Информационные технологии в системе управления ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера ЖКХ. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере.
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса - важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ее граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

переверзев.docx

— 39.38 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса  на все сферы деятельности человека является широкое использование  новых информационных технологий. Среди  наиболее важных и массовых сфер, в  которых информационные технологии играют решающую роль, особое место  занимает сфера ЖКХ. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере.

Жилищно-коммунальное хозяйство  является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности  общества. Стоимость и качество услуг  жилищно-коммунального комплекса - важнейшие характеристики обеспечения  стабильности и устойчивого развития национальной экономики, непосредственно  влияющие на уровень и качество жизни  всех ее граждан.

Однако, эта сфера жизнедеятельности  общества находится в кризисном  состоянии, исторически обусловленном  рядом обстоятельств: неэффективной  системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью  конкурентной среды, хроническими неплатежами. Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует  эффективно функционирующая система  информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние. Среди множества проблем, требующих  решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность  и доступность информации, которая  создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое  звено реформы ЖКХ.

Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую  систему управления ЖКХ, а также  систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной  власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной  практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурных преобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массив информации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и, что особенно значимо, для обеспечения принципа оптимальности  контроля над деятельностью субъектов  ЖКХ, который в соответствии с  новым Жилищным кодексом (ЖК РФ) становится ключевым элементом управления и  требует полной информации, получаемой из различных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Информационные технологии  в системе управления ЖКХ

 

Жилищно-коммунальное хозяйство – это основная отрасль экономики. Она оказывает огромное влияние на все стороны жизнедеятельности  общества. На сегодняшний день  жилищно- коммунальное хозяйство находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом  обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами.     

Управление  жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкую эффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать на практике основные принципы программно-целевого подхода к управлению. Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспечения управления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние.    

В наше время жилищно–коммунальный комплекс (ЖКК)  - это технически сложное хозяйство, которое требует новых разработок и новых технологий с тем, чтобы обслуживающие структуры «не только нагружали жителей объемами услуг, но и сокращали стоимость этих услуг». А чтобы предоставлять качественные услуги, сфера управления ЖКХ, как и любая другая сфера услуг, нуждается в современных решениях. Внедрение инновационных, «умных» он-лайн технологий, которые сегодня проникают во все сферы нашей жизни, позволяет сделать этот процесс максимально удобным, эффективным и прозрачным.     

Жилищно–коммунальный  комплекс все больше становится похожим  на прибыльную отрасль. Что заставляет идти в ногу со временем и откликаться не просто на модные новинки, а на необходимые  новшества.     

Несколько лет назад документация в сфере управления жилыми фондами  в большинстве своем обрабатывалась вручную. Бумага, ручка и калькулятор  — вот основные пособники бухгалтера среднестатистического ТСЖ. Но ведь управление жилым фондом, как и  любой другой организацией, требует  четкого, быстрого и эффективного ведения  документации.     

В небольшой организации  ЖКХ (ТСЖ или ЖСК), как правило, есть только один бухгалтер, силами которого и ведется весь учет, поэтому ему приходится выполнять значительный объем работы. В связи с этим появилась необходимость в программах, позволяющих автоматизировать работу бухгалтера в сфере ЖКХ.     

Эти программы рассчитаны на то, чтобы  упростить работу бухгалтеру, а также  по максимуму исключить возможность  возникновения ошибки. Самые главные  пункты, по которым производится автоматизация ТСЖ, это учет сведений и состояния счетов каждой квартиры; учет производящихся начислений и их оплаты; создание квитанций для оплаты, заполнение их для каждого лицевого счета. Последняя работа является самой рутинной и длительной, не тяжелой, но довольно утомительной, поэтому облегчить ее может как раз автоматизация ТСЖ.     

Существует много проблем, которые требуют решения  в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность  и доступность информации, которая  создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о  жилищном фонде и жителях, о потреблении  энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.     

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКК — необходимое звено реформы ЖКХ.       

В наше время  идет активная автоматизация отдельных направлений  деятельности ЖКХ:

  • начисления и учета сбора коммунальных платежей населения, как по отдельным, так и по всем видам услуг в рамках региона, района, города;
  • учета инвестиций в строящиеся жилые здания и иные сооружения;
  • сбора и обработки телеметрической информации, а также мониторинга показателей функционирования городской инфраструктуры;
  • бухгалтерского учета предприятий и др.

 

     Необходимо  начинать автоматизацию объектов отрасли  с органов управления муниципальными образованиями посредством создания Единого информационного пространства управления Жилищно-Коммунальным Комплексом.      

Состав  автоматизированной системы управления ЖКК:

  • Ведомственная транспортная сеть передачи данных и сбора статистической информации с различных систем ЖКХ и передача команд исполнительным устройствам;
  • Программно–аппаратный комплекс, обеспечивающий формирование единого информационного пространства, муниципальных и региональных служб, организаций жилищно-коммунального комплекса и потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также автоматизацию технологических процессов субъектов ЖКХ по предоставлению жилищных и коммунальных услуг;
  • Автоматизированная система коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, обеспечивающая автоматизированный сбор и передачу показаний приборов учета и позволяющая фиксировать информацию за любые периоды времени;
  • Системы для аналитической обработки и формирования статистических и отчетных данных по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, мониторинг и прогноз баланса энергоресурсов, анализ эффективности реализуемых организациями жилищно-коммунального комплекса инвестиционных и производственных программ;
  • Центр информирования потребителей и Интернет-портал, обеспечивающие информационно-справочное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг, повышение прозрачности реализуемой тарифной политики, публичный контроль исполнения действующих нормативно-правовых актов и регламентов, мониторинг общественного мнения.

 

    Автоматизированная система управления ЖКХ — это совокупность технических и программных средств (ПК, средств связи, устройств отображения информации, передачи данных и т.д.) и организационных комплексов, обеспечивающие рациональное управление сложными системами ЖКХ.     

Внедрение информационных технологий позволит создать  качественно новую систему управления ЖКХ и регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти.     

В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура Информационной Системы  Управления ЖКК     

 

 

     Создание  Единого информационного пространства ЖКХ возможно посредством внедрения отраслевых решений, разработанных на высокотехнологичной платформе1С: Предприятие 8.2, основным из которых является 1С: Управление Предприятием ЖКХ. Это сочетание возможностей типового решения класса ERP и учет отраслевой специфики, позволяющее создать эффективный инструмент оперативного контроля и управления жилищно-коммунальным комплексом на региональном и муниципальном уровнях.     

Программные продукты 1С: Учет в управляющих компаниях  ЖКХ, ТСЖ и ЖСК и 1С:ВДГБ: Сайт управляющей  компании ЖКХ, ТСЖ и ЖСК подойдут как для небольшого ТСЖ, так и  для крупной управляющей компании или расчетного центра.     

С помощью программ 1С для ЖКХ  собственники жилья смогут сами через  Интернет-сайт своей УК (ТСЖ, ЖСК) отслеживать информацию о показаниях узлов(приборов) коммерческого учета (счетчиков), делать заявки аварийно-диспетчерской службе и видеть, как расходуются средства, ежемесячно выделяемые на капитальный ремонт.     

Приведем  некоторые конкретные варианты применения Информационной Системы Управления ЖКХ (ИСУ ЖКХ).     

В структурных подразделениях органов исполнительной власти региона:

  • Создание на базе типовых или собственных программно-технологических решений многофункциональных ИАС (информационных автоматизированных систем):
  • для учета жилищного фонда субъекта РФ, объектов и сетей инженерной инфраструктуры;
  • для анализа тарифов на товары и услуги организаций ЖКК;
  • для сбора и формирования консолидированной нормативной отчетности о работе регионального ЖКК;
  • для аналитической оценки экономической эффективности регионального ЖКК;
  • Создание в сети Интернет специализированных порталов, информирующих граждан и организации о решениях, принимаемых органами государственной власти по вопросам функционирования регионального ЖКК; о социально-экономических показателях регионального ЖКК; получение государственных и муниципальных услуг в области ЖКК.

 

     В органах местного самоуправления в  муниципальных районах:

  • Создание на базе типовых или собственных программно-технологических решений многофункциональных ИАС:
  • для учета муниципального жилищного фонда;
  • для учета граждан, нуждающихся в получении социального жилья;
  • для сбора и анализа цен (тарифов) на ЖКУ;
  • для сбора и формирования консолидированной нормативной отчетности о работе муниципального ЖКК;
  • для аналитического оценивания экономической эффективности муниципального ЖКК.

 

     В управляющих компаниях:

  • Учет имущества и объектов инфраструктуры;
  • Учет владельцев имущества;
  • Управление отношениями с владельцами имущества;
  • Управление лицевыми счетами;
  • Управление договорами;
  • Планирование реализации коммунальных услуг и работ;
  • Расчеты и начисления квартирной платы жильцов многоквартирных домов и подготовка для них соответствующих платёжных документов;
  • Оплата услуг потребителям;
  • Управление арендой имущества;
  • Возможность создания на базе типовых или собственных программно-технологических решений многофункциональных информационных систем как на этапе внедрения, так и в ходе эксплуатации подсистемы.

 

     На  ресурсоснабжающих  и сервисных предприятиях ЖКХ:

  • Учет коммунальной инфраструктуры;
  • Управление техническим обслуживанием и ремонтом;
  • Управление энергоэффективностью ЖКХ;
  • Интеграция с системами контроля приборов учета;
  • Работа с лицевыми счетами;
  • Расчеты и начисления;
  • Работа с должниками.

 

     В расчетных центрах  ЖКК:

  • Начисление ЖКУ, согласно назначенных услуг на лицевые счета в различных разрезах учета (УК, дома, ТСЖ);
  • Поступление отплаты от населения (касса, банк, терминалы) в разрезе лицевых счетов;
  • Интеграция информационной системы (ИС) с платежными терминалами самообслуживания, с ИС банков и с ИС других организаций, принимающих коммунальные платежи от населения;
  • Распределение поступивших денежных средств пропорционально оказанным услугам, непосредственно на конкретную услугу или за исключением какой-либо услуги;
  • Проведение перерасчетов согласно 307-му постановлению и снятию конкретных видов услуг по требованию управляющих компаний, как не оказанных;
  • Предоставление информации о финансовых потоках, поступающих через кассы РКЦ на счета обслуживающих организаций, для УК;
  • Предоставление информации управлениям социальной защиты, отделам субсидий в части оплаты за потребленные ЖКУ, вносимую льготниками, или гражданами, получающими государственную поддержку в виде начисления жилищных субсидий;
  • Предоставление информации ресурсоснабжающим компаниям по поступившим на счет платежам населения с разбивкой по конкретным видам услуг, поставляемых ими.

Информация о работе Информационные технологии в системе управления ЖКХ