Организация исполнительной власти на региональном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

Цель: исследовать понятие, признаки и виды исполнительных органов субъектов России.
Предмет: законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок формирования деятельности органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объект: государственно-властные отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....3
1 Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………………………………………………….…5
1.1 Понятие и признаки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………….........5
1.2 Виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………………10
2 Система и принципы государственной власти Рязанской области……………..15
2.1 Закон Рязанской области о системе исполнительных органов
государственной власти Рязанской области……………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………..25
Список нормативных актов и литературы…………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

система ГМУ.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается «совокупность  органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной  власти и органами местного самоуправления»10.

В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

а) глава исполнительной власти субъекта Федерации – президент республики, глава администрации, губернатор, и  т. д.;

б) исполнительный орган государственной  власти общей компетенции (правительство  или администрация);

в) исполнительные органы государственной  власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);

г) территориальные органы государственной  исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных  образований (городов и районов  республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов;

д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

Разновидностями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  являются министерства, государственные  комитеты, комитеты, департаменты, управления, инспекции и иные органы исполнительной власти. Министерство - это «орган исполнительной власти субъекта РФ, проводящий государственную  политику и осуществляющий управление в установленной определенной сфере  деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов  исполнительной власти субъекта РФ»11. Например, министерство образования, министерство здравоохранения, министерство экономического развития и другие. Департамент, комитет, управление - это органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Например, комитет по молодежной политике, спорту и туризму, управление кадровой политики и государственной службы. Департаменты создаются для осуществления управления в сфере деятельности, признанной приоритетной в субъекте РФ. Комитеты создаются для осуществления государственного отраслевого или межотраслевого регулирования по вопросам, отнесенным к их ведению. Управления создаются для осуществления государственного функционального регулирования в определенной сфере деятельности. Таким образом, департаменты могут быть как отраслевыми, так и функциональными органами власти. Комитеты являются отраслевыми, а управления функциональными органами. Указанное деление не всегда четко прослеживается на практике.

В некоторых субъектах России (например, г. Москва) образованы и действую территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ (префектуры, управы). Особую функцию выполняют контролирующие органы исполнительной власти субъектов РФ - инспекции, осуществляющие государственный контроль и надзор в отведенной им сфере хозяйства.

Кроме того, выделяют следующие виды органов исполнительной власти субъектов  РФ:

- органы общей компетенции;

- органы отраслевой компетенции;

- органы межотраслевой компетенции;

- органы внутриотраслевой компетенции;

- единоначальные органы;

- коллегиальные органы;

- органы, где единоначалие сочетается  с коллегиальностью.

Всю систему региональных органов  исполнительной власти возглавляет  высший исполнительный орган государственной  власти субъекта РФ

Несмотря на то, что на территории субъекта РФ как непосредственно, так  и через создаваемые ими территориальные  органы функционируют федеральные  органы исполнительной власти, они  не включены в систему органов  исполнительной власти субъекта РФ.

Высший региональный орган исполнительной власти возглавляет всю систему  региональных органов исполнительной власти и является постоянно действующим. Так, согласно ст. 44 Устава города Москва «Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы»12. В соответствии со ст. 58 Устава Омской области постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Омской области является Правительство Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области. На основании ст. 78 Устава (Основного Закона) Алтайского края администрация Алтайского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Алтайского края.

Руководство высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта Федерации  осуществляется высшим должностным  лицом (руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта РФ. Например, в соответствии с Уставом Нижегородской области «губернатор области является высшим должностным лицом области, гарантом законности на территории области, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти области – Правительства»13. Согласно Уставу Амурской области, «глава администрации области руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия и несет ответственность за надлежащее осуществление ее полномочий»14. В субъектах РФ, ранее устанавливающих коллегиальные органы исполнительной власти при отсутствии института высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти), региональное законодательство противоречило федеральному законодательству. На сегодняшний день эти противоречия устранены.

Высший орган исполнительной власти субъекта РФ, как правило, действует  в пределах срока полномочий высшего  должностного лица региона и слагает  свои полномочия со дня вступления в силу решения о наделении  гражданина РФ полномочиями высшего  должностного лица субъекта Федерации, продолжая работать до сформирования  высшего регионального органа исполнительной власти нового состава. При этом со дня вступления в силу решения  о наделении лица полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, он вправе или оставить в должности  его членов, или освободить их от должности и назначить на соответствующие  должности других лиц. Решение принимается  персонально по каждому из лиц.

Наименование, структура и порядок  формирования высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ устанавливается региональным законодательством  с учетом исторических, национальных и иных традиций региона. Он может  именоваться: администрация, совет  администрации, правительство, кабинет  министров. Например, согласно Конституции  Чувашской Республики (ст. 110) высшим исполнительным органом власти республики является Кабинет Министров. В соответствии с Уставом Московской области (ст. 29) государственную исполнительную власть в области осуществляет Администрация  Московской области.

Во всех субъектах Федерации  высший региональный орган исполнительной власти является коллегиальным органом, т.е. все важнейшие решения принимаются  коллегиально, большинством голосов.

Таким образом, приведенный перечень является собирательным, обобщающим все  возможные варианты. Система исполнительной власти конкретного субъекта Федерации  устанавливается им самостоятельно в конституции, уставе и законах  о системе органов государственной  власти, а также в актах главы  исполнительной власти, закрепляющих структуру исполнительных органов.

 

2 Система и принципы государственной власти Рязанской области

1)В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством деятельность органов государственной власти Рязанской области основывается на следующих принципах:

    1. государственной и территориальной целостности Российской Федерации;
    2. распространения суверенитета Российской Федерации на всю территорию Рязанской области;
    3. верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Рязанской области;
    4. единства системы государственной власти;
    5. разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
    6. разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Рязанской области;
    7. самостоятельного осуществления органами государственной власти Рязанской области принадлежащих им полномочий;
    8. самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

2)Органы государственной власти Рязанской области обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти Рязанской области и органы местного самоуправления, гарантий периодического проведения указанных выборов.

3)Органы государственной власти Рязанской области содействуют развитию местного самоуправления.

4)Полномочия органов государственной власти Рязанской области устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) и законами Рязанской области и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем принятия новых федеральных законов, Устава (Основного Закона) и законов Рязанской области либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

5)В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Рязанской области могут на основании соглашения передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

2.1 Закон Рязанской области  о системе исполнительных органов  государственной власти Рязанской  области

Принят Рязанской областной Думой 18 апреля 2008 года

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,Уставом (Основным Законом) Рязанской области устанавливает систему исполнительных органов государственной власти Рязанской области, а также определяет правовую основу организации деятельности исполнительных органов государственной власти Рязанской области.

Статья 1

1. Систему исполнительных органов  государственной власти Рязанской  области составляют:

1) высший  исполнительный орган государственной  власти Рязанской области - Правительство  Рязанской области;

2) центральные исполнительные органы  государственной власти Рязанской  области: министерства, комитеты, главные  управления и государственные  инспекции Рязанской области;

3) территориальные исполнительные  органы государственной власти  Рязанской области.

2. Структура исполнительных органов  государственной власти Рязанской  области определяется Губернатором  Рязанской области в соответствии  с системой исполнительных органов  государственной власти Рязанской  области, установленной настоящим  Законом.

Статья 2

1. Правительство Рязанской области  является высшим, постоянно действующим,  коллегиальным исполнительным органом  государственной власти Рязанской  области, наделенным общей компетенцией.

2. Состав и порядок формирования  Правительства Рязанской области  устанавливаются в соответствии  с Уставом (Основным Законом) Рязанской области и законом Рязанской области.

3. Правительство Рязанской области  осуществляет на всей территории  Рязанской области исполнительно-распорядительную  деятельность в соответствии  с законодательством Российской  Федерации и законодательством  Рязанской области.

4. Полномочия, осуществляемые Правительством Рязанской области, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Рязанской области, законами Рязанской области и иными нормативными правовыми актами Рязанской области.

5. Правительство Рязанской области  действует на основании Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, указов Президента Российской  Федерации, постановлений Правительства  Российской Федерации, Устава (Основного  Закона) Рязанской области, законов Рязанской области и постановлений Губернатора Рязанской области и обеспечивает их исполнение на территории Рязанской области.

6. Осуществляя свои полномочия, Правительство Рязанской области издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Рязанской области, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Рязанской области, законам Рязанской области и постановлениям Губернатора Рязанской области.

7. В своей деятельности Правительство  Рязанской области подотчетно  Губернатору Рязанской области.

Статья 3

1. Центральные исполнительные органы  государственной власти Рязанской  области - органы специальной  компетенции, осуществляющие на  всей территории Рязанской области  исполнительно-распорядительную деятельность  в отдельных (подведомственных) отраслях  и сферах государственного управления.

2. Центральные исполнительные органы  государственной власти Рязанской  области формируются Правительством  Рязанской области на основании  Устава (Основного Закона) Рязанской  области, настоящего Закона и  в соответствии со структурой  исполнительных органов государственной  власти Рязанской области, определяемой  Губернатором Рязанской области.

Информация о работе Организация исполнительной власти на региональном уровне