Муниципальная политика в области физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Здоровый образ жизни будущего поколения – это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно [1, с. 95], а значит занятия физической культурой и спортом должны стать доступны и интересны каждому.

Вложенные файлы: 1 файл

развитие спорта.docx

— 405.96 Кб (Скачать файл)

Решение этих комплексных  задач предполагает, кроме использования  чисто экономических инструментов, разработку моделей управления и  организации сферы производства физкультурно-оздоровительных и  спортивных услуг через систему  их стандартизации и сертификации, применение социально-экономических  инструментов государственного и общественного  регулирования, основанных на маркетинговых  и других системах стратегического  менеджмента.

Такой подход предусматривает  целенаправленное осуществление государственной  политики через реализацию государственных  программ отраслевого развития на федеральном, территориальных и местных уровнях.

С развитием рыночных отношений  роль государства в регулировании  рынка физкультурно-спортивных услуг  становится дифференцированной, что  выражается в применении различных  методов прямого и косвенного воздействия (ценовых, налоговых, кредитных  и др.).

Особое место в политике государства по развитию физической культуры и спорта отводится территориальным  государственным органам власти, которые обеспечивают деятельность учреждений спортивной направленности, используя различные финансовые механизмы в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Исходя из сложившихся  принципов разграничения расходов между уровнями бюджетной системы  Российской Федерации доля финансирования физической культуры и спорта из региональных бюджетов выше, чем из федерального бюджета, за счет имеющихся на конкретной территории спортивных сооружений и  проведения различных спортивных мероприятий.

Исходя из изложенного  можно отметить ведущую роль влияния бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в финансировании основных показателей физической культуры и спорта.

Анализ статистических данных за период с 1998 по 2006 г. свидетельствует  об общей тенденции роста основных показателей развития физической культуры и спорта в стране. Численность  занимающихся спортом с 11,8 млн. человек  в 1998 г. выросла к 2006 г. на 6,7 млн. и  составила 18,5 млн. человек.

Однако в настоящее  время по этому показателю мы значительно  отстаем от развитых стран, в которых  физическими упражнениями на постоянной основе занимается до 60% населения, тогда  как в Российской Федерации - только 13,0%.

Одним из факторов, обусловливающих  столь низкие показатели, является недостаток специалистов, обеспечивающих этот процесс. Подобное положение дел  в массовой физической культуре существовало всегда. Мы только должны более четко  расставить акценты в управлении процессом, связанным с индивидуальными, самостоятельными занятиями физическими упражнениями.

Как отмечает В.А. Какузин, эти занятия нуждаются в четком планировании, организации и других атрибутах управления. По существу, в этой ситуации тренеры, педагоги и организаторы - заочные консультанты, а руководит своей физкультурной деятельностью сам занимающийся.

Согласно прогнозу, для  наиболее эффективной реализации функций  физической культуры (социальной, экономической, оздоровительной и др.) необходимо, чтобы в стране регулярно занималось физической культурой и спортом 30% населения. Такого уровня, по расчетам экспертов, мы можем достигнуть только к 2015 г. Поэтому из-за низкого процентного показателя занимающихся физической культурой и спортом (13%) в ближайшие годы будут оставаться невысокими и обеспеченность населения спортивными сооружениями, и размер выделяемых средств на развитие массового спорта, так как существует зависимость этих нормативов от количества занимающихся физкультурой и спортом.

По данным статистики, за последние годы спортивные сооружения страны способны единовременно принять  более 5,5 млн. человек, что составляет одну пятую часть от утвержденного  норматива пропускной способности. Уровень обеспеченности спортивными  залами составляет только половину от необходимого количества, а бассейнами - и того меньше.

Приходится констатировать, что имеющегося в настоящее время  в стране количества спортивных сооружений недостаточно для реализации минимально необходимого объема двигательного  режима населения и организации  качественной учебно-тренировочной  работы учреждений спортивной направленности.

Таким образом, сегодня имеется  ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и  требующих неотложного решения:

-недостаточная вовлеченность  населения в регулярные занятия  физической культурой;

- несоответствие уровня  материальной базы и инфраструктуры  задачам развития массового спорта  в стране, а также ее моральное  и физическое старение;

- недостаточное количество  профессиональных тренерских и  врачебных кадров;

-отсутствие на государственном  уровне активной пропаганды здорового  образа жизни и внедрения общечеловеческих  ценностей, включающих заботу  о здоровье будущего поколения.

При этом эффективность сферы  физической культуры и спорта возрастет, если она юридически будет оформлена  в отрасль. Следует отметить, что  согласно действующей в Российской Федерации классификации отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) физическая культура и спорт являются составной  частью отрасли «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» - это, естественно, снижает не только их значимость, но и потенциал развития с вытекающими последствиями  социально-демографической направленности.

Как уже было отмечено, услуги массового спорта должны стать объектом государственного регулирования, сформированного  с учетом обеспечения доступности  данного вида услуг для всех категорий  населения.

Одним из приоритетных направлений  социально-экономического развития Российской Федерации является воспитание здорового  молодого поколения граждан страны посредством привлечения детей  и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Правительством РФ утверждена Концепция федеральной целевой  программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации  на 2006 - 2015 годы».

В ней отмечается, что  в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных развитие физической культуры и спорта во многом отстало от развитых стран современного уровня. В концепции приводится обоснование перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования и выделяются следующие основные преимущества программно-целевого метода:

- комплексный подход к  решению проблемы;

- распределение полномочий  и ответственности;

- эффективное планирование  и мониторинг результатов реализации  Программ

Финансирование программных  мероприятий предусматривается  осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования предусмотренный программой с учетом прогноза цен на соответствующие  годы (согласно последним изменениям программы от 25.09.08 г.) составляет 129 340,7 млн. рублей, в том числе на развитие массового спорта - 101 068,8 млн. руб. При этом если рассматривать  направление развитие массового  спорта, то обязательства по финансированию мероприятий распределились практически  поровну между федеральным бюджетом - 48 026,8 млн.руб. и средствами бюджетов субъектов Российской Федерации - 47 962 млн. рублей. Финансирование из внебюджетных источников заложено в размере 5 080 млн. рублей.

Финансирование направления  «Спорт высших достижений» в размере 28 271,9 млн.руб. полностью возложено на федеральный бюджет.

В Свердловской области утверждена областная государственная целевая  программа «Обеспечение развития деятельности в сфере физической культуры и  спорта, формирования здорового образа жизни в Свердловской области» на 2009 - 2011 годы». Она предполагает решение  следующих задач:

- проведение научных исследований  в сфере физической культуры  и спорта;

- пропаганда здорового  образа жизни через средства  массовой информации;

- создание условий для  развития на территории Свердловской  области массового спорта, в том  числе детского.

Согласно ФЗ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и  спорте в Российской Федерации» средства органам государственной власти субъектов Российской Федерации  на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций  из федерального бюджета.

Данный Федеральный закон  подробно регламентирует организацию  деятельности в области физической культуры и спорта. Так, введен новый  вид общественного объединения - спортивная федерация, целями которой  являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд.

Федеральным законом впервые  разграничены расходные обязательства  РФ, субъектов РФ и муниципальных  образований по финансовому обеспечению  физической культуры и спорта.

Установлено, что финансирование организации и осуществления  региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, региональных физкультурно-спортивных учреждений, подготовки спортивных сборных  команд субъектов РФ и их выступлений  на соревнованиях осуществляют субъекты РФ. Кроме того, в законе более  подробно урегулированы вопросы  организации международного сотрудничества в области физической культуры и  спорта.

Федеральный закон вступил  в силу с 30 марта 2008 года.

Согласно ФЗ № 329-ФЗ физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические  сооружения подразделяются на сооружения федерального, регионального и местного значения и могут принадлежать соответствующим  органам исполнительной власти, органам  местного самоуправления, физкультурно-спортивным организациям, иным организациям, а  также физическим лицам. В соответствии с вышеизложенным, финансирование данных учреждений происходит согласно их ведомственной  принадлежности.

Наиболее остро в настоящее  время стоит проблема недофинансирования муниципальных учреждений, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью  и прочей деятельность в области  спорта в связи с общим уменьшением  доходной части местных бюджетов.

Общей проблемой для всей социальной сферы является недостаточное  качество общедоступной социальной инфраструктуры, ориентированной на массовые слои населения.

Расширение платности  во всех отраслях социальной сферы  привело к снижению качества услуг, предоставляемых населению бесплатно. Последнее особенно ощутимо отразилось на наиболее неблагополучной с точки  зрения уровня доходности части населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные, неполные семьи и т.п.).

В результате роста платности  услуг в отраслях социальной сферы  ослаблен принцип равенства и  гарантии получения различными группами населения необходимого социального  обслуживания.

Состояние имеющейся материально-технической  базы социальной сферы обеспечивает лишь минимальные потребности населения  в гарантированном получении  социальных услуг. При этом следует  отметить, что невысокая эффективность  функционирования рыночного сектора  отраслей социальной сферы не позволяет  формировать необходимые ресурсы  поддержания и развития ее материальной базы.

Безусловно, наиболее приоритетными  областями любых местных бюджетов являются расходы на образование, здравоохранение  и жилищно-коммунальное хозяйство. Однако не стоит забывать, что развитие физической культуры и спота являются залогом формирования здоровой нации  и напрямую связаны со здравоохранением и образованием. Поэтому проблема недофинансирования учреждений физической культуры и спорта и программ развития отрасли очень остро ощущается  в современной жизни.

Смета - это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление  и поквартальное распределение  ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Она является планом финансирования учреждений и  расходования бюджетных смет.

Правовое значение сметы  состоит в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию  средств, отпускаемых из соответствующего бюджета, а также обязанности  финансовых органов по отпуску этих средств и их права на осуществление  контроля за целевым использованием бюджетных ресурсов.

На основании соответствующим  образом утвержденной сметы у  участников правоотношений по исполнению расходной части бюджета - руководителей  бюджетных учреждений, с одной  стороны, и у финансовых органов, представляющих интересы государства, - с другой, возникают права и  обязанности.

По кругу охватываемых учреждений и мероприятий сметы  делятся на индивидуальные, сметы  централизованных мероприятий и  сводные.

Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением  централизованных мероприятий, например проведение конференций, августовских чтений учителей и т.д.

Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету  расходов на централизованные мероприятия.

Информация о работе Муниципальная политика в области физической культуры и спорта