Муниципальный заказ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:55, контрольная работа

Краткое описание

Муниципальный заказ по своему юридическому статусу не является государственным заказом, поскольку муниципальные образования представляют собой не государственную власть, а форму местного самоуправления. Не смотря на это его роль в развитии экономики муниципального образования, принципы его формирования, размещения и исполнения во многом схожи с государственным заказом.

Вложенные файлы: 1 файл

заказ Microsoft Office Word (6).docx

— 81.25 Кб (Скачать файл)

Переход с начала 90-х годов  Российской Федерации к рыночному  хозяйству  ознаменовал начало эпохи господства конкуренции, без которой саморазвитие экономики невозможно. Именно поэтому одним из первых законов Российской Федерации, регулирующих хозяйственную жизнь общества, стал закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который был принят в апреле 1991 г.

Особое место в системе  рыночной экономики занимает рынок  государственных и муниципальных  закупок. Указом Президента РФ от 08.1997 г. № 305 « О первоочередных мерах  по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации  закупки продукции для государственных  нужд», утверждено «Положение об организации  закупок товаров, работ и услуг  для государственных нужд». Оно  стало первым законодательным актом, кардинально изменившим систему  государственных  закупок переведя ее на принципы конкуренции. В соответствии с данным положением открытый конкурс стал предпочтительным способом закупок.

Содержание понятия «Государственный заказ», его роль в развитии экономики  региона, принципы его формирования, размещения и исполнения достаточно подробно раскрыты авторским коллективом  ученых СПбГАСУ Ю.П. Панибратовым, В.С. Смирновым, И.П. Соколовым, С.Р. Тяжетдиновым, В.В. Лебедевым и В.И. Фроловым.[24] В своей работе они отметили – что процесс городского заказа является составной частью бюджетного процесса. Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование государственного заказа есть не что иное, как формирование натурально - вещественной формы расходов бюджета. Из этого утверждения можно сделать вывод, что формирование муниципального заказа есть не что иное, как формирование натурально - вещественной формы расходов муниципального бюджета.

Муниципальный заказ по своему юридическому статусу не является государственным  заказом, поскольку муниципальные  образования представляют собой  не  государственную власть, а форму местного самоуправления. Не смотря на это его роль в развитии экономики муниципального образования, принципы его формирования, размещения и исполнения во многом схожи с государственным заказом.

Федеральное законодательство пока не дало единой, четкой трактовки  понятия – муниципальный заказ. Поэтому в практических разработках  муниципальных образований и  субъектов Федерации понятию  муниципальный заказ придается  самый разнообразный смысл.

Конституцией РФ и федеральным  законодательством на местное самоуправление возлагаются обязанности по обеспечению  жизненно важных потребностей населения. Являясь юридическим лицом, муниципальное  образование обладает его правоспособностью: владеет, пользуется и распоряжается  обособленным имуществом, заключает  сделки и несет ответственность  по ним. От имени муниципального образования  и действуя в его интересах, уполномоченные на то Уставом органы местного самоуправления или муниципальные учреждения вступают в многочисленные договорные отношения  в качестве заказчиков и потребителей товаров и услуг. Оплата заказов  осуществляется из средств местного бюджета. В целом ряде случаев  муниципальное образование в  части, оплачиваемой из средств местного бюджета, выступает созаказчиком услуг, предоставляемых коммерческими организациями населению. Набор и объем заказываемых товаров и услуг ограничивается размером местного бюджета, утвержденного представительным органом и доведенного до населения через СМИ.

Таким образом, муниципальный  заказ можно определить, как поручение  хозяйствующему субъекту выполнить  работу (предоставить услугу, поставить  товар), предназначенную для удовлетворения потребностей муниципального образования, связанных с реализацией законодательно установленных предметов ведения  местного самоуправления, и оплачиваемую из средств соответствующих расходных  статей местного бюджета и муниципальных  внебюджетных фондов.[118]

Как уже было указано ранее  отсутствие Федерального Закона" О  муниципальном заказе" и возложение разработки правил проведения открытого  конкурса на представительные органы местного самоуправления привело в  практических разработках муниципальных  образований и субъектов Федерации  к приданию самого разнообразного смысла не только понятию муниципальный  заказ но и важнейшим элементам всей инфраструктуры рынка муниципальных закупок, а также разработке самых невероятных, искаженных и усеченных процедур проведения конкурсного отбора исполнителей муниципального заказа.

Целью проведения подобного  конкурса является создание видимости  активной деятельности по внедрению  в практику более эффективных  экономических форм и методов  хозяйствования. Фактически были отобраны «нужные» подрядчики для выполнения всего объема капитальных работ  муниципального образования на 2004 год  и у чиновников отпала необходимость  в разработке конкурсной документации, организации и проведении  конкурсов обеспечивающих удовлетворение муниципальных нужд с минимальными затратами бюджетных средств.

Муниципальный заказ как и государственный заказ в своем движении проходит три стадии: формирование, размещение и исполнение.

Комплекс мероприятий, проводимых органами и должностными лицами местного самоуправления, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств с целью формирования и утверждения сводного перечня муниципальных нужд на предстоящий финансовый год, называется процессом формирования муниципального заказа.

Комплекс мероприятий, проводимых органами и должностными лицами местного самоуправления, заказчиками муниципального заказа, организаторами конкурсов и  конкурсными комиссиями с целью  поиска наилучшего исполнителя муниципального контракта называется процессом  размещения муниципального заказа.

Взаимные действия заказчика  муниципального заказа и поставщика (подрядчика, исполнителя) с момента  заключения муниципального контракта  до  прекращения обязательств между сторонами называется процессом исполнения муниципального заказа.

Алгоритм процесса муниципального заказа можно представить следующим  образом (рис 6.6).

Определение заказчиками  своих нужд  производится в следующей последовательности.

Комитет финансов составляет прогноз доходной части бюджета, рассчитывает и направляет распорядителям бюджетных средств контрольные  цифры расходной части бюджета.

Распорядители совместно  с получателями бюджетных средств  составляют перечни муниципальных  нужд и направляют в комитет ответственный  за экономическую политику муниципального образования

Комитет ответственный за экономическую политику муниципального образования обобщает перечни муниципальных  нужд, составляет проект сводного перечня  муниципальных нужд и представляет его для рассмотрения представительным органом муниципального образования  и утверждения главой администрации.

После принятия сводного перечня  муниципальных нужд представительным органом муниципального и утверждения  главой администрации он становиться  обязательным для исполнения для  всех органов и должностных лиц  местного самоуправления.

Заказчики муниципального заказа назначаются постановлением (распоряжением) главы администрации муниципального образования по представлению комитет  ответственный за экономическую  политику из состава структурных  подразделений администрации либо муниципальных учреждений, муниципальных  предприятий являющихся распорядителями (получателями) бюджетных средств  и имеющих потребность в товарах  (работах, услугах).

кторы

Условия закупки

Способ закупки

Срочность

1. Экстренная закупка

2. Плановая закупка

Единственный источник

Открытый конкурс

Состояние рынка закупаемой продукции

1.Монопольный поставщик

2.Ограниченный круг поставщиков

3. Развитый рынок

Единственный источник

Закрытый конкурс

Открытый конкурс

Объем закупки

1.  До 2000 МРОТ

2.Более 2000 МРОТ

Запрос ценовых котировок

Закрытый конкурс

Открытый конкурс

Расходы на конкурсные процедуры

1. Сопоставимы с объемом  закупки

2. Незначительны в сравнении  с объемом закупки

Закрытый конкурс

Открытый конкурс


При выборе способа закупок  запросом ценовых котировок –  запрос ценовых котировок производится не менее чем у трех поставщиков. В случае, когда по

 

Заказчики муниципального заказа выбирают определенный способ закупки, учитывая следующие факторы: времени (срочность закупки); состояние рынка  товара, закупаемого для муниципальных  нужд; объем закупаемой продукции; эффективность  проведения конкурса (сопоставление  затрат с результатами).

Выбор способа закупки  продукции в зависимости от факторов и условий закупки можно представить  в виде таблицы (табл. 6.3).

Таблица 6.3 – Факторный  выбор способа закупки

Факторы

Условия закупки

Способ закупки

Срочность

1. Экстренная закупка

2. Плановая закупка

Единственный источник

Открытый конкурс

Состояние рынка закупаемой продукции

1.Монопольный поставщик

2.Ограниченный круг поставщиков

3. Развитый рынок

Единственный источник

Закрытый конкурс

Открытый конкурс

Объем закупки

1.  До 2000 МРОТ

2.Более 2000 МРОТ

Запрос ценовых котировок

Закрытый конкурс

Открытый конкурс

Расходы на конкурсные процедуры

1. Сопоставимы с объемом  закупки

2. Незначительны в сравнении  с объемом закупки

Закрытый конкурс

Открытый конкурс


При выборе способа закупок  запросом ценовых котировок –  запрос ценовых котировок производится не менее чем у трех поставщиков. В случае, когда после соответствующего запроса установлено, что только два поставщика будут рассматриваться  в качестве кандидатов на поставку требуемой продукции, запрос направляется этим поставщикам. Каждый   поставщик, которому направляется запрос ценовых котировок, должен быть проинформирован о том, включаются ли в стоимость продукции расходы на транспортировку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.

Каждый поставщик вправе представить только одну ценовую  котировку, которая не может быть в последствии изменена. Между заказчиком и поставщиком не проводится никаких переговоров в отношении ценовой котировки, представленной данным поставщиком.

Выигравшим признается поставщик, который представил самую низкую ценовую котировку, удовлетворяющую  потребностям заказчика.

Заказчик вправе размещать  заказы на закупки продукции у  единственного источника в порядке  и в сроки определенные положением «О муниципальном заказе» муниципального образования в следующих случаях: если вследствие чрезвычайных обстоятельств  возникла срочная потребность в  определенной продукции, в связи с чем применение иных способов размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно с учетом затрат времени; если продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует ее равноценная замена; если проведенный с соблюдением всех норм и правил конкурс не состоялся.

Процедура проведения конкурсов  достаточно трудоемка и занимает промежуток времени от 1 до 2 месяцев. Одновременно провести большое количество конкурсов невозможно. Поэтому у  заказчиков муниципального заказа возникает  необходимость в планировании проведения процедур закупок. Отсутствие планирования закупок приводит к несоблюдению законодательно установленных сроков конкурсных процедур, отказам заказчиков от проведения конкурсов и как  следствие закупками продукции у единственного источника, которые не приводят к экономии бюджетных средств. Поэтому для получения экономического эффекта от закупочной деятельности необходимо разрабатывать тщательный поквартальный план закупок на планируемый год.

Организатором конкурса может  быть заказчик муниципального заказа, однако на первой стадии формирования культуры размещения муниципального заказа, пока недостаточно квалифицированных  кадров и нет практического опыта  проведения конкурсов, а также в  связи с относительно небольшим  количеством лотов более целесообразно  поручить проведение всех конкурсов  муниципального образования одному муниципальному предприятию (единой службе заказчика) либо одной коммерческой организации.

Одной из наиболее важных и  ответственных задач организатора конкурса является разработка конкурсной документации.

Конкурсная документация состоит из следующих основных документов: задания на исполнение муниципального контракта; условий и порядка  проведения конкурса; критериев и  порядка оценки квалификации претендентов согласно пункту; проекта муниципального контракта; формы оферты на выполнение муниципального контракта на условиях заказчика.

Информация о работе Муниципальный заказ