Опыт зарубежного государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:38, реферат

Краткое описание

Цель данного исследования изучить систему государственного управления в современных монархиях , на примере Швеции и Великобритании. Для этого в работе поставлены следующие задачи :
. рассмотреть и изучить, что представляет собой система государственного
управления;
. какие бывают типы систем государственного управления;
. изучит государственное управление в Швеции и Великобритании и сравнить их
системы;
. рассмотреть какова же роль монарха в государственном управлении и его
роль в жизни страны;

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….2
2. Государственное и муниципальное управление Великобритании…...3
1. Основные характеристики Великобритании………………………4
2. Особенности местного управления……………………………….11
3. Опыт государственного и муниципального управления Японии……..13
1. Основные характеристики Японии……………………………….14
2. Местное самоуправление в Японии………………………………18
4. Заключение………………………………………………………………..19
5. Список литературы...…………………………………………………......21

Вложенные файлы: 1 файл

Формы гос устройства.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

     Если  проект принят, он передается в палату лордов, где происходит аналогичная  процедура.

     К полномочиям палаты общин относят  финансовые полномочия, исходя из того, что налогообложение невозможно без представительства народа, ибо налоги изначально платит население, а представительством народа есть нижняя палата. Закон о бюджете всегда принимается сначала нижней палатой. Его вносит только правительство, поправки депутатов возможны лишь по согласованию с соответствующим министром. Полномочия палаты в отношении закона о бюджете ограничены. Они ограничены и в отношении других финансовых и «денежных» биллей (между этими понятиями есть некоторое различие, а решение о том, каким является билль – финансовым или «денежным», принимает спикер палаты общин). Эти законы также обсуждаются сначала в нижней палате и должны быть приняты верхней в течение месяца. После истечения этого срока закон вступает в силу без согласия палаты лордов.

     Парламент Великобритании (практически палата общин) осуществляет контроль за управлением, за деятельностью правительства. Однако большинство парламента и правительства, за исключением редчайших случаев, всегда принадлежит к одной и той же партии, а лидер партии является лидером фракции большинства в парламенте и одновременно премьер-министром. Поэтому направляет работу парламента, по существу, правительство.

     Юридически  правительство несет коллективную ответственность перед парламентом (только перед палатой общин). Палата общин может потребовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр, если речь идет об упущениях определенного министра, а чаше всего о его неэтичном поведении. Вопрос о вотуме недоверия бывает только связанным, т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом: правительство заявляет, что если билль не будет принят, то оно уйдет в отставку, оказывая тем самым давление на палату общин.

     Дебаты  также являются формой контроля, по общим вопросам политики, которые обычно предлагаются оппозицией. В связи с этим премьер-министр регулярно выступает перед парламентом и каждый министр кабинета выступает раз в месяц. Общей политике правительства посвящены также ежегодные дебаты в связи с тронной речью монарха в парламенте при открытии его сессии.

     Контроль  за деятельностью министров осуществляют также парламентские специальные  комитеты: с 1979 г. министры приглашаются ими (и не осмеливаются не явиться) для  объяснений.

     Высшую  исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, который наряду с наследственным монархом является лидером страны. В правительство Великобритании входит около 100 человек; наиболее важные и влиятельные члены правительства образуют более узкую коллегию – Кабинет министров.

     Правительство никогда не собирается на заседания  и не принимает решений. Из его  состава выделяется более узкий  кабинет ведущих министров (18–22 человека, в 1997 г. – 22), в их числе  всегда государственные секретари  внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др.

     Он  созывается на заседания и принимает  решения, хотя и редко. Обычно этот кабинет  заседает в личной резиденции премьер-министра. Но чаще на эти заседания в доме премьера (одно время раз в неделю) собирается «внутренний кабинет» – несколько ведущих лиц, пользующихся особым доверием премьер-министра. «Внутренний кабинет» принимает решения от имени кабинета.

     Правительство формируется партией большинства  в палате общин, представляет ей программу, которая утверждается голосованием. Это акт выражения доверия правительству. В состав правительства входят, во-первых, главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Они получают все решения кабинета («внутреннего кабинета»). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств.

     Также членами правительства являются министры и государственные министры, т.е. заместители ведущих министров, а также все младшие министры – заместители других министров, не входящие в состав кабинета. Они участвуют в заседаниях кабинета по приглашению. Есть территориальные министерства: по делам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Членами правительства являются некоторые лица, занимающие традиционные еще со времен феодализма должности (например, лорд – хранитель печати). Далее министры без портфеля, которые оказывают помощь премьер-министру по его указаниям. Наконец, в состав правительства включается особая категория младших министров: парламентские секретари, представляющие министра в парламенте.

     При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов  – комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Существуют также парламентские  службы, которые следят за дебатами в парламенте, информируют министра о вопросах, поднятых в парламенте (в основном касающихся данного ведомства), готовят ему ответы на вопросы депутатов, выступления в парламенте.

     В Великобритании министерства имеют  отделения на местах, с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.). 
 
 
 
 
 

     2.2. Особенности местного  управления.

     В решении вопросов местного значения важную роль играют органы местного муниципального самоуправления. За последние несколько лет эта структура существенно изменилась. В Северной Ирландии было учреждено 26 районных управлений. А также была упрощена комплексная организация самоуправления в Англии и Уэльсе и преобразована в двух яростную систему, состоящую из 53 крупных управлений графств и 369 менее крупных районных управлений. В Уэльсе вместо 13 прежних графств теперь осталось только восемь, причем пять из них получили валлийские названия. В Шотландии после реформы стало девять областных и 53 районных управления.

     В Шотландии существует собственный  парламент. В июле 1999г. в Эдинбурге  состоялось его официальное открытие, что расценивается как самое  серьезное для шотландцев событие  почти за 300 лет, с того момента, как в 1707 г. независимый парламент этой страны прекратил свое существование в результате образования англошотландской унии.

     Однопалатный  парламент Шотландии насчитывает 129 членов. Среди наиболее важных полномочий, переданных Вестминстером шотландскому парламенту: право издавать законы без дальнейшего их утверждения британским парламентом; изменять размер подоходного налога в пределах трех пенсов с каждого фунта.

     В сфере деятельности парламента Шотландии  теперь находятся: здравоохранение; образование; подготовка кадров; местные органы самоуправления; транспорт (вопросы развития); городское планирование и жилищное строительство; службы социального обеспечения (частично); экономическе развитие, инвестирование, торговля, экспорт, туризм; гражданское, уголовное право; суды, полиция, тюрьмы, службы пожарной безопасности; защита окружающей среды и национального достояния; архивы, регистрация актов гражданского состояния; сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство; искусство (галереи, музеи) и спорт.

     Парламент Великобритании сохранил за собой следующие  функции: внешняя политика; оборона  и задачи национальной безопасности; основополагающие вопросы экономики, промышленности, энергетики, денежно-кредитной  политики; определенные вопросы внутренней политики (иммиграция, занятость, защита информации, борьба с наркобизнесом и т.п.); социальная защита населения; законодательное регулирование сферы транспорта; СМИ (в первую очередь, электронные).

     Британский  парламент также оставляет за собой право осуществлять законодательную власть по любому вопросу, однако при нормальных условиях он не будет принимать законы по проблематике, относящейся к компетенции Шотландии, без согласия последней.

     Право голоса имеют все граждане Великобритании, а также других стран Содружества и Республики Ирландии, достигшие 18 лет и постоянно проживающие в Великобритании.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Опыт  государственного и муниципального управления в Японии.

     После капитуляции Японии  второй мировой  войне верховную власть в  стране, по соглашению с союзниками, осуществляла   американская    военная администрация, одной из  главных задач которой стала демилитаризация и демократизация страны. В рамках этого процесса в  Японии  была  разработана новая конституция, принятая в октябре 1946 г. и вступившая  в  силу  3  мая 1947 года.

     Конституция впервые в истории страны провозгласила  принцип  национального суверенитета  и  основные   демократические   свободы,   ввела   всеобщее избирательное   право.    В    качестве    основополагающей    концепции государственного управления была принята концепция правового  государства  и провозглашен один из фундаментальных  принципов  классической  демократии  - принцип разделения властей : законодательной , исполнительной и  судебной  .

     Конституция кардинальным образом изменила статус японского  монарха.  Из персоны  «священной  и  неприкосновенной»  он  превратился в «символ государства и единства народа». Однако в конституции нет формулировки  о том, какова форма правления в стране, хотя  императорский  трон  переходит по наследству от отца к старшему сыну. По этому  поводу  среди  японских  и зарубежных правоведов существует несколько суждений.  Одни  считают ,  что Япония является парламентарной монархией, так как имеется  наследственный монарх с титулом  императора  ( тэнно ). Другие  заявляют,  что монархии уже  не  существует,  а  Япония  является  республикой  с   монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее , формальное значение .

        Не содержит конституция положений   и о главе государства.  В следствии этого возникли некоторые концепции, затрагивающие вопрос о том,  является ли главой государства император. Согласно одним теориям,  именно  император есть глава государства,  согласно  другим,  таковым  является  премьер  - министр. Широко распространены также теории , в которых утверждается ,  что Япония существует специфический тип парламентарной монархии,  при  которой император не является главой государства , а служит лишь  символом  монархии. 

     3.1. Основные характеристики Японии.

       В целом можно сказать, что по форме правления Япония  представляет  собой уникальное  сочетание  слабой  монархической  оболочки  и  вполне  реального республиканского  содержания  принципов  формирования   и   функционирования государственных институтов и положения личности .

  Согласно конституции, император «от имени народа»: 

  • созывает  парламент, может объявить  о  роспуске  нижней  палаты;
  • промульгирует  поправки  к конституции, законы,  договоры,  правительственные  указы  ; 
  • назначает премьер - министра  по рекомендации  парламента; 
  • Награждает  орденами  , принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд  других, главным образом полномочиями носит лишь формальный  характер  ,  поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена .

   Таким образом,  император  не  обладает  полномочиями,  связанными  с

осуществлением  государственной власти, и  может  предпринимать  действия, относящиеся к делам государства,  лишь  по  совету  и  одобрению  кабинета министров , который несет за них ответственность .

  Высшим органом исполнительной власти является правительство  ,  которое  в Японии называется  кабинетом министров . Его деятельность осуществляется  на основе конституции , Закона о кабинете министров (1947г.)  и Закона  об организации государственного управления ( 1948г ).

     В состав кабинета, который  возглавляет   премьер  -  министр,  входят

заместители премьера, министры и государственные  министры,  генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро.

     Кабинет образуется следующим  образом.  Сначала  палаты  на  раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер  -  министры. Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность  премьер министра , который , в свою очередь , назначает других министров кабинета  .

     Большинство  министров  должны  быть  депутатами  парламента  .   В   период нахождения  на  должности  министр  не  может  быть  привлечен  к   судебной ответственности без согласия премьер - министра .

Информация о работе Опыт зарубежного государственного и муниципального управления