Органы власти и молодёжные организации в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

В политической жизни общества важное место принадлежит молодёжи, ее общественной деятельности, молодежным организациям. Государство и общество заинтересовано в молодежи как в активной социальной силе, как в таком поколении, которое, включаясь в общественную жизнь, является участником общественного прогресса.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 51.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

   ВВЕДЕНИЕ

В политической жизни общества важное место принадлежит молодёжи, ее общественной деятельности, молодежным организациям. Государство и общество заинтересовано в молодежи как в активной социальной силе, как в таком поколении, которое, включаясь в общественную жизнь, является участником общественного прогресса.

Роль молодежи в современной  России возрастает, а в некоторых  областях, прежде всего в экономической  сфере, велика (малое предпринимательство, новые технологии, банковские структуры).

Вместе с тем, в условиях модернизации российского общества и в сложившейся социально-экономической  обстановке именно молодежь является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и экстремистским идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия  государства на молодое поколение  с целью формирования физически  и морально развитого индивида, вовлечения молодежи в политическую и общественную деятельность, поддержке таких молодежных организаций, которые направляют свою деятельность в интересах России. Вышеизложенное и обуславливает  актуальность выбранной темы.

Выдвигая на каждой ступени  исторического развития определенные требования к подрастающему поколению, общество создает условия для  интеграции молодежи в социальную структуру. Это осуществляется через государственную  молодежную политику. 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты молодежной политики

 

1.1 Государственная  молодежная политика: понятие, особенности

 

Государство занимает особое место в политической системе  общества, которая представляет собой  совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных  граждан, принимающих участие в  политической жизни общества.

Особое внимание государства  уделяется молодым гражданам  и молодежным объединениям. Мировые  сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодежи. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации  Объединенных Наций (ООН).

В 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята "Декларация о  распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами". 1

В 1985 г., объявленном Международным  годом молодежи, были одобрены "Руководящие  принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих  последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир"; согласно резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 г. была принята Всемирная  программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам.

Государственная молодежная политика является системой мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных, организационных условий  для успешной реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества с учетом возрастных особенностей. 2

Представляется, что реализация эффективной молодежной политики в  государстве невозможна без четкого  уяснения, прежде всего субъектами реализации, самого понятия "молодежная политика". Само понятие "политика" в переводе с греческого означает "государственные дела", "искусство  управления государством".

Таким образом, понятие "политика" является родовым по отношению к  понятию "молодежная политика". В  свою очередь молодежная политика - это сложная, многогранная система  отношений. Возникает еще один вопрос, касающийся понятия "молодежи".

В настоящее время понятие "молодежь", используемое в зарубежных странах, определяется, исходя из различных  компонентов и подходов, не только возрастных рамок, но и характерных  черт (ресурс или проблема). Современные  возрастные границы понятия "молодежь", принятые в большинстве европейских  стран, США и Японии, определяются в интервале от 13-14 до 29-30 лет. 3

Согласно федеральному закону "О государственной молодежной политике в Российской Федерации", молодежь - это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно. 4

Нижняя возрастная граница  определяется, тем, что с 14 лет наступает  физическая зрелость и человек может  заниматься трудовой деятельностью  (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

При этом следует отметить, что молодежь - это не только социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет. Молодежь - это объект национально-государственных  интересов, поскольку она является стратегическим ресурсом развития страны.

Государственная молодежная политика России имеет существенный ряд отличительных особенностей по сравнению с зарубежным опытом в данной области.

Молодежная политика в  нашей стране насчитывает уже  несколько десятков лет. Однако ранее  она не была оформлена, вся работа с молодежью проводилась в  рамках идеологии и реализовалась  партией через все ее механизмы (прежде всего посредством воспитания). В связи с этим, появление понятия "молодежная политика" многие ученые связывают с распадом Советского союза.

Основными направлениями  молодежной политики современной России являются: духовно-нравственное воспитание (в частности через развитие чувства  патриотизма) и информирование молодежи о потенциальных возможностях развития.

Следует отметить, что такой  подход к молодежной политике не охватывает все 100% молодого поколения страны. Он нацелен лишь на ее малую часть - наиболее активную и дееспособную, а также ограниченную возрастными  рамками (в отличие от европейской  молодежной политики, которая базируется на вовлечении молодежи с малых лет). Фактически незащищенные слои молодого поколения (лица с ограниченными  возможностями), а также менее  активные на своем этапе развития молодые люди - остаются в стороне, пополняя ряды маргинальных элементов.

Сложившаяся крайняя степень  неравенства способна привести к  нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда) и даже гибели людей, как показывают беспорядки, произошедшие в Москве в 2011 году на Манежной площади. И как показывают проводимые соцопросы в обеих российских столицах и многих городах-миллионниках до 76% молодежи поддерживают в той или иной степени действия участников данных акций. 5

Поэтому опыт западных стран  показывает, что необходимо смягчать социальное неравенство, создать условия  для удовлетворения хотя бы минимальных  материальных и духовных потребностей всех представителей данной части населения (по крайней мере, ее подавляющего большинства).

Отличительной особенностью молодежной политики западных стран  является ее строение по отдельным  направлениям (спорт, образование, здравоохранение  и т.д.). Однако для России наилучшим  вариантом действий в сложившихся  условиях является комплексность проводимых действий. Государственная молодежная политика должна охватывать одновременно все возможные направления, посредством  которых возможно влияние на молодежные структуры страны.

 

 

 

 

1.2 Молодежные организации  в современной России: формирование  и становление

 

Молодежная политика исходит  из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Вместе с  тем, при определенных условиях и  влиянии политических сил он может  носить как конструктивную направленность, так и деструктивную, в ущерб  государству и обществу, в том  числе и самой молодежи. Мероприятия  государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности  при формировании ответственности  за сегодняшний день общества и его  будущее.

В тоже время следует отметить устойчивые взгляды на молодежь, как  социально пассивную, находящуюся  в переходном, маргинальном состоянии  социальную группу, потребителя социальных услуг, различных видов безвозмездной  помощи, поддержки со стороны государства, замкнутую в системе своих  внутренних, подчас сугубо экономических, интересов и потребностей. 6

С периода распада СССР и до недавнего времени со стороны  государства и основных политических партий отсутствовал запрос на систематическое  гражданско-политическое воспитание подрастающего  поколения, формирование преемственности  носителей определенной системы  ценностей.

Следствием социально-экономической  нестабильности и неопределенности 1990-х гг. стало дистанцирование части молодежи от политической жизни, рост аполитичности. Нынешнее молодое российское поколение очень неоднородно. Исследователи отмечают, что сложно выделить группу, ценности и практики которой являлись бы доминирующими.

Вместе с тем, специалисты  считают, что можно выделить следующие  условные "идеальные типы" жизненных  стратегий молодежи, наиболее четко  отраженные сегодня в СМИ, литературе, кинематографе - те, на которые реально  молодежь ориентируется. Это три  типа жизненных стратегий:

         1)стратегии, ориентированные на достижение успеха в рамках социальных норм;

         2)"размытые" стратегии;

         3)протестные стратегии. 7

Рассмотрим эти типы.

К первому специалисты  относят следующие группы:

"молодые профессионалы" - высокооплачиваемые наемные специалисты крупных российских и международных компаний, а также молодые владельцы бизнеса, которые радикально отличаются от своих предшественников 1990-х годов;

"молодые бюрократы" - государственные и муниципальные служащие и участники молодежных политических организаций, ориентирующихся на власть;

"золотая" ("гламурная") молодежь" - стандарт задают дети представителей предпринимательских кругов, шоу-бизнеса, политиков, крупных чиновников, вошедших в элиту и сформировавших свои состояния в 1990-е гг.

Если говорить о формировании объединений или организаций  из числа молодых людей, представляющих данные группы, то следует выделить вторую группу - "молодые бюрократы", поскольку жизненная стратегия  первой и третьей групп, по нашему мнению, менее подвержена к формальным объединениям в силу, в основном, занятости в бизнесе и безразличия к политике. Эксперты считают, что можно выявить несколько важных мотиваторов. 8

Во-первых, это ориентация на индивидуальный успех - карьерный  рост, обучение, доступ к материальным благам, самореализацию (движение своими задачами ставит "модернизацию правящей элиты", "смену у руля управления страной поколения пораженцев новым  поколением лидеров").

Во-вторых, близость организации  к власти, чувство своей причастности к чему-то по-настоящему значимому (в  данном случае к политике президента страны и его курсу), возможность "творить историю".

В-третьих, расширение круга  своего общения, установка полезных в будущем дружеских и деловых  контактов - своеобразного "трамплина", внешняя эффектность (массовые шествия, митинги, ношение унифицированных  символов принадлежности к организации, внимание СМИ).

Молодежь продолжает оставаться по большей степени аполитичной, что влечет за собой проблемы ее мобилизации.

В целом для анализа  существующих сегодня в России молодежных организаций можно использовать специальную систему координат, где учитываются два фактора: отношение к власти и политическая "окраска". Всего получается четыре вида молодежных организаций:

  • работающие в интересах власти, среди которых условно говоря консервативные движения - "Молодая гвардия", "Наши", "Россия молодая";
  • работающие в интересах власти "патриоты", чья идеология национал-патриотическая или левая.
  • оппозиционные молодежные организации - левые (СКМ, АКМ) и правые "Оборона", "Да!" и множество других.
  • организации, которые создаются как бизнес-проекты ("Пора", московское отделение "Идущих без Путина", "Мы"). 9

Согласно социологическим  опросам, проводимым в разных странам  мира с завидной регулярностью, то за последние 15 лет политикой стали  увлекаться на 30% больше молодых людей, чем во второй половине двадцатого века. 10 Связано, говорят эксперты и психологи, это может быть с несколькими причинами:

Первая и самая глобальная - "бесплатный сыр" в формате  фитнес-клубов, кинотеатров и наличных денег за участие в акциях госдвижений.

Вторая - революционная - объясняется  неиссякаемым желанием молодых людей  идти против течения. Установка у  них обычно следующая: если на пикеты "Молодой гвардии" приходят 2000 человек поддержать антикризисные  программы Правительства, то молодежь соберется всемером, но скажет, что  против. Это либералы. С каждым днем их становится все больше.

Последняя тривиальная причина - скука, любопытство.

Но, как показывает практика, впоследствии они присоединяются к  одному из двух первых лагерей.

Итого, молодежные движения современной России можно классифицировать следующим образом. Значительный блок занимают правительственные молодежные организации. Следом за ними следуют  демократические (самоорганизовывающиеся или организованные демократическими партиями). Религиозные и скаутинговые объединения - особый вид пристрастий молодежи. Их осталось не так много.

 

Глава 2. Органы власти и молодежные организации в Тюменской области

Информация о работе Органы власти и молодёжные организации в современной России