муниципальных  образований, создание условий  для жилищного и социально-культурного  строительства, муниципальное дорожное  строительство и содержание дорог  местного значения; организация  транспортного обслуживания населения  и муниципальных учреждений, обеспечение  населения услугами связи; организация,  содержание и развитие муниципальных  энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения  и канализации, организация снабжения  населения и муниципальных учреждений  топливом и т.д.;

 5) охрана общественного порядка и обеспечение противопожарной безопасности. Сюда входят вопросы обеспечения обществ венного порядка на территории муниципального образования, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, контроль за их деятельностью (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления), создание народных дружин; организация муниципальной противопожарной службы;

6) представительство и  защита интересов и прав местного  самоуправления, гарантированных Конституцией  РФ и федеральными законами. Эту  функцию осуществляют органы  и должностные лица местного  самоуправления при взаимодействии  с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и  организациями. Они наделены для  этого соответствующими полномочиями. Представительные органы местного  самоуправления обладают правом  законодательной инициативы в  законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. Они  вправе разработать проекты законодательных  актов субъекта Федерации по  вопросам местного самоуправления, которые должны рассматриваться  законодательным (представительным) органом субъекта Федерации. Органы  и должностные лица местного  самоуправления вправе обращаться  также в органы государственной  власти, к администрации предприятий,  учреждений и организаций, в  том числе по вопросам соблюдения  прав местного самоуправления, учета  интересов населения муниципальных  образований при решении тех  или иных вопросов общественной  и государственной жизни. Такие  обращения подлежат обязательному  рассмотрению.

Ни один процесс управления не может осуществляться без социально-организационных  функций, которые включают:

1) сбор и анализ информации. От полноты и объективности  собранной социальной информации, глубины ее анализа зависят  обоснованность принимаемых управленческих  решений, эффективность их реализации. Для муниципального управления  эта функция имеет особое значение, поскольку решая вопросы местного  значения, осуществляя отдельные  государственные полномочия, органы  местного самоуправления исходят,  прежде всего, из интересов  населения, необходимости постоянно  изучать мнения населения по  тем или иным вопросам местного  значения, для чего используются  возможности социологических методов  сбора и анализа информации. Эта  функция предполагает организацию  муниципальной информационной службы;

2) выработка и принятие  управленческого решения. Процедура  выработки и принятия решения  по вопросам, отведенным к предметам  ведения муниципального образования,  может быть различной. Управленческое  решение может быть правовым  актом, принятым в результате  местного референдума, собрания (схода) граждан, муниципальных  выборов и иных форм прямого  волеизъявления граждан, а также  принятым (изданным) органом или  должностным лицом местного самоуправления. Наименование и виды правовых  актов органов, выборных и других  должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления  в силу определяются уставом  муниципального образования в  соответствии с законами субъектов  Федерации;

3) организация – воздействие  на сознание и поведение людей.  В муниципальной деятельности  сочетаются правовые и неправовые  формы, публично-правовые и частноправовые  методы управления. В качестве  специфического метода организации  муниципальной деятельности может  рассматриваться муниципальный  (административный) договор, заключаемый  органами местного самоуправления  с органами государственной власти, органами местного самоуправления  других муниципальных образований;

4) регулирование – оперативное  внесение изменений и дополнений  в принятые управленческие решения,  в устранении причин и условий,  нарушающих нормальный ход процесса  управления;

5) координация – обеспечение  согласования и взаимодействия  между участниками управленческой  деятельности;

6) контроль и учет: проверка  качества муниципальной деятельности  посредством сопоставления достигнутого  уровня промежуточных или конечных  результатов и уровня, установленного  правовыми актами органов и  должностных лиц местного самоуправления. Особенность данной функции состоит  в использовании форм общественного  контроля. Контроль за решением  вопросов местного значения входит  в компетенцию органов и должностных  лиц местного самоуправления. Контроль  за деятельностью самих органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований возлагается на представительный орган местного самоуправления. Население осуществляет контроль за соблюдением уставов муниципальных образований.

 

Глава 2. Общие  принципы организации местного самоуправления

Информация о работе Основы местного самоуправления