Муниципальная молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность моей темы заключается в том, что в последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проводятся мероприятия по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования муниципальной молодежной политики 4
1.1 Понятие и сущность молодежной политики 4
1.2 Государственная молодежная политика на федеральном уровне. 6
1.3 Муниципальные органы реализации молодежной политики 11
1.4 Методы управления молодежной политикой 16
Глава 2. Современное состояние управления молодежной политикой 18
2.1 Программно-целевой подход к решению проблем молодежной политики 18
Заключение. 24
Список литературы 26
Приложение 28

Вложенные файлы: 1 файл

введение.docx

— 59.21 Кб (Скачать файл)

В настоящее время на федеральном  уровне проблемы реализации государственной  молодежной политики решаются такими органами, как Департамент по государственной  молодежной политике, воспитанию и  социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации и Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию. Департамент призван определять основные направления политики государства по отношению к молодежи, разрабатывать нормативные правовые и организационные основы ее практической реализации. Вопросами организационно-финансового обеспечения практической работы в сфере молодежной политики занимается Управление по делам молодежи.4

Осуществление государственной  молодежной политики в субъектах  Российской Федерации значительно  отличается и опережает этот процесс  на федеральном уровне, как по разнообразию форм, так и по глубине решения  проблем молодежи. Кроме того, нерешенные проблемы на федеральном уровне, серьезно тормозят деятельность субъектов федерации  и местного самоуправления в области  молодежной политики.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Муниципальные органы реализации молодежной политики

Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг  и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек.

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают  психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют  в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и  молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и  развивают кадровый потенциал.

К учреждениям органов  по делам молодежи можно отнести:

- комплексный центр социального  обслуживания молодежи;

- центр социально-психологической  помощи молодежи, социальную службу  для молодежи;

- социальный центр молодежи;

- центр социальной поддержки  молодежи;

- центр экстренной психологической  помощи молодежи по телефону;

- молодежный центр планирования  семьи;

- центр правовой помощи  молодежи;

- центр информации для  молодежи;

- подростково-молодежный клуб;

- социально-реабилитационный  центр для подростков и молодежи;

- центр профессиональной  ориентации и трудоустройства  молодежи.6

Непосредственно реализацией  данных социальных услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью, а именно:

1) выявляет молодые семьи,  отдельных молодых людей, нуждающихся  в различных видах и формах  социальной поддержки, и осуществляет  их патронаж;

2) устанавливает причины  возникающих у воспитанников  трудностей, в том числе по  месту жительства, работы и учебы,  а также определяет характер  и объем необходимой им социальной  помощи;

3) осуществляет социально-психологическую  реабилитацию воспитанников, страдающих  алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся  сексуальному насилию;

4) ведет работу с молодыми  семьями, имеющими неблагоприятные  социально-правовые и медико-психологические  условия проживания;

5) выявляет бывших воспитанников  детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся  без их попечения, несовершеннолетних  матерей, нуждающихся в трудоустройстве  или другой помощи;

6) содействует активизации  потенциала собственных возможностей  отдельного человека, семьи или  социальной группы;

7) дает необходимые консультации  по различным вопросам социальной  помощи и защиты;

8) помогает в оформлении  документов для принятия нуждающихся  на постоянное или временное  социальное обслуживание, для опеки  и попечительства;

9) содействует в предоставлении  права на проживание в стационарных  учреждениях (социально-реабилитационных  центрах для подростков и молодежи, социальных гостиницах, кризисных  центрах помощи женщинам, попавшим  в трудную жизненную ситуацию, и др.).

Одним из основных направлений  деятельности социальных учреждений органов  по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.7

Профессиональная подготовка безработных осуществляется на базе комплексного центра социального обслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которые желают получить профессию. Обучающимся гражданам  предоставляется место на предприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный период обучения составляет три месяца. После окончания  курсов, сдачи экзаменов выпускники получают свидетельства и могут  обратиться в отдел содействия занятости  молодежи, где специалисты оказывают  помощь в трудоустройстве. Данная форма  эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющими возможности обучаться в учреждениях  профессионального образования.

Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с  помощью индивидуальных, групповых  и коллективных форм.

Социальная работа с молодежью  в сфере досуга регулируется соответствующей  частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства  и общества в рассматриваемой  области.

Комитеты по делам молодежи, департаменты культуры, образования  и науки субъектов Федерации  осуществляют контроль деятельности функционирующих  в пространстве досуга молодежи компьютерных клубов, дискотек; возрождают работу с  молодежью по месту жительства через  создание единой системы социоклубного пространства (дворовая площадка - клуб по месту жительства - молодежный центр).

Наиболее комплексным  набором функций в организации  свободного времени молодого поколения  наделены учреждения органов по делам  молодежи (молодежные центры, дома и  дворцы творчества молодежи, молодежные клубы). Назначение молодежных центров  состоит, с одной стороны, в удовлетворении культурных интересов и потребностей различных категорий молодежи в  сфере свободного времени, вне зависимости  от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям, а с другой - в социальном воспитании учащихся и молодых рабочих и служащих.8

Для реализации молодежной политики в муниципальных образованиях создаются структурные подразделения  по делам молодежи. Их основные задачи:

  • проведение единой молодежной политики в муниципальном образовании;
  • создание социально-экономических и правовых условий и гарантий для самореализации и становления молодого человека;
  • обеспечение реального соблюдения на территории муниципального образования прав и интересов молодежи;
  • привлечение молодежи к решению социальных, экономических и общественных задач на местном уровне;
  • духовное, патриотическое и интеллектуальное развитие молодежи;
  • поддержка и реализация научно значимых инициатив в области социальной защиты молодежи и развития досуговой сферы;
  • организация научных исследований по анализу положения дел и прогнозированию молодежной среды;
  • осуществление межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества молодежных организаций;
  • координация деятельности муниципальных учреждений, занимающихся решением молодежных проблем.

В целях решения перечисленных  задач муниципальные органы по вопросам работы с молодежью осуществляют следующие функции.

Основные функции муниципального органа по вопросам работы с молодежью:

  1. Финансовая поддержка общественно полезной деятельности молодежи: формирование проекта местного бюджета в области молодежной политики, разработка нормативов финансирования; формирование общественных фондов.
  2. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан  и реализации их прав на труд: поддержка и развитие сети формирований, занимающихся трудовой деятельностью молодежи, создание МУ «Молодежная биржа труда»; содействие развитию молодежного предпринимательства; поощрение работодателей, способствующих обеспечению занятости молодежи.
  3. Разработка и реализация молодежных целевых программ на территории муниципального образования: разработка и финансирование муниципальных молодежных программ, их экспертиза, расчет экономических и ресурсных затрат, представление программ на утверждение администрации города и контроль за их реализацией.
  4. Обеспечение молодежи условий для воспитания, образования, формирования здорового образа жизни: организация массовых молодежных мероприятий; организация деятельности клубов, консультационных пунктов, центров, занимающихся организацией досуга, оказывающих правовую, социально-психологическую и иную помощь молодежи; взаимодействие с правоохранительными органами и участие в реализации мероприятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.

 

1.4 Методы управления молодежной политикой

Государственная молодежная политика является комплексной структурой, включающей в себя множество элементов, таких как образование, здравоохранение, патриотическое воспитание, социальная защита и обеспечение молодежи и  молодых семей, а также культурно-развлекательные  мероприятия. Для каждого элемента разрабатываются специальные программы  федерального, регионального и муниципального уровней, которые наиболее точно  отображают существующую в данной сфере  проблему и ее качественное решение. Этот метод в управлении называется программно-целевым. Изучение любого объекта, особенно такого сложного и неоднозначного, как планирование, следует начинать с его точного определения.

Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом  намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы  и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор  разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что  особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование  будущих состояний системы, а  составление конкретной программы  достижения желаемых результатов. То есть программно-целевой метод планирования "активен", он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.9

Программно-целевое управление - метод управления, при котором  руководитель разрабатывает цель управления и механизм реализации, сроки и  состояния промежуточных значений процесса.

Дерево целей в программно-целевых  методах планирования и управления граф - это схема, показывающая членение общих (генеральных) целей плана  или программы на подцели (затем  последних - на подцели следующего уровня и так далее). Дерево - это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов; в данном случае такими элементами являются цели и подцели.

Федеральная целевая программа - государственная социально-экономическая  программа федерального уровня, ориентированная  на достижение целей общегосударственного масштаба и значимости.10

Региональные целевые  программы - комплексные программы  решения крупных, настоятельных  социально-экономических проблем  региона; представляют часть федеральных  программ или являются самостоятельными. Объектом регионального планирования считаются процессы текущего и перспективного функционирования регионов и муниципальных  образований, подкрепленные соответствующими каналами мобилизации ресурсов.

Муниципальные целевые программы - комплексные программы, созданные  для решения крупных или частных  социально-экономических проблем  конкретного муниципального образования; представляют часть федеральных, региональных программ или являются самостоятельными.

Теория планирования и  построения систем управления для решения  новых проблем должна основываться на анализе практики создания и функционирования существующих систем. Основная сложность  состоит в том, чтобы среди  множества единичных фактов и  наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования и построения всех систем управления.

Однако одной потребности  недостаточно, нужны ещё определённые условия и гарантии: экономические, юридические, социальные, технические  и другие, чтобы обеспечить системе  необходимую устойчивость;

 

Глава 2. Современное состояние управления молодежной политикой

2.1 Программно-целевой подход к решению проблем молодежной политики

На современном этапе  развития законодательства управление молодежной политикой осуществляется на трех уровнях власти, на каждом из которых существует иерархичная  структура органов управления молодежной политикой, взаимосвязанная со многими  другими ведомствами.

Положение молодежи в современном  российском обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, это самая  мобильная часть общества, среди  этой социальной группы наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального  уровня и служебной карьеры. С  другой стороны, трудности переходного  периода особенно сильно ударили  по положению молодежи: лишь небольшая  её часть сумела найти свое место  в рыночной системе, основной же массе  пока не удается адаптироваться к  изменившейся ситуации. И у этой части наблюдается понижение  социального статуса, сужаются возможности  доступа к образованию и культурным ценностям, зато расширяется преступность и девиантное поведение, безработица и социальное неравноправие. В период, когда идет переоценка ценностей, норм, молодежи сложно ориентироваться в вопросах, которые касаются её жизненной перспективы, целей и смысла жизни. Положение молодых людей в обществе является нестабильным.

Информация о работе Муниципальная молодежная политика