Муниципальная молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность моей темы заключается в том, что в последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проводятся мероприятия по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования муниципальной молодежной политики 4
1.1 Понятие и сущность молодежной политики 4
1.2 Государственная молодежная политика на федеральном уровне. 6
1.3 Муниципальные органы реализации молодежной политики 11
1.4 Методы управления молодежной политикой 16
Глава 2. Современное состояние управления молодежной политикой 18
2.1 Программно-целевой подход к решению проблем молодежной политики 18
Заключение. 24
Список литературы 26
Приложение 28

Вложенные файлы: 1 файл

введение.docx

— 59.21 Кб (Скачать файл)

Смещение направленности социальных ориентации молодежи можно  наблюдать по оценкам удовлетворенности  проблем личного характера, ценностей  жизни. Среди социальных проблем  молодежи следует выделить наиболее острые:

сокращение доли молодежи в составе населения, по данным Росстата (представлено в таблице 1);

 

Таблица 1 - Численность молодежи в возрасте 14-30 лет по РФ

 

Мужчины

Женщины

человек

Доля от общего числа молодежи (%)

человек

Доля от общего числа молодежи (%)

2006

2007

2008

19807288

18560654

17815836

50,47

50,21

49,33

19437705

18190779

16533113

49,53

49,79

50,67


 

стабильная тенденция  ухудшения здоровья (по данным Министерства здравоохранения на конец 2008 года - лишь 14% детей здоровы, 35% детей хронически больны, детская и подростковая смертность в РФ составляет 15% от доли всех умерших);

снижение интеллектуального  потенциала нации (по итогам исследования независимого радио "эхо Москвы": 46,9% опрошенных считают, что в снижении интеллектуальности следует винить некачественное образование);

ухудшение системы образования (происходит из-за оттока преподавателей из сферы науки в коммерческую сферу, непрестижности работы учителей и воспитателей, низкой заработной платы в образовательной сфере);

процесс десоциализации, маргинализации молодежи, увеличение числа молодежи, совершившей преступления, по данным Росстата (представлено в таблице 2);11

Таблица 2 - Молодежь, совершившая  уголовные преступления по РФ

Годы

Всего, человек

В % к общему числу молодежи

2005

738042

1,9

2006

768018

2,0

2007

732337

1,9

2008

756478

2,0


 

падение престижа армии в  глазах молодых людей (по данным ФОМ, отношение молодежи к армии, ее роли в российском обществе и ее сегодняшним  проблемам отличается парадоксальностью - с одной стороны: представления  о принципиальной необходимости  армии, о ее роли в обществе, о  необходимости ее реформирования, отсутствия современной техники, социального  расслоения среди офицерского состава; с другой: готовность или неготовность служить в армии, склонность осуждать или сочувствовать уклоняющимся от призыва или оставившим свои части солдатам);

отсутствие желания вступать в брак и заводить детей в существующих условиях неопределенности собственного будущего у молодых людей.

Решение этих материальных, биологических и культурно-психологических  проблем под силу только государству. Существующий в России программно-целевой  метод в управлении молодежной политикой  является решением для многих проблем, вставших перед молодежью сегодня, так как способствует реализации целого ряда задач и достижению поставленных целей.

Целью Программы ставилось  повышение включенность молодых  людей в социальные процессы, создав условия для их самореализации. Основные мероприятия Программы носят  рекомендательный характер.

Эффективность реализации Программы  оценивается по показателям, характеризующим  качество жизни молодых людей, их социальную интеграцию в общество. Поэтапное решение проблем, поставленных в Программе, рассчитанной на 2001-2005 годы, принесло некоторые результаты и позволило ненамного снизить темпы неблагоприятного развития демографической ситуации в стране, снизить уровень безнадзорности среди детей и подростков; повысить уровень доходов молодежи и молодых семей, улучшить социально-бытовые и жилищные условия через реализацию программ регионального и муниципального значения.

Для решения проблем развитие массовых видов детского и молодежного  спорта и туризма, международных  обменов, пропаганды здорового образа жизни, укрепления института молодой  семьи, содействия решению жилищных проблем молодых семей были созданы  отдельные Федеральные и Региональные целевые комплексные программы, потому что в Программе "Молодежь России" они носят поверхностный  рекомендательный характер.

Государство создает условия  для развития конкуренции и увеличения потребительского спроса на результаты деятельности в сфере культуры посредством  финансовой поддержки фестивалей, конкурсов  и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное  значение и формирующих единое культурное пространство. Предусматривается поддержка  творческих молодых людей, работающих в сфере культуры.

В современной молодежной среде слабо развита культура ответственного гражданского поведения, самоорганизации, низка мотивация  к участию в общественно-политической деятельности. Для молодежи характерна определенная неразборчивость в  выборе средств достижения целей, категоричность и правовой нигилизм, которые, становясь, объектами целенаправленных манипуляций  со стороны деструктивных сил, провоцируют  асоциальное поведение отдельных  групп молодых людей.

Проблемы слабого здоровья молодежи призвана решить Федеральная  целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации  на 2006 - 2015 годы". Дата принятия решения  о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации  от 15 сентября 2005 г. № 1433-р. Государственные  заказчики Программы - Федеральное  агентство по физической культуре и  спорту, Федеральное агентство по образованию.

Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации  массового и профессионального  спорта и приобщения различных слоев  общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Задачи Программы - повышение интереса населения Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом; развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства; создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков; целевая поддержка научных и методических разработок в области спорта высших достижений; развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва.

В результате реализации Программы  к 2015 году предполагается увеличить  долю граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом граждан  РФ; увеличить количество квалифицированных  тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности; обеспечить ежегодный прирост количества граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях; обеспечить снижение среднего числа дней временной нетрудоспособности по всем причинам; обеспечить увеличение расходов граждан Российской Федерации  на физическую культуру.

Региональные целевые  программы - комплексные программы  решения крупных, настоятельных  социально-экономических проблем  региона; представляют часть федеральных  программ или являются самостоятельными. Объектом регионального планирования считаются процессы текущего и перспективного функционирования регионов и муниципальных  образований, подкрепленные соответствующими каналами мобилизации ресурсов.

Цель - создание благоприятных  условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная  поддержка детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации. Задачи - обеспечение безопасного материнства, охрана здоровья детей, подростков, профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; выявление и поддержка одаренных  детей; совершенствование системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий  для организации отдыха и оздоровления детей и подростков; содействие становлению  и развитию детского движения; создание условий для социализации детей  и подростков, их самоорганизации, самовыражения, организация активного и всестороннего  досуга.

Муниципальные целевые программы - комплексные программы, созданные  для решения крупных или частных  социально-экономических проблем  конкретного муниципального образования; представляют часть федеральных, региональных программ или являются самостоятельными.

В НМР реализуются практически  все перечисленные федеральные  и региональные программы, а также  такие как, "Молодежь России", "Дети Татарстана", "Профилактика наркотизации населения в Республике Татарстан", "Обеспечение жильем молодых семей  в НМР", "Патриотическое воспитание детей и молодежи в НМР", "Программа  организации летнего отдыха и  оздоровления детей и молодежи".

Таким образом, видно, что  программно-целевой метод в управлении государственной молодежной политики, проводимой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти несет организационное значение и дает возможность решения многих проблем в совокупности, при рассмотрении всех аспектов и точек зрения. Конкретные проблемы, затрагивающие молодежь Нижнекамского муниципального района, выявленные после проведения исследования, представлены в следующем пункте.

Заключение.

Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной  деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее  время общество и государство  еще не до конца преодолело потребительское  отношение к молодежи, что в  свою очередь сформировало иждивенческую  позицию молодого поколения. Сегодня  только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы.

Задача общества и государства  сегодня - оказывать всемерную поддержку  молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов  и интересов государственного развития. Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения  досуга молодежи должна формировать  идеологию позитивных форм молодежного  и детского досуга, здорового образа жизни.

Важно, чтобы в учреждениях  органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный  на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода  в работе с каждым человеком. Поддержка  должна оказываться всем нуждающимся  молодым гражданам. Молодежная работа должна строиться не на опеке и  патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована  на создание льгот для молодежи. Это - адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию  и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

Для координации и выработки  основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру  управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня. Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.

В современной молодежи заложен  прообраз российского будущего. В  каком направлении пойдет дальнейшее развитие России - это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических  реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Нормативно  правовая литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
  2. Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  3. Гражданский Кодекс РФ, Часть 1. / Собрание законодательства РФ. – 1996. – №38.
  4. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 г. №98-ФЗ (с изменениями от 21 марта 2002 г.).
  5. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорта в РФ» от 04.12.2007 г. − №329.
  6. Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 23.06.1999 г. №472.

Информация о работе Муниципальная молодежная политика