Местные налоги как источник финансирования местного самоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:01, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Продолжение экономических реформ в России связано с совершенствованием управления социально-экономическими процессами на уровне конкретных территорий. В настоящее время требуется совершенно иное качество организации местного самоуправления, адекватное новым политическим и экономическим реалиям.
Формирование и дальнейшее развитие муниципальных образований являются одним из важнейших условий становления действенного механизма самоуправления в регионах. Оно происходит в условиях сложного, малоизученного и противоречивого взаимодействия факторов, определяющих уровень, масштабы и динамику социально-экономических процессов. Перспективы развития муниципальных образований напрямую связаны с уровнем финансового обеспечения конкретной территории.

Вложенные файлы: 1 файл

Автореф_13 октября.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)


На правах рукописи

 

 

 

МАСАЛЬСКАЯ  МАРИНА  ВИКТОРОВНА

 

 

 

 

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  В РОССИИ

 

 

 

Специальность 08.00.10 – «Финансы, денежное обращение  и кредит»

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 

 

 

 

 

 

Москва 2008

Работа выполнена  в Российской экономической академии им. 
Г.В. Плеханова на кафедре «Налоговой политики».

 

Научный руководитель –

Доктор экономических  наук, профессор

Князев  Владимир Геннадьевич

Официальные оппоненты:

Доктор экономических  наук, профессор

Кирина  Людмила Сергеевна

 

Кандидат экономических наук, доцент

Мельникова  Надежда Петровна

Ведущая организация –

Рязанский государственный университет  
имени С.А. Есенина


 

Защита состоится 19 ноября 2008 г. в 13 час. на заседании диссертационного совета Д 212.196.02 в Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова по адресу: 113093, г. Москва, Стремянный переулок, д.36.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова.

 

Автореферат разослан 14 октября 2008 г.

 

Ученый секретарь 

диссертационного  совета                   Маршавина Л.Я.

 

  1. Общая характеристика работы

 

Актуальность  темы исследования.  Продолжение экономических реформ в России связано с совершенствованием управления социально-экономическими процессами на уровне конкретных территорий. В настоящее время требуется совершенно иное качество организации местного самоуправления, адекватное новым политическим и экономическим реалиям.

Формирование и дальнейшее развитие муниципальных образований являются одним из важнейших условий становления действенного механизма самоуправления в регионах. Оно происходит в условиях сложного, малоизученного и противоречивого взаимодействия факторов, определяющих уровень, масштабы и динамику социально-экономических процессов. Перспективы развития муниципальных образований напрямую связаны с уровнем финансового обеспечения конкретной территории. В сложившихся условиях экономического развития страны и дотационности большинства местных бюджетов на первый план выдвигаются задачи эффективного управления финансовыми ресурсами, являющимися основным фактором реализации местного самоуправления.

С принятием  ряда законов в области урегулирования отношений между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации  были разграничены полномочия и функции между всеми уровнями власти и бюджетов. Однако законодатели, повысив степень ответственности органов власти каждого уровня за принятие решений, формирование и исполнение бюджетов, одновременно наделили должной степенью самостоятельности в формировании их доходной части только федеральную власть, федеральный бюджет.

Представители муниципалитетов, в свою очередь, ставят вопрос о недостаточном обеспечении  финансовыми ресурсами закрепленных за ними полномочий.

Для преодоления различий в бюджетной  обеспеченности различных муниципальных  образований была разработана система  выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, а также муниципальных  районов (городских округов). Она позволяет, с одной стороны,  сократить неравенство бюджетной обеспеченности муниципальных образований и обеспечить финансирование вопросов местного значения, а с другой – подавляет инициативу местных органов власти к росту налоговых доходов.

Таким образом, бюджетно-налоговая реформа имеет, безусловно, положительные моменты, но относительно финансового обеспечения органов местного самоуправления она не принесла ощутимых результатов, поскольку уровень наполняемости местной казны, и в первую очередь налоговых поступлений, по-прежнему в значительной степени находится под серьезным воздействием государственных органов власти как федеральных, так и субъектов федерации.

Подобная ситуация никак не способствует развитию налогового потенциала поселений и повышению собираемости налогов, в связи с чем в рамках федеральной налоговой политики особое внимание следует уделить вопросам состояния местных налогов, которые с учетом опыта наиболее развитых стран мира должны составлять основу формирования доходной части местных бюджетов. Это определяет актуальность выбранной темы исследования.

Степень разработанности  темы. В разное время в ряде работ отечественных и зарубежных экономистов исследованы проблемы функционирования бюджетов различного уровня и их роль в социально-экономическом развитии общества, в том числе вопросы налогообложения  недвижимого имущества. Среди них такие отечественные ученые как А.М. Александров, С.Ю. Алехин, Н.Г. Апресова, С. Бакитбеков, М.Ю. Березин, В.А. Горемыкин, Н.А. Калинина, В.А. Кашин, В.А. Лебедева, В.Е. Леонтьев, М.В. Мишустин, И.Х. Озеров, Г.Н. Присягина, И.А. Рахманова, А.Б. Паскачев,  З.Г. Усова и другие.

Теоретические и методические основы оценки и налогообложения  имущества были изложены в трудах таких зарубежных ученых, как Т. Голланд, Т. Коупленд, М. Леруа, У.Пети, Г. Харрисон, Дж. Эккерт, Дж. Фридман, Н.Ордуэй и других.

Несмотря на значительный интерес, проявляемый к этой теме, проблема так и остается малоизученной, а многие ее теоретические, методологические и практические аспекты остаются недостаточно разработанными.

Большинство работ современных  авторов сводятся к тому, что основным источником финансирования деятельности местного самоуправления в рамках бюджета  муниципальных образований должен стать налог на недвижимость. Необходимость его введения объясняется различными факторами, в том числе интегрированием международного опыта имущественного налогообложения. Однако не следует забывать, что в нашей стране существует ряд объективных особенностей развития системы налогообложения. Учитывая эксперименты в этой области, следует отметить отсутствие в настоящий момент реальных предпосылок к установлению единого подхода к взиманию имущественных налогов с организаций и физических лиц. 

Таким образом, основным направлением реформирования местных налогов  должно стать их преобразование в рамках действующего законодательства.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке направлений и механизмов развития местных налогов с целью увеличения их доли в доходах муниципальных образований.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

- изучить развитие финансовой модели местного самоуправления в России, а также становление системы местных налогов;

- определить роль и место местных налогов в современной бюджетно-налоговой системе;

- выявить основные тенденции формирования российской системы местных налогов с учетом зарубежного опыта и дать их оценку;

- провести анализ налоговых  рычагов управления органов местного  самоуправления и эффективности  их использования;

-  выработать концепцию реформирования системы местных налогов и разработать механизм ее реализации.

Объектом исследования является система местных налогов как фактор экономической самостоятельности местного самоуправления.

Предметом исследования выступает механизм формирования системы местных налогов, а также совокупность экономических отношений, возникающих в процессе их администрирования, направленных на повышение их доходообразующей роли в бюджетах соответствующего уровня.

Теоретической и методологической основой послужили общенаучная методология, предусматривающая использование диалектической логики и системного подхода, положений экономической теории, трудов отечественных и зарубежных экономистов, законодательных и нормативно-правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления.

В процессе исследования применялись различные общенаучные  и теоретические методы: анализ и  синтез, индукция и дедукция, классификация, научная абстракция, а также экономико-статистические методы: сравнения, группировки, табличный и графический методы. Совокупность этих методов позволила обеспечить обоснованность теоретических и практических выводов.

Эмпирическую  базу исследования составили:

- бюджетное, налоговое,  гражданское  законодательство  Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления Рязанской области;

- статистические данные  Федеральной службы государственной  статистики Российской Федерации  и Федеральной налоговой службы  России по Рязанской области за 2001-2007 гг.;

- научно-практические  разработки государств-членов Совета Европы;

-  официальные публикации  в научных и деловых периодических  изданиях России и зарубежных  стран.

Научная новизна  диссертации состоит в разработке и обосновании теоретико-методических положений по формированию системы местных налогов, предусматривающих изменение механизма реализации действующих налогов, по-прежнему сохраняющих свою автономию.

Научная новизна подтверждена следующими научными результатами исследования, выносимыми на защиту:

  1. на основе комплексного анализа региональных проблем налогообложения и оценки поступлений местных налогов выделены факторы, сдерживающие уровень их мобилизации в бюджетную систему Российской Федерации, и разработан механизм по улучшению их собираемости на современном этапе;
  2. предложена система комплексной оценки эффективности использования налоговых рычагов управления  органами местного самоуправления на основе финансовых коэффициентов;
  3. предложена авторская трактовка понятия «собственных доходов» местного бюджета;
  4. обоснована необходимость реформирования системы местных налогов в рамках существующей системы налогообложения с сохранением автономии каждого налога и разработаны их концептуальные основы;
  5. поэлементно структурирован и функционально определен механизм исчисления налога на имущество организаций, а именно предложено:

- присвоить ему статуса местного налога;

- вывести из-под объекта налогообложения транспортные средства организаций;

- изменить расчет среднегодовой стоимости имущества с использованием коэффициента-дефлятора;

- ограничить начисление амортизации по объектам, подлежащим  обложению налогом на имущество организаций при помощи ускоренных методов;

  1. разработана модель налога на имущество физических лиц в рамках его реформирования, в том числе:

- обосновано  изменение принципа предоставления  льгот по налогу;

- предусмотрена  дифференциация налоговой базы  в зависимости от назначения  объекта недвижимого имущества  (жилое, нежилое), а также их  количества;

- предложено  использование корректирующих коэффициентов при определении налогооблагаемой стоимости в рамках методики оценки имущества, утвержденной Госстроем России.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в обобщении и развитии теоретических и методических подходов к построению рациональной системы местных налогов, а также в адаптации зарубежного опыта, традиционной методологии и результатов эксперимента налогообложения недвижимости в Российской Федерации к современной экономической ситуации.

Практическая  значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования полученных результатов органами государственной власти  субъектов Российской Федерации и местного самоуправления при установлении на своей территории соответствующих налогов и изменении условий и порядка их взимания.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

- при разработке  и корректировке налоговой политики  государства в сфере местных  налогов с целью повышения  их роли в формировании бюджетов  муниципальных образований и обеспечении их самодостаточности;

- при разработке государственной программы подготовки кадров в области государственного и муниципального управления с учетом единых основных квалификационных требований к должностям государственной и муниципальной службы, что будет способствовать повышению эффективности администрирования местных налогов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования использованы при разработке учебных программ и пособий по дисциплинам «Налоги и налогообложение», «Региональные и местные налоги», «Налогообложение физических лиц» и применяются в учебном процессе в ГОУ ВПО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России»; апробированы на научно-практических конференциях и опубликованы в  
4-х научных работах общим объемом 1,54 п.л.

Информация о работе Местные налоги как источник финансирования местного самоуправления в России