Источники местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 07:45, реферат

Краткое описание

Определение понятия местного самоуправления во многом обусловлено избранной государством теорией или совокупности теорий этого самоуправления. Теория местного самоуправления формируется на основе имеющегося практического опыта как отдельно взятого государства, так и группы Государств. В свою очередь на основе теорий местного самоуправления формируются концепции местного самоуправления.

Вложенные файлы: 1 файл

Текст.docx

— 39.19 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

Определение понятия основ  местного самоуправления следует связывать  с определением понятий самого местного самоуправления. Рассмотрим вопрос о  понятии местного самоуправления.

Определение понятия местного самоуправления во многом обусловлено  избранной государством теорией  или совокупности теорий этого самоуправления. Теория местного самоуправления формируется  на основе имеющегося практического  опыта как отдельно взятого государства, так и группы Государств. В свою очередь на основе теорий местного самоуправления формируются концепции  местного самоуправления.

 

 

ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Основы местного самоуправления – это совокупность правовых норм, закрепляющих наиболее важные, общие  для всех муниципальных образований  принципы, условия, организационные  формы и пределы деятельности населения по решению вопросов местного значения.

Формирование правовой основы местного самоуправления невозможно без  реального и эффективного местного самоуправления, при наличии определенных предпосылок и условий, которые  в своей совокупности составляют основы местного самоуправления.

Правовые основы местного самоуправления – это совокупность норм права, регулирующих распределение  полномочий в сфере организации  и осуществления местного самоуправления между федеральными органами государственной  власти, субъектами федерации и органами местного самоуправления.

В развитии правовой основы местного самоуправления в РФ можно  выделить три периода:

зарождение основ местного самоуправления, который продолжался  с 1990–1992 гг. по октябрь-декабрь 1993 г.;

формирование основ местного самоуправления, который продолжался  с октября-декабря 1993 г. по сентябрь 1995 г.;

современный период развития правовой основы местного самоуправления, который начался 1 сентября 1995 г.

В продолжение развития основ  местного самоуправления в РФ, Россия стала членом Совета Европы и присоединилась к Европейской Хартии о местном  самоуправлении в силу Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г., развивающий конституционные положения о местном самоуправлении.

В настоящее время правовую основу местного самоуправления в РФ составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации  и деятельности местного самоуправления. С учетом различных уровней правового  регулирования эти акты можно  разделить на четыре группы.

Местное самоуправление - это  «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые  в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной  из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой  систему нормативных правовых актов  обеспечивающих эффективное регулирование  вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации;

федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;  

конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

 

 

 

 

2 ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ПРАВА

Источники муниципального права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера.

Источники муниципального права  устанавливают государственные  и международные гарантии осуществления  местного самоуправления, а также  ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления перед  населением и государством.

Выделяют три группы источников муниципального права.

1. Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, Конституция РФ – главный источник муниципального права и федеральные законы. В Конституции содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. 21 июля 2007 г.) содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в области местного самоуправления, перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации местного самоуправления, а также гарантии прав местного самоуправления. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы РФ.

2. Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, муниципальной службе, муниципальных выборах, местном референдуме и др. В эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных)органов государственной власти субъектов, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации.

3. Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие нормативные правовые акты муниципальных образований (муниципальные правовые акты).

Также источники муниципального права классифицируют: по юридической  силе (уровень юридической силы правового  акта зависит от вида акта, его места  в системе правовых актов государства); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут  подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население  муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной  власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований  и т. д.) и др.

2.1 Европейская хартия местного самоуправления

Согласно ст. 15 Конституции  Российской Федерации «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора».

Одним из таким актов международного права, важнейшим элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является подписанная от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления») и вступившая в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года Европейская хартия местного самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 года. 

Европейская хартия местного самоуправления дает понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливает  общие принципы закрепления компетенции  самоуправления  (ст. 4),  закрепляет  гарантии  защиты  территории  местным самоуправлением (ст. 5), право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры (ст. 6). Кроме того, она включает положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне (ст. 7), об источниках финансирования органов местного самоуправления (ст.9), об административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления (ст.8), а также закрепляет право органов местного самоуправления на объединение (ст. 10) и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий (ст.11). 

 

При этом Европейская хартия местного самоуправления устанавливает  обязательства государств, подписавших  ее, в том числе Российской Федерации. Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в  Конституции государства». Российская Федерация как участник этого  договора обязуется соблюдать установленный  ст. 12 минимальный уровень гарантий организации и деятельности местного самоуправления на своей территории. Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязанность государств - членов Совета Европы, в том числе  Российской Федерации, направлять Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской хартии местного самоуправления.

Таким образом, Европейская  хартия местного самоуправления, являясь  базовым элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливает не только основные принципы и положения правового  регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки  по составу и содержанию остальных  элементов правовой основы: Конституции  Российской Федерации, федеральных  законов по вопросам местного самоуправления и др.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Федеральное законодательство о местном самоуправлении

Ст. 72 Конституции Российской Федерации относит установление общих принципов организации  местного самоуправления к совместному  ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации «издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации». Иначе говоря, федеральное законодательство о местном самоуправлении составляет «юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Российской Федерации» . Оно обеспечивает общие для всех субъектов Российской Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений.

Основополагающие начала организации и деятельности  местного самоуправления, закрепляемые Конституцией Российской Федерации, получили развитие в Федеральном законе от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный закон «в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст. 7 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ему не могут противоречить другие федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права. В случае же противоречия норм муниципального права, содержащихся в этих законах, положениям Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны применяться положения Конституции Российской Федерации и названного закона. Это в равной мере распространяется на республики, края, области, города федерального значения, автономную   область,   автономные   округа.   Данный   закон   устанавливает территориальные, финансово-экономические основы местного самоуправления, гарантии местного самоуправления, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью, определяет органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления.

Особенная роль Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в развитии правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что он разграничивает полномочия федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации в области  местного самоуправления. Так, полномочия органов государственной власти Российской Федерации устанавливает  ст. 4, согласно которой на федеральном  уровне осуществляется законодательное  регулирование общих принципов  организации и деятельности местного самоуправления, контроль за соблюдением федеральных законов. Речь в данном случае идет не только о Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и о других федеральных   законах,   регулирующих   отдельные   вопросы   построения   и функционирования местного самоуправления, в частности, вопросы ответственности органов местного самоуправления за нарушение законов; организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях; основ муниципальной службы и т. д. Федеральные органы государственной власти обязаны обеспечивать соответствие законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации закон относит установление и обеспечение федеральных гарантий местного самоуправления: государственных минимальных социальных стандартов; федеральных программ развития местного самоуправления; федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; порядка судебной защиты прав местного самоуправления;

Информация о работе Источники местного самоуправления