Органы местного самоуправления Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:30, реферат

Краткое описание

Институты системы местного самоуправления предусмотрены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Основными институтами являются:
1) прямое волеизъявление граждан в решении вопросов местного значения;
2) органы и должностные лица местного самоуправления;
3) территориальное общественное самоуправление.

Содержание

• Введение
• Глава 1. Органы местного самоуправления в Российской Федерации
• 1.1 Понятие и общие принципы организации местного самоуправления в России
• 1.2 Функции местного самоуправления
• Глава 2. Основы местного самоуправления
• 2.1 Правовые основы местного самоуправления
• 2.2 Территориальные основы местного самоуправления
• Заключение
• Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 32.43 Кб (Скачать файл)

3) верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Федерального закона "Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации", других федеральных  законов по отношению к конституции (уставу), закону, иному нормативному правовому акту субъекта Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающие права, обязанности и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;

4) разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской  Федерации, органами государственной  власти субъектов Федерации и  органами местного самоуправления  в сфере правового регулирования  местного самоуправления;

5) обязательность муниципальных  правовых актов для исполнения  на территории муниципального  образования;

6) высшая юридическая сила в  системе муниципальных правовых  актов и прямое действие на  территории муниципального образования  устава муниципального образования  и оформленных в виде правовых  актов решений, принятых на местном  референдуме (сходе граждан);

7) вступление в силу муниципальных  правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека  и гражданина, после их официального  опубликования;

8) особый порядок принятия устава  муниципального образования, внесение  в него изменений, дополнений  и государственная регистрация  в органах юстиции;

9) соответствие муниципальных правовых  актов Конституции РФ, федеральным  законам и иным нормативным  правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), иным  нормативным правовым актам субъектов  Федерации;

10) отмена или приостановление  действия муниципального правовых  актов органами и должностными  лицами, их принявшими (издавшими), судом, а в части, регулирующей осуществление  органами местного самоуправления  отдельных государственных полномочий, - уполномоченным органом государственной  власти;

11) обжалование органами местного  самоуправления в суд федерального  закона или иного нормативного  правового акта Российской Федерации  либо закона или иного нормативного  правового акта субъекта Федерации  по вопросам организации местного  самоуправления и (или) установления  права, обязанностей и ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления, если орган  местного самоуправления полагает, что они не соответствуют Конституции  РФ, федеральным конституционным  законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации;

12) участие населения в формировании  правовой системы местного самоуправления;

13) обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления  граждан, решений органов и должностных  лиц местного самоуправления;

14) наделение органов местного  самоуправления отдельными государственными  полномочиями только федеральными  законами и законами субъектов  Федерации; государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

15) наступление ответственности  в соответствии с федеральными  законами и законами субъектов  РФ за неисполнение муниципальных  правовых актов.

2.2 Территориальные  основы местного самоуправления

Территориальные основы местного самоуправления как институт 

муниципального права представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующихтерриториальную организацию местного самоуправления: формирование в состав территориимуниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок ихустановления и изменения.

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, ибо функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территории государства.  Такое подразделение территории государстваименуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.

В соответствии с административно-территориальным делением организуется государственная власть.

Вопросы территориальных основ местного самоуправления по-разному решались на разных этапах становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Однако, самостоятельно решая вопросы территориальной организации местного самоуправления, субъекты Федерации должны были основываться на следующих принципах:

а) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских и иных поселениях. Ограничение права граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях допускалось федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

б) население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Федеральный закон 1995г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.12) гарантировал каждому городскому и сельскому поселению право на самоуправление. Порядок реализации этого права устанавливается законами субъектов Федерации. Это право могло быть реализовано, во-первых, путем создания самостоятельного муниципального образования, во-вторых, путем присоединения к какому-либо муниципальному образованию;

в) обеспечение экономических и организационных условий для осуществления местного самоуправления. Обязательным условием для признания территориальной единицы в качестве территории муниципального образования, т.е. территориальной основы местного самоуправления. Являлось наличие муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов местного самоуправления. При этом согласно ст.61 упомянутого Федерального закона отсутствие муниципальной собственности на момент вступления его в силу не являлось основанием для отказа в образовании нового муниципального образования;

г) обеспечение целостности территории муниципального образования. Не допускалось объединение муниципальных образований в целях создания одного (единого) муниципального образования в случае отсутствия у объединяющихся муниципальных образований общей границы или в случае объединения с муниципальным образованием, распложенным на территории другого субъекта Федерации;

д) обязательный учет мнения и интересов населения, проживающего на территории, например в случае изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление;

е) учет исторических, социально-этнических и иных местных традиций. Вопросы территориальной организации местного самоуправления должны были решаться с учетом компактного проживания на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачеств и других исторических и местных традиций;

ж) территория муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством должна была включать земли, необходимые для развития.

 

                                                 Заключение

В настоящее время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием "ощущения" стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Модель современной организации местного самоуправления имеет следующие организационные формы для ее осуществления:

1. Путем референдума, выборов и  др. форм прямого волеизъявления  граждан;

2. Через выборные и др. органы  местного самоуправления;

3. Через территориальное общественное  самоуправление;

4. Через созданные союзы и  ассоциации органов местного  самоуправления и органы территориального  общественного самоуправления.

Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Принципиальным отличием современной модели от советской является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в систему государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу. Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих функций:

решением вопросов административно-территориального деления;

полномочий в области экономики и финансов;

решение вопросов социального развития территории;

развитие культуры и искусства,

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан. Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы управления способствует приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

В силу сложившегося в современной России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан. Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой - ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу. Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.

Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы. Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.

Реформирование требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов, они должны стать более четкими и эффективными, для оперативного решения местных задач.

Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами. Проведенный анализ работы и организации местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.

Информация о работе Органы местного самоуправления Российской Федерации