Органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:33, реферат

Краткое описание

1. Компетенция органов местного самоуправления.
2. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений и в сфере коммунального обслуживания.
3. Полномочия органов местного самоуправления в области тарифного регулирования, ценообразования и определения нормативов потребления.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 32.84 Кб (Скачать файл)

В результате анализа действующего законодательства можно сделать  вывод о неудачной регламентации  компетенции местного самоуправления на федеральном уровне. Дело в том, что в Федеральном законе «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются лишь предметы ведения муниципальных образований, а полномочия органов местного самоуправления закреплены в серьезно устаревшем законе РФ 1991 г. «О  местном самоуправлении в Российской Федерации». Не вносят должной ясности в этот вопрос и отраслевые нормативные правовые акты, наделяющие органы местного самоуправления  все новыми полномочиями в разных отраслях и сферах, поскольку полномочия эти они устанавливают применительно  к органам местного самоуправления вообще, а не тому или иному их уровню конкретно. Органы же местного самоуправления не могут сами себе устанавливать полномочия,   даже если в обшей форме предметы их ведения определены.

Исследование компетенции  органов местного самоуправления детерминирует  раскрытие сущности муниципального управления, осуществляемого органами местного самоуправления. Муниципальное  управление по сути своей является частью государственного управления, поскольку самостоятельность местного самоуправления в осуществлении своих полномочий не предполагает оторванности органов местного самоуправления от реализации задач и функций государства.

 

Глава 2. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений и в сфере коммунального обслуживания

В соответствии с Федеральным  законом № 131-ФЗ вопросом местного значения поселения и городского округа является обеспечение малоимущих граждан, проживающих  в поселении и нуждающихся  в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с  жилищным законодательством. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ в ст. 14 устанавливает  следующие полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений:

·учет муниципального жилищного фонда;

·установление размера дохода, приходящегося на каждого члена  семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи  и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан  малоимущими и предоставления им по договорам социального найма  жилых помещений муниципального жилищного фонда;

·ведение в установленном  порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального  найма;

 

·определение порядка  предоставления жилых помещений  муниципального специализированного жилищного фонда;

·предоставление в установленном  порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма  жилых помещений муниципального жилищного фонда;

·принятие в установленном  порядке решений о переводе жилых  помещений в нежилые помещения  и нежилых помещений в жилые  помещения;

         ·согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

·признание в установленном  порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

·осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием  жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

·определение порядка  получения документа, подтверждающего  принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения  в соответствии с условиями и  порядком переустройства и перепланировки жилых помещений и иные вопросы, отнесенные законодательством к их полномочиям.

Кроме этого, органы местного самоуправления поселений и городских  округов осуществляют полномочия по вопросам местного значения в сфере  коммунального обслуживания. Это: 1) организация в границах поселения  электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; 2) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 3) организация благоустройства и озеленения территории поселения; 4) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных  районов осуществляют полномочия по вопросам организации утилизации и  переработки бытовых и промышленных отходов. Органы местного самоуправления муниципальных районов также  решают вопросы по организации в  границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.

Правовой основой осуществления  данных полномочий является Постановление  Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в котором коммунальные услуги определяются как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Данным постановлением регулируются отношения между исполнителями  и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок  контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера  платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера  платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении  и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Контроль за соблюдением законности предоставления коммунальных услуг осуществляется наряду с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации также органами местного самоуправления в пределах собственных полномочий.

Правовые основы обращения  с отходами производства и потребления  в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а  также вовлечения таких отходов  в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулирует Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ст. 13 данного закона, формулируя требования к обращению  с отходами на территориях муниципальных  образований, устанавливает, что такие  территории подлежат регулярной очистке  от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Ее организация осуществляется органами местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

 

 

Глава 3. Полномочия органов местного самоуправления в области тарифного регулирования, ценообразования и определения нормативов потребления

Тарифное регулирование как одно из основных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения предусмотрено ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также осуществляют регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию  тарифов на товары и услуги организаций  коммунального комплекса (за исключением  тарифов на товары и услуги организаций  коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере  электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

Более подробно данные полномочия регулируются Федеральным законом  от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах  регулирования тарифов организаций  коммунального комплекса». Он устанавливает  основы регулирования тарифов организаций  коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение  и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к  тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с законом подлежат регулированию: тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Под тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса понимают ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры - совокупности производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Законом также регулируются общие принципы регулирования тарифов  и надбавок. С учетом данных принципов представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: а) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; б) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; в) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Основы ценообразования  в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, определяющие принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Этим документом также поясняется порядок реализации методов - установления фиксированных тарифов, установления предельных тарифов, индексации установленных тарифов.

Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в  сфере деятельности организаций  коммунального комплекса, которые  определяют порядок установления тарифов  на товары и услуги организаций коммунального  комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В целом, следует отметить, что неадекватная тарифная политика препятствует выводу жилищно-коммунального  хозяйства из кризиса. Повсеместный рост тарифов не влечет за собой  повышения качества и надежности предоставляемых услуг. Тарифное регулирование  должно учитывать прежде всего социальную предназначенность данного комплекса.

Информация о работе Органы местного самоуправления