Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:28, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте определение юридического понятия «муниципальное образование» и детально проанализируйте его юридически значимые признаки.
2. Глава администрации города издал постановление, которым он наделялся правом входить в состав соответствующего представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях. Проанализируйте указанное постановление с позиции соответствия его содержания требованиям законодательства РФ. При соблюдении каких юридически значимых условий глава администрации города может входить в состав местного представительного органа.

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальное право.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Показатели  финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных  предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.

По новому Федеральному Закону решение всего перечня  вопросов местного значения обязательно для муниципальных образований. Это своеобразные "правообязанности" муниципалитетов, реализация которых должна происходить в рамках местных бюджетов. Правда, органы местного самоуправления вправе решать и другие вопросы, коль скоро они не отнесены к компетенции иных муниципальных образований, органов государственной власти и не исключены из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ. Однако теперь это право по сравнению с прежним ограничено - решение таких вопросов возможно только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств. При этом исключается использование субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

 

Выборные  органы местного самоуправления.

  Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление (ст. 3), но и устанавливает конституционный принцип – норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции, отделяя его от системы органов государственной власти, которые не имеют право осуществлять функции муниципального управления (ст. 12 Конституции РФ и ст. 1 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления РФ). Не обладают такими полномочиями и государственные должностные лица.

Таким образом, местное самоуправление – это  одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы “продолжает” их деятельность на местах.

Возможность и  необходимость создания органов  местного самоуправления предусмотрена Конституцией РФ (ст. 131, п. 1) и федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (ст. 14, п. 6) . Причем как принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет норму, в соответствии с которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное  самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

При всем многообразии конституционного подхода к муниципальному управлению, все же прослеживается главное в его сущности – публичность власти этого социально-политического института. Действительно, муниципалитеты – это относительно децентрализованный элемент организации государства, являющийся в то же время частью конституционного механизма государства, которые учреждаются в интересах местного населения, обладая при этом финансовой и организационной независимостью и правом местного нормотворчества в пределах своей компетенции. Другим важнейшим принципом организации и деятельности органов местного самоуправления является их подчиненность и подконтрольность местному населению, которое их формирует.

Право граждан  на осуществление местного самоуправления детализировано в федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. В нем четко просматривается недопустимость ограничения этого права гражданина путем исключения территорий, в которых отсутствовало муниципальное управление. Причем реализация этого права возможна как путем непосредственного волеизъявления граждан (референдумы, выборы), так же через активное и пассивное избирательное право, через равный доступ к муниципальной службе, через право граждан обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления.

Перечень полномочий органов самоуправления, то есть  правового выражения их деятельности, позволяет выделить следующие основные функции органов местного самоуправления:

- обеспечение участия населения в решении местных дел;

- управление муниципальной собственностью;

- обеспечение развития соответствующей территории;

- охрана общественного порядка;

- защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 4,5 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).

К основополагающим принципам местного самоуправления относятся: самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Обычно эти структуры в основном исходят из общей схемы федеральных и региональных органов власти, то есть предусматривают представительный орган и главу муниципального образования. Приведём примеры органов местного самоуправления, к которым относятся:

· Представительные органы самоуправления

 · Собрания, сходы граждан  (в основном в небольших населенных пунктах)

  · Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.)

· Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.

Вместе с  тем система местного самоуправления в конституциях, уставах и законах  субъектов РФ предоставлена достаточно разнообразно. В некоторых республиках [Саха (Якутия), Коми, Башкортостан] на местах создаются одновременно как местные органы государственной власти, так и местное самоуправление. Иногда в крупных административно-территориальных единицах (город, район) создаются местные органы государственной власти, то есть прямо подчиняются центру, а на небольших территориях – органы местного самоуправления. В других случаях администрации городов, посёлков, районов и так далее являются одновременно и органами государственной власти и местного самоуправления. В Татарстане Конституция закрепляет в качестве местных органов государственной власти Советы народных депутатов. В Тверской области глава администрации города, района, посёлка, сельского округа назначается главой вышестоящей администрации. В других случаях, например в Архангельской области, тот же порядок дополняется получением согласия соответствующих представительных органов местного самоуправления.

Несмотря на то, что наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления городов Москвы и Санкт-Петербурга  (п. 2 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г.).

Вступление в силу нового Федерального закона предполагает существенную перестройку законодательства о местном самоуправлении, сложившегося в ряде субъектов РФ. Очевидно, что такие региональные законы, как о порядке регистрации уставов муниципальных образований; порядке образования и преобразования муниципальных территориальных единиц; порядке издания нормативных актов органов местного самоуправления; отзыве депутатов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальном заказе, - теряют силу, поскольку соответствующие отношения урегулированы на федеральном уровне или должны быть регламентированы в соответствии с Федеральным законом муниципальными правовыми актами. Другие законы субъектов РФ - такие как о полномочиях представительных органов местного самоуправления; наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ, - должны быть приведены в соответствие с новым Федеральным законом.

В системе органов, формируемых в муниципальном управлении, ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Они решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления относятся:

1) принятие общеобязательных  правил по предметам ведения  муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов  и программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных  налогов и сборов;

5) установление порядка  управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

4. Полномочия представительных  органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.

5. Представительный орган  местного самоуправления принимает  решения в коллегиальном порядке.

6. В отдельных поселениях  уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ст. 15, ч. 3 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”).

 

Основной формой работы местных представительных органов, принимающих решения по наиболее важным вопросам местной жизни являются сессии.

 Вопрос об исполнительной  власти федеральный закон “Об  общих принципах организации местного самоуправления в РФ” решает путем введения в закон нормы, разрешающей предусмотренное уставом муниципального образования введение должности главы этого образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 16, п. 1 Закона). Это должностное лицо избирается гражданами на основе демократических принципов избирательного права, или представительным органом местного самоуправления из числа депутатов.

 Новым Федеральным Законом предусмотрен особый порядок для формирования представительных органов муниципальных районов. Они либо избираются на основе прямого, всеобщего волеизъявления избирателей, либо составляются из глав поселений, расположенных в границах муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений. Второй способ усиливает контакты муниципальных образований разных уровней, но может осложнить выполнение функции представительства, ослабить связи с избирателями. Поэтому  Федеральный Закон 2003 года отдает предпочтение первому из названных способов, ограничивая применение второго рядом условий.

Предусматривая в системе  органов местного самоуправления наличие исполнительно-распорядительного органа, новый Федеральный Закон определяет возможность назначения лица на должность главы этого органа (главы администрации) по контракту, заключаемому на основе конкурса. В правовые отношения между органами местного самоуправления привнесены элементы сдержек и противовесов, характерные для системы разделения властей на региональном и федеральном уровнях государственной власти. Они направлены, с одной стороны, против характерного для современной практики чрезмерного усиления единоличной власти глав муниципальных образований, а с другой - против неоправданного вмешательства представительных органов в исполнительно-распорядительную деятельность. Все это должно оптимизировать разделение труда разных муниципальных органов, повысить эффективность их деятельности.

 

Устав муниципального образования.

Муниципальным образованием, как было указано выше, самостоятельно разрабатывается и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно свой устав, подлежащий государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. Новый Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что порядок регистрации должен быть установлен Федеральным законом, а не зависеть от «усмотрения» субъекта РФ (в Свердловской области порядок регистрации устава муниципального образования определяется областным законом «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований по Свердловской области» от 26 января 1996 года).

Согласно статье 8 Федерального  закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г.) в уставе муниципального образования указываются:

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"