Магистратуры (должностные лица)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотреть должностные лица – магистратуры, выделить характерные для них черты и различия, а так же их полномочия.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач, таких как:
1. Дать понятие и охарактеризовать систему магистратур;
2. Рассмотреть порядок образования и выделить общие черты магистратуры;
3. Определить полномочия и должностную власть магистрата.

Содержание

Введение
1. Понятие и система магистратур…………………………………..……….3
2. Порядок образования и общие черты магистратуры………………….....6
3. Полномочия и должностная власть магистрата…………………...……..9
Заключение…………………………………………………………………...…..15
Практическая часть……………………………………………………...………17
Список использованных источников……………………………………….…..19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по римскому праву.docx

— 38.14 Кб (Скачать файл)

Квесторы появились в начале республики в качестве помощников консулов по следственной части, со временем приобрели функции государственных казначеев (под контролем сената), а их следственные обязанности отпали,  перейдя к постоянным судебным комиссиям. До конца V в. до н.э. квесторов было двое. Затем число их стало быстро увеличиваться,  дойдя при Цезаре до 40.  Свои обязанности они  распределяли между собой по жребию.  Городские квесторы ведали финансовыми расходами, обеспечивали сохранность военных знамен и государственного архива, приводили к присяге магистратов, вступавших в должность. Провинциальные квесторы прежде всего ведали хозяйственной частью войсковых соединений, провинциальной казной, выдачей жалованья, продажей добычи и т.п.

Эдилы – чисто полицейская магистратура,  надзиравшая за общественным порядком и благоустройством в Риме. Им вменялся контроль за  обеспечением чистоты на улицах и площадях, санитарным состоянием общественных бань, противопожарной безопасностью, борьбой со спекуляцией, наблюдением за доброкачественностью товаров на рынке, устройством общественных празднеств и зрелищ.

Особое место среди магистратов занимали народные трибуны (коллегия из 10 человек). До конца республики они сохранили узкосословный характер  – народными трибунами могли быть только плебеи, и избирались они на собраниях плебса по трибам. Трибунат приобрел общегосударственный  характер, став своеобразным контрольным органом демократии. К трибунам обращались за помощью против неправомерных действий должностных лиц, и они ее оказывали. Личность трибунов была неприкосновенна. Они обладали правом приостанавливать решения магистратов (кроме диктатора и цензора) и сената, принесения протеста на их действия. Протест трибунов выражался в том, что они произносили: «Вето» («запрещаю»). Обладали трибуны и некоторыми мерами принуждения к тем,  кто им противодействовал. К  таким мерам принадлежали денежный штраф и арест. Однако полномочия плебейских трибунов не простирались дальше городской черты. Кроме того, трибунат легко становился объектом подкупа и других влияний,  идущих из кругов, враждебных демократии. А в таком случае право трибунской интерцессии становилось источником злоупотреблений. В конце республики  народный трибунат совершенно выродился и сделался орудием борьбы отдельных клик и органом военной диктатуры.

Низшие ординарные магистратуры

 К ним были отнесены  магистратуры для выполнения  обязанностей полиции,  расследования  преступлений, исполнения смертной  казни, заведования чеканкой монеты, надзора за содержанием дорог  и улиц. Эти магистратуры носили  общее название «26 мужей». В их  числе были уголовные или ночные  триумвиры, подчиненные городскому  претору; монетные триумвиры и  др.

Экстраординарные магистратуры создавались только в  чрезвычайных обстоятельствах,  когда государству грозила крайняя опасность от внешнего врага или от внутренних беспорядков. Решение о назначении  диктатора   выносил  сенат. Процедуру назначения осуществлял один из консулов.  Диктатор,  в свою очередь, назначал себе помощника – начальника конницы. Диктатор обладал  неограниченной высшей военной и гражданской властью,  но только в рамках определенной, поставленной ему задачи. Диктатору подчинялись все магистраты, его распоряжения не подлежали обжалованию и за  свои действия он не нес ответственности. Срочность диктатуры – шесть месяцев, не могла быть нарушена.  Однако в период кризиса республики диктатура становится пожизненной4.

Наиболее характерной чертой магистратуры в римском публично-правовом порядке было обязательное требование коллегиальности исполнения должности и полномочий, причем коллегиальности в ее подлинном, не совещательном только содержании: коллега магистрата («коллегами зовутся те, кто равной властью обладают») ни в коем случае не был заместителем магистрата, но в полной мере равным ему лицом, с теми же полномочиями, и его участие в исполнении возложенных на них государственных функций уравновешивало возможные искривления или злоупотребления. Вытекавшие отсюда технические неудобства разрешались уже только на основе личного авторитета.

Как представитель «величия римского народа» магистрат пользовался особым административным и правовым статусом. Его личное достоинство и неприкосновенность были предметом специальной уголовно-правовой охраны, в особых случаях посягательства на власть магистрата приравнивались к laesae majestatis. Неподчинение приказу или распоряжению магистрата считалось безусловно отягчающим вину обстоятельством либо само по себе рассматривалось как преступление. Вместе с тем маги­страт был специальным в уголовно-правовом отношении субъектом особого вида преступлений — должностных, т.е. некоторые его действия могли дать основу для специальной квалификации. В общем виде считалось, что магистрат не может пренебрегать своими обязанностями, уклоняться от исполнения должности, не проявлять заботы о «публичных делах», даже не относящихся к его прямой компетенции, вообще заботиться, чтобы «государство не терпело ущерба». Упущения в исполнении обязанностей магистрата могли впоследствии стать поводом для законного судебного разбирательства, приговора и изгнания.

 

 

Заключение

 

Сделаем основные выводы по работе:

Магистрат, в традиции римского публично-правового порядка, это не чиновник, не служащий, названный для выполнения определенных функций, а частица римского народа, носитель его прав и величия.

Все магистраты, или должностные лица, в римской публично правовой традиции были выборными и строго безвозмездными; их деятельность рассматривалась как почетная обязанность (honor) римского гражданина, отказаться от нее (при соответствии всем другим, потребным для должности, критериям) можно было только по признаваемым правом причинам.

Магистратуры различались: по объему полномочий, по социальному назначению, по степени почетности, способом образования полномочий.

Избрание магистратов производилось органами, представлявшими весь римский народ — народными собраниями, причем разные по типу магистратуры избирались разными видами народных собраний.

Все магистратуры характеризовались: кратковременностью, коллегиальностью, ответственность перед римским народом.

По объему возложенных на него полномочий магистрат мог пользоваться двоякого рода властью в отношении своих сограждан и других учреждений и лиц в границах государства или города: imperium или potestas. Наибольшую власть предполагало исполнение должности с imperium, что включало полномочия общеадминистративные, военного управления и право уголовной юстиции.

В качестве должностного лица римский магистрат располагал рядом принудительных полномочий в отношении римских граждан.

Вокруг магистрата и только во исполнение его полномочий складывался его личный совет (consilium), а также делопроизводственный аппарат советников и секретарей, получавших за эту работу жалованье и переходивших по «наследству» к преемнику его должности.

Наиболее характерной чертой магистратуры в римском публично-правовом порядке было обязательное требование коллегиальности исполнения должности и полномочий, причем коллегиальности в ее подлинном, не совещательном только содержании.

Как представитель «величия римского народа» магистрат пользовался особым административным и правовым статусом.

Упущения в исполнении обязанностей магистрата могли впоследствии стать поводом для законного судебного разбирательства, приговора и изгнания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

 

Задача 1.

Некто взял раба в залог (или упросил дать ему раба во временное пользование). Раб совершил правонарушение.

Отвечает ли владелец раба, взявший его временно по ноксальному иску? (Ноксальный иск предъявляется на основании ущерба, причиненного рабами).

Решение:

ТИТУЛ IV. О НОКСАЛЬНЫХ ИСКАХ (DE NOXAIIBUS ACTIONIBUS).

22. (Павел)... § 1. Тот, кто взял (раба) в залог или упросил дать  ему (раба) во временное пользование (precarium), не отвечает по ноксальному иску: хотя бы они законно владели, но они владеют не с теми мыслями, с которыми владеет собственник; эти (рабы) считаются находящимися во власти собственника, если собственник имеет возможность их истребовать...

Задача 2.

Уничтожает ли умаление правоспособности гражданина его публичные права?

Решение:

ТИТУЛ V. ОБ УМАЛЕННЫХ В ПРАВОСПОСОБНОСТИ (DE CAPITE MINUTIS)

§ 2. Теперь следует рассмотреть, что утрачивается в силу умаления правоспособности, и прежде всего (следует рассмотреть) то умаление правоспособности, которое наступает с сохранением гражданства. Известно, что при этом умалении правоспособности не уничтожаются публичные права; ясно, что (подвергшийся такому умалению в правоспособности) остается магистратом, или сенатором, или судьей.

Если договор был заключен после умаления правоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Литературные источники:

  1. Егоров А. Б. Римское государство и право. Царский период и эпоха республики. СПб.: СПбГУ, 2006. – 173 с.
  2. Новицкий И.Б. Римское право. 7-е изд. – М.:ТЕИС, 2002. – 310 с.
  3. Омельченко О.А. Римское право. 2-е изд., испр. и  доп. – М.:ТОН-Остожье, 2000-208 с.
  4. Рассолов М. М., Горбунов М. А. Римское право. М., 2009.
  5. Суверов Е. В. Римское право. Барнаул:БарнЮН МВД России, 2009. – 146 с.

Электронные источники:

  1. Библиотека правовых документов PRAVO.VUZLIB.ORB
  2. Book-science.ru
  3. http://www.krugosvet.ru

 

1 Библиотека правовых документов PRAVO.VUZLIB.ORB

2 Омельченко О.А. Римское право. 2-е изд., испр. и  доп. – М.:ТОН-Остожье, 2000-208 с.

3 Егоров А. Б. Римское государство и право. Царский период и эпоха республики. СПб.: СПбГУ, 2006. – 173 с.

4 Book-science.ru


Информация о работе Магистратуры (должностные лица)