Основные принципы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в эпоху перемен! Наше общество проводит исключительно трудную и необходимую перестройку. Изменения в экономике, во всем жизненном укладе сложны тем, что требуют изменений во всех сферах деятельности общества, производства и управления территориями. Управленцам постоянно нужны ясность, компетентность и смелость, чтобы объективно оценить ситуацию и принять правильные управленческие решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ПРИНЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 4

1.1 Принцип самостоятельности решения вопросов местного значения 8

1.2 Принцип организационного обособления органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций 9

1.3 Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления 10

1.4 Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением 12

1.5 Принцип многообразия организационных форм осуществления муниципального управления 13

1.6 Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина 13

1.7 Принцип законности в организации и деятельности органов местного самоуправления 15

1.8 Принцип гласности деятельности органов местного самоуправления16

1.9 Принцип коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления 18

2.0 Принцип государственной гарантии муниципального управления 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов  и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Законодательно закреплено, что:

а) образование органов  местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;

б) осуществление местного самоуправления органами государственной  власти и государственными должностными лицами не допускается;

в) должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих;

г) решения органов и  должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;

Законодательство обеспечивает защиту органов местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в их деятельность, но и устанавливает основы их взаимодействия.

Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться, а также осуществляя решения, принятые органами государственной власти, оказывая содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне.

Федеральный закон наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, а также закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.  

 

 

1.3 Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления.

 

Европейская Хартия о местном  самоуправлении исходит из того, что  финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны представленным им полномочий. Этот принцип муниципального управления также закреплен в Конституции и законодательстве о местном самоуправлении. Без его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность муниципального управления.

Конституция гарантирует  экономическую и финансовую самостоятельность местных органов власти, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность. В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество. Она представляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Неотъемлемым атрибутом  каждого муниципального образования  является муниципальная собственность и местный бюджет. По закону муниципальному образованию обеспечивается экономическая и финансовая самостоятельность. Он предусматривает, что в случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования, то предметы ведения муниципального образования, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований – уставом города.

Важной гарантией реализации этого принципа является финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления и  компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. 

 

 

1.4 Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

 

Население решает вопросы местного значения непосредственно или через  органы местного самоуправления. Причем наличие у муниципального образования выборных органов является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Данный принцип призван  обеспечить:

а) эффективность осуществления  местных задач, отнесенных к ведению  муниципального образования;

б) учет и защиту интересов  населения в деятельности органов  местного самоуправления;

в) тесную связь населения  с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Решение вопросов непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения, отнесенных уставом к  его ведению, во многом зависит  от того, насколько эффективно организована работа органов местного самоуправления. Поэтому в случае неудовлетворительного решения местных вопросов, претензии населения должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы.

Реализация этого принципа предполагает использование населением различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые находят свое закрепление в уставе муниципального образования. Деятельность муниципальных органов должны исходить из интересов населения, его исторических и иных традиций.

В уставе муниципального образования  устанавливаются основания и  виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Население вправе выразить свое отношение к выборным органам  и должностным лицам местного самоуправления на местном референдуме, а также используя другие формы прямого волеизъявления, например выборы или отзыв выборного должностного лица. 

 

 

1.5 Принцип многообразия организационных форм осуществления муниципального управления.

 

Для России характерно многообразие форм организации и осуществления муниципального управления. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, на организацию  муниципального управления оказывает  влияние федеративное устройство нашего государства. Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению федерации и  субъектов.

Во-вторых, – Россия многонациональная  страна, регионы которой отличаются самобытностью, особенностью исторических и иных местных традиций и  обычаев.

Особенности организации муниципального управления в России также обусловлены  и разнообразием основных типов  поселений. Их насчитывается около 9 основных типов, а с учетом подвидов, более 80 специальных типов поселений. Многообразие форм организации и осуществления муниципального управления связано также с возможностью самого населения избрать ту или иную его организационную модель. Населению представлено право самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации муниципального управления: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; наименование и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления.  

 

1.6 Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

 

Значение этого принципа в муниципальной деятельности обусловлено  тем, что Конституция признает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления.

Права и свободы гражданина реализуются, прежде всего, на местном  уровне, там, где он живет, осуществляет трудовую, политическую и иную деятельность. Поэтому их реализация во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления.

Осуществление рассматриваемого принципа обеспечивается:

а) деятельностью органов  местного самоуправления по решению  вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения;

б) осуществляя функцию  охраны общественного порядка, оказывая содействие в проведении выборов в государственные органы власти, всероссийских референдумов, референдумов субъектов Российской Федерации, проводя муниципальные выборы и местные референдумы, органы местного самоуправления участвуют в создании необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод гражданина на местном уровне;

в) организация местного самоуправления на территории дает возможность каждому жителю непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения. Устав муниципального образования закрепляет конкретные формы, порядок и гарантии такого участия жителей в осуществлении местного самоуправления посредством форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления

г) нормативные правовые акты органов и должностных лиц  местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу и применяются только после их официального опубликования.  

 

 

 

 

1.7 Принцип законности в организации и деятельности органов местного самоуправления.

 

Этот принцип – один из основных конституционных принципов  российской государственности: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации

Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление и муниципальное управление в том числе, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе муниципального управления – это контроль за органами местного самоуправления по соблюдению правовых норм. Он должен соответствовать следующим критериям:

1. Любой административный  контроль над органами местного  самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией или законам.

2. Любой административный  контроль, за деятельностью органов  местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов”.

Соблюдение законности, в  деятельности органов и должностных  лиц местного самоуправления обеспечивается, прежде всего, с помощью прокурорского надзора. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина. В целях осуществления своих функций прокурор, его заместители вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления, участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением федеральных законов и  законов субъектов, а также уставов муниципального образования органами и должностными лицами местного самоуправления.

Обеспечение законности в  организации и деятельности органов  местного самоуправления осуществляется также с помощью судебных органов. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления.

Важными полномочиями по пресечению незаконной деятельности органов местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления обладают законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Они решают вопрос о прекращении полномочий соответствующего органа и выборного должностного лица местного самоуправления.

Соблюдение законности в  организации и деятельности муниципальных  органов обеспечивается контролем  представительного органа местного самоуправления за деятельностью исполнительных и других органов, а также  и должностных лиц местного самоуправления, что предусматривается уставом муниципального образования.

Контроль, за соответствием  устава муниципального образования  Конституции, федеральным законам и законам субъекта осуществляют субъекты Российской Федерации при государственной регистрации устава. В случае противоречия устава законодательству муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава. Однако данный отказ может быть обжалован в судебном порядке. 

 

 

1.8 Принцип гласности деятельности органов местного самоуправления.

 

Реализация принципа гласности  в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование населения.

В практике муниципального управления используются следующие  способы обеспечения гласности:

во-первых, информирование населения  о заседаниях представительного  органа местного самоуправления, о  вопросах, решениях обсуждаемых выборными и другими органами местного самоуправления;

во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведенья населения содержание решений, принимаемых ими. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления вступают в силу после их официального опубликования. Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления обеспечивают каждому жителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина;

Информация о работе Основные принципы муниципального управления