Основные функции местного самоуправления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы данной контрольной работы обусловлена необходимостью дальнейшей оптимизации взаимодействия государственной и муниципальной власти, что является одной из наиболее важных задач, решаемых в рамках дальнейшего развития административной системы местных органов власти в России.
Теоретическое значение данной контрольной работы состоит в углублении теоретических знаний в области современного российского законодательства, регулирующего наделение органов местного самоуправления России отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и (или) ее субъектов.

Содержание

Введение……..………………………………………………………………
Глава I Основные функции самоуправления в
Российской Федерации………………….…………………………….......
Раздел 1.1. Понятие и основные функции местного самоуправления..
Раздел 1.2. Характеристика основных функций местного самоуправления…………………………………..…………………………
Глава II Полномочия органов самоуправления по решению вопросов
местного значения …………………………………………………………..
3

5
5

8

12

Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников …………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное вар 9 Чернобылец.docx

— 39.39 Кб (Скачать файл)

    ПЛАН  РАБОТЫ

 

 

Введение……..………………………………………………………………

Глава I Основные функции самоуправления в

 Российской Федерации………………….…………………………….......

Раздел 1.1.  Понятие и основные функции местного самоуправления..

Раздел 1.2. Характеристика основных функций местного самоуправления…………………………………..…………………………

Глава II Полномочия органов самоуправления по решению вопросов

местного значения …………………………………………………………..

3

 

5

5

 

8

 

12

 

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованных источников ……………………………………… 

17

   

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ.

Пункт 2 ст. 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», а статьей 12 Основного закона России установлено: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Следовательно, местное самоуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения. Следует подчеркнуть, что такая реализация осуществляется через соответствующие органы самоуправления.

Актуальность темы данной контрольной работы обусловлена необходимостью дальнейшей оптимизации взаимодействия государственной и муниципальной власти, что  является одной из наиболее важных задач, решаемых в рамках дальнейшего развития административной системы местных органов власти в России.

Теоретическое значение данной контрольной работы состоит в углублении теоретических знаний в области современного российского законодательства, регулирующего наделение  органов местного самоуправления России  отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и (или) ее субъектов.

Практическая значимость данной работы заключается также в возможности использования изложенных в работе подходов и выводов при разработке проектов новых нормативных правовых актов в области наделения муниципальной власти отдельными государственными полномочиями, как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов. Мы считаем, что материалы данной дипломной работы могут быть использованы для последующих исследований в данной области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

       Раздел 1. Понятие и основные функции местного самоуправления

 

Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации [1], органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В этой же статье говорится о том, что в круг предметов ведения органов местного самоуправления могут включаться и отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Таким образом, предмет ведения муниципальных образований Конституцией обозначен совокупностью вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, передаваемых им.

Вопросы местного значения выражаются в конкретных функциях органов местного самоуправления. Функции (от лат. functio – исполнение, осуществление) – это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению конкретных целей и задач. Функции местного самоуправления определяют его основные, наиболее важные направления деятельности, носят комплексный, собирательный характер. Содержание каждой функции местного самоуправления складывается из совокупности однородных направлений деятельности, объединяясь в одну функцию, исходя из специфики тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, задачами и целями, стоящими перед местными сообществами на конкретном этапе их исторического развития. Функции местного самоуправления представляют собой единство содержания компетенции, полномочий, основных направлений, форм и методов осуществления муниципальной деятельности. Функции первичны по отношению к компетенции и полномочиям органов. Компетенция органов местной власти, а особенно их отдельные полномочия подвержены более частным изменениям. Функции же более стабильны по сравнению с компетенцией, т.к. отражают исторически обусловленную природу местного самоуправления[5, с.436].

В функциях местного самоуправления выражается его сущность, та роль, которую органы местного самоуправления играют при решении вопросов местного значения, удовлетворении потребностей населения и повышения качества его жизни, а также развитии муниципального образования. Применительно к органам публичной власти предметы ведения – это тот круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти. Предметы ведения муниципального образования – сферы общественной жизни, в которых действуют органы местного самоуправления и в которых они юридически компетентны.

Важно отметить, что согласно ч.2 ст.19 Федерального Закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления.

Перечень полномочий органов самоуправления, предоставленных Конституцией Российской Федерации и  Федерального Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» [3] позволяет нам выделить их следующие основные функции, являющиеся общими для всех органов самоуправления:

обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131 Конституции РФ) [1];

управление муниципальной собственностью;

обеспечение развития соответствующей территории;

охрана общественного порядка (ст. 132Конституции РФ) [1];

защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133) [1];

обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах;

распоряжения муниципальной собственностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1.2. Характеристика основных функций местного самоуправления в Российской Федерации

 В функциях органов местного самоуправления выражается их сущность, т.е. та роль, которую они играют в осуществлении местного самоуправления. Эти функции обозначают их определенные виды деятельности, связанные с выполнением поставленных перед ними целей и задач.

Большинству органов муниципального управления присущи функции, имеющие универсальный характер, например прогнозирование, планирование, регулирование, координация, кадровое дело, финансирование, контроль, учет и т.п. Необходимо отметить, что перечень вопросов местного значения может устанавливаться и изменяться только федеральным законом об организации местного самоуправления в Российской Федерации, за исключением вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В целом же  основные функции местного самоуправления России  можно квалифицировать следующим образом и дать им следующую характеристику:

1. политическая функция – направлена на обеспечение права граждан на осуществление местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003г. и другим законодательным актам Российской Федерации граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, принимать участие в местном референдуме, иным способом непосредственно участвовать в осуществлении местного самоуправления и т.д.

2.Экономическая  функция – связана с деятельностью  органов 
местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и местными финансами, формированию и исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, обеспечению комплексного развития территории муниципального образования, осуществление иной, предусмотренной законом деятельностью по решению вопросов местного значения.

3. Социальная функция – подразумевает деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению потребностей населения в коммунально-бытовых, социальных, культурных и других жизненно важных услугах.

4. Функция охраны общественного порядка – связана с деятельностью населения и органов местного самоуправления по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования. Так, органы местного самоуправления вправе обеспечивать общественный порядок путем создания в установленном законом порядке муниципальной полиции. В тех случаях, когда муниципальная полиция не создается, указанная функция реализуется органами местного самоуправления благодаря их взаимодействию с подразделениями полиции общественной безопасности,  а также путем создания привлечения к этой деятельности добровольных народных дружин, а также иными разрешенными законом способами.

5.Экологическая  функция – реализуется населением  и органами местного самоуправления в области решения вопросов природоохраны и природопользования на территории муниципального образования. Так, органы местного самоуправления обязаны организовывать и осуществлять:

мероприятия по охране окружающей среды;

экологический контроль объектов производственного и социального назначения на территории муниципального образования;

территориальное зонирование земель, изъятие земельных участков межселенных территорий для муниципальных нужд, муниципальный контроль за использование земель и др.

Все указанные функции местного самоуправления взаимосвязаны и исполняются органами местного самоуправления в совокупности. При этом роль населения в реализации функций местного самоуправления тем больше, чем более развит институт местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Следует особо отметить, что названные функции осуществляются муниципальными государственными служащими, являющимися отдельной категорией работников, труд и поведенческие рамки которых регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О муниципальной службе в Российской Федерации» [2] и другими федеральными законами,  нормативными правовыми актами Российской Федерации [7].  Значимости труда муниципальных служащих, как особой категории государственных служащих, их роли в государственном управлении на местах посвящено много научных трудов и исследований. Так, правильную, по-нашему мнению, характеристику особенностей организации государственной службы, дает В.М. Манохин: «Все особенности государственной службы происходят из того, что она именно государственная, то есть создается и организуется государством, им регулируется посредством законодательства, а лица, находящиеся на государственной службе, обеспечивают выполнение государственных полномочий. Особенности государственной службы относятся ко всем ее структурным частям, в том числе, конечно, и к организации службы». Манохин В.М. [8, c.296]. Автор Куршиева Н.М. в статье  «Реформирование государственной и муниципальной собственности Российской Федерации: концептуальные основы, содержание, приоритеты»  подчеркивает, что успех местного самоуправления, проводимых административных реформ во многом зависит от кадрового потенциала государственной и муниципальной службы, поскольку растущий динамизм и интернационализация хозяйственной деятельности, усиливающееся внимание к проблемам и тенденциям в государственном и муниципальном управлении, требование новых знаний менеджмента для координации деятельности подразделений — все эти факторы обусловливают значимость развития кадрового потенциала [6, c.1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

 

В федеральном законе вопросы местного значения трактуются как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Стержень этого утверждения составляет соответствующие конституционные нормы ч.2 ст.3 и ст.12 Конституции России [1].

Информация о работе Основные функции местного самоуправления в Российской Федерации