Муниципальная политика в области физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Здоровый образ жизни будущего поколения – это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно [1, с. 95], а значит занятия физической культурой и спортом должны стать доступны и интересны каждому.

Вложенные файлы: 1 файл

развитие спорта.docx

— 405.96 Кб (Скачать файл)

Государственная культурная политика (политика государства в  области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в  своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства  в области культуры. В Программе  социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) отмечается, что на период до 2005 г. главными задачами в сфере  культуры будут являться сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия страны, единого  культурного пространства, обеспечение  доступа к культурным ценностям  и услугам в сфере культуры для всех слоев населения.

В соответствии со статьей 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 8 октября 1992 г. № 3612-12 к ведению органов  местного самоуправления в области  культуры относятся:

1) осуществление государственной  политики в области культуры  на своей территории;

2) формирование местных  бюджетов и фондов развития  культуры, разработка и принятие  местных нормативов финансирования  культуры;

3) регулирование в пределах  своих полномочий и компетенции  от· ношений собственности в  области культуры;

4) создание, реорганизация  и ликвидация муниципальных организаций  культуры, регистрация организаций  культуры на подведомственной  территории;

5) создание и ликвидация  местных органов управления в  области культуры, определение их  структуры и полномочий, назначение  руководителей местных органов  управления в области культуры;

назначение руководителей  муниципальных организаций культуры;

строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним  территории;

8) контроль условий аренды  зданий, помещений и иных объектов  собственности организациями культуры.

Органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных  и негосударственных организаций  культуры, за исключением случаев, когда  такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой  и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен  только судом и лишь в случае нарушения  законодательства.

Государство ответственно за выявление, учет, изучение, реставрацию  и охрану памятников истории и  культуры. Органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранности  и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной собственности, брать особо значимые из них на государственный учет. Государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении, законодательно регулирует права и обязанности владельцев.

Органы местного самоуправления обязаны содействовать развитию культуры посредством предоставления налоговых льгот или использования  иных форм поддержки. Кроме того, в  соответствии с основами законодательства о культуре органы местного самоуправления обязаны оказывать помощь подведомственным организациям культуры (если последние  в ней нуждаются) в решении  вопросов содержания и развития материально-технической  базы. Органы местного самоуправления предоставляют творческим работникам, коллективам творческих работников в пользование или аренду помещения  для студий, мастерских, лабораторий  и иных рабочих мест, необходимых  для творческой деятельности, с установлением  арендной платы в размере, не превышающем  стоимости оплаты коммунальных услуг.

Национально-культурная автономия - это форма национально-культурною самоопределения, представляющая собой  объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в  ситуации национального меньшинства  на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации  в целях самостоятельного решения  вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

В Федеральном законе от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ « О национально-культурной автономии» устанавливается, что национально-культурная автономия, в частности, имеет право  получать поддержку со стороны органов  местного самоуправления, необходимую  для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка  и национальной культуры; обращаться в органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы. При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных  образований могут создаваться  консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований. Органы местного самоуправления решают вопросы финансовой поддержки местных национально-культурных автономий в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

Физическая культура - составная  часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой  совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического  развития человека, укрепления его  здоровья и совершенствования его двигательной активности. Физическое воспитание педагогический процесс, направленный на формирование здоровою, физически и духовно совершенною, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.

В статье 3 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N280-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» названы основные принципы государственной  политики в области физической культуры и спорта: непрерывность и преемственность  физического воспитания различных  возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; учет интересов  всех граждан при разработке и  реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признание  ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признание  самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям  данного Федерального закона, равенства  их прав на государственную поддержку; создание благоприятных условий  финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, Олимпийского движения России, образовательных  учреждений и научных организаций  в области физической культуры и  спорта, а также предприятий спортивной промышленности.

Основной задачей развития физической культуры и спорта является создание условий для занятий  физической культурой и спортом  различных категорий и групп  населения, позволяющих улучшить здоровье населения, изменить неблагоприятные  демографические тенденции, снизить  нагрузку на медицинские учреждения. Развитие физической культуры и спорта в данном контексте выступает  наряду со здравоохранением как важный фактор формирования человеческого  капитала. Другой задачей является подготовка спортивного резерва  и обеспечение достойного выступления  сборных команд Российской Федерации, в первую очередь по олимпийским  видам спорта, на главных международных  соревнованиях.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «O физической культуре и спорте в Российской Федерации» физкультурное (физкультурно-спортивное) движение в Российской Федерации  включает в себя:

1) спортивные клубы, коллективы  физической культуры, действующие  на самодеятельной и профессиональной  основах в образовательных учреждениях,  иных организациях независимо  от форм собственности и по  месту жительства граждан;

2) детско-юношеские спортивные  школы, детско-юношеские клубы  физической подготовки, детско-юношеские  спортивно-технические школы, специализированные  детско-юношеские школы олимпийского  резерва, училища олимпийского  резерва, школы высшего спортивного  мастерства, центры олимпийской  подготовки, находящиеся в ведении  соответственно государственных  органов в области физической  культуры и спорта, образования,  профессиональных союзов, других  организаций;

3) образовательные учреждения  и научные организации в области  физической культуры и спорта  всех типов и видов независимо  от организационно-правовых форм;

4)общероссийские физкультурно-спортивные  объединения- физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-техничecкиe организации;

5)Олимпийский комитет России;

6) федеральный орган исполнительной  власти в области физической  культуры и спорта, органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации в области физической  культуры и спорта, подведомственные  им организации, муниципальные  организации физической культуры  и спорта.

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в области физической культуры и  спорта и органы местного самоуправления взаимодействуют с физкультурно-спортивными  объединениями по всем вопросам развития физической культуры и спорта, в  том числе:

1) координируют в установленном  законодательством порядке свою  деятельность по проблемам физкультурно-спортивного  и олимпийского движения, при  необходимости совместно проводят  спортивные соревнования, спартакиады,  другие физкультурно-спортивные  мероприятия, организуют пропаганду  физической культуры и спорта, осуществляют профессиональную  подготовку работников физкультурно-спортивных  организаций и обеспечивают повышение  их квалификации, обеспечивают эффективное  использование спортивных сооружений  и строительство новых спортивных  сооружений;

2) оказывают помощь физкультурно-спортивным  объединениям, содействуют выполнению  ими уставных задач, заслушивают  информацию по основным вопросам  развития физической культуры  и спорта, принимают соответствующие  решения и контролируют их  исполнение. Совместная деятельность  осуществляется на условиях договоров;

3) осуществляют в установленном  законодательством порядке сбор  информации, представляем ой физкультурно-спортивными объединениями в соответствии с формами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области статистики, и дают по ним заключения и рекомендации.

 

1.3 СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ  СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

Одной из основополагающих задач государственной политики является создание условий для развития физической культуры и спорта, как  эффективного средства привлечения  детей, подростков и молодежи к активному  образу жизни, их оздоровления, повышения  уровня физического развития и профилактики правонарушений.

Переход к новой экономической  формации в условиях новой России вызвал структурную перестройку  всех сфер жизни людей. Не является исключением и сфера физической культуры и спорта. По мнению ряда ученых, множество факторов и явлений  способствуют ухудшению, а в ряде случаев - кризисному состоянию отдельных  звеньев и организаций системы  физической культуры и спорта.

Изучение всех групп связей и проявлений социального феномена физической культуры- общих, частных и конкретных- может создать в конечном счете наиболее полную картину объекта изучения физической культуры и научно обоснованную структуру оптимального развития и управления.

В этой связи особая роль принадлежит массовой физической культуре.

Как отмечают, «...массовая физическая культура подразумевает развитие физической культуры среди широких масс и  различных групп населения, освоение ценностей физической культуры широкими слоями общества, она является существенным фактором, определяющим качество здоровья и поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни  каждого гражданина».

К сожалению, в последнее  десятилетие прошлого века из-за плохо  продуманной политики, хронического отсутствия финансовых ресурсов и недостаточного внимания со стороны государственных  органов этот некогда колоссальный оздоровительный потенциал во многом был утерян.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 г. подчеркнуто, что одной  из острых проблем является демографическая  ситуации, для решения которой  необходимо в том числе снизить уровень смертности населения. В Послании 2005 г. отмечено, что «…результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом».

Опыт многих развитых стран  показал, что такая задача может  быть реализована с помощью комплекса  хорошо продуманных государственных  мероприятий, воплощенных в системной  программе.

Осуществляя модернизацию экономики, Правительство Российской Федерации  распоряжением от 29 октября 2002 г. №1507-р  включило развитие массовой физической культуры и спорта в число стратегических целей социальной политики государства, что нашло свое отражение в  количественном росте государственных  расходов и переходе к отраслевому  принципу финансирования.

Информация о работе Муниципальная политика в области физической культуры и спорта