Избирательное право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - рассмотреть становление избирательного права в России.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть историю становления избирательного права России во второй половине XIX – начале XX века;
проанализировать проблемы избирательного процесса в России на современном этапе;
в заключение сделать краткие выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………………...5

1.Избирательное право России в XIX-начале XX века………………6

2.Избирательное право России в 1905-1917 гг……………………….9

3.Избирательное право в советский период…………………………20

4.Избирательное право России на современном этапе………………28

Заключение……………………………………………………………..39

Библиографический список……………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

4_kursovaya_moya.docx

— 72.54 Кб (Скачать файл)

Основные  новеллы: введение единых дней голосования (вторые воскресенья марта и октября), ужесточение требований к сбору  подписей, избирательным бюллетеням и протоколам, исключение избирательных  блоков из числа участников выборов, создание единого регистра избирателей  – эти и другие изменения были отмечены в качестве мер, способных  укрепить доверие к выборам и  привлечь граждан к участию в  них.

С учетом практики применения норм Федерального закона  об основных гарантиях  на прошедших в 2011-2012 годах избирательных  кампаниях по выборам депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и  Президента Российской Федерации, а  также на совмещенных с ними выборах  в органы государственной власти и местного самоуправления, предлагается сократить сроки осуществления  участковыми комиссиями отдельных  избирательных действий и действий по проведению референдума, а именно: сократить с 20 до 10 дней составление списков избирателей, участников референдума, выдачу открепительных удостоверений, проведение досрочного голосования в помещениях комиссий референдума, оповещение избирателей, участников референдума о дне и месте проведения голосования.

При этом установлен  единый день голосования  на выборах в региональные и местные  органы. Ранее были 2 дня единого  голосования: 2-е воскресенье марта  и 2-е воскресенье октября. Увеличены  сроки проведения досрочного голосования  в труднодоступных и отдаленных местностях, на полярных станциях, на судах, которые в день голосования будут  находиться в плавании с 15 до 20 дней до дня голосования ввиду того, что в летне-осенний период транспортное сообщение с указанными местами затруднено, что осложняет возможности проведения досрочного голосования групп избирателей (Республика Саха (Якутия), регионы Крайнего Севера, Сибири).

Также принятым Федеральным законом устраняются  некоторые пробелы в правовом регулировании16.

В частности, одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа будут создаваться  сроком на 10 лет (ранее - перед каждыми  выборами), а избирательные участки, участки референдума - на 5 лет. При  этом последние могут уточняться и являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а также для всех региональных и местных референдумов.

В Федеральный  закон об основных гарантиях также  внесены изменения, касающиеся статуса  избирательных участков: уточнено, что избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а  в случае назначения референдума  субъекта Российской Федерации, местного референдума они являются также  участками референдума. Уточнено, что  при проведении референдума участковые избирательные комиссии действуют  в качестве комиссий референдума. Кроме  того, предусмотрено продление срока  полномочий участковой избирательной  комиссии, истекающего в период избирательной  кампании, до ее окончания.

В Федеральный  закон об основных гарантиях включена норма, позволяющая составлять протокол об итогах голосования в электронном  виде, при этом для протокола, составленного на бумажном носителе, сохраняется требование о его составлении на одном листе и заверении его печатью участковой комиссии. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе. Второй экземпляр протокола, составленного в электронном виде, изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. 

 

Второй  Федеральный закон17 устанавливает возможность определения законом субъекта Российской Федерации иного, отличного от общего порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) – избрание указанного лица депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидаты для избрания на должность высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляются в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации Президентом  Российской Федерации по предложениям политических партий, представленных в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или  в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

При этом каждая из указанных партий предлагает Президенту Российской Федерации не более трех кандидатур, которые могут  являться членами данной или иной политической партии, а также не состоять членами политических партий. 

Кандидат  на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации  обязан к моменту его регистрации  закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств  в иностранных банках, расположенных  за пределами территории Российской Федерации, и осуществить отчуждение ценных бумаг иностранных эмитентов18. В ближайшее время планируется разработка законопроекта, предусматривающего конституционно-правовые санкции (отказ в регистрации, отмена регистрации) за нарушение кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) этих требований.

Актуальными являются изменения, внесенные в  избирательное законодательства, связанные   с пассивным правом осужденных  на  выборах.  Еще 1 июля 2012 года были внесены изменения в законодательство, согласно  которым запрещалось баллотироваться на выборах любого уровня гражданам, когда-либо приговоренным судом к лишению свободы. Речь шла не просто о судимых, а о лицах,  наказанных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Осужденные, не согласившись с таким запретом, обратились  в Конституционный Суд РФ, указав, что им  незаконно было отказано  выдвинуть свою кандидатуру   на выборах, хотя к этому моменту   судимость была  погашена.

10 октября  2013 года Конституционный Суд РФ  постановил, что осужденные не  могут быть навсегда лишены  права баллотироваться на выборах,  и предписал законодателю установить  для них чёткие сроки действия этого ограничения.

Вторым  признаком, характеризующим  современное  состояние избирательного права  – цивилизованный способ разрешение споров о нарушении избирательных прав граждан.

Избирательные права граждан относятся  к  числу  важнейших  политических прав. В настоящее время в судебном порядке защищается как активное, так и пассивное избирательное право.19

Большое разнообразие возникающих  во время выборов конфликтных  ситуаций  делает затруднительным  перечисление  всех  их  оснований.  Приведу  наиболее  характерные  предметы возникавших избирательных  споров:  назначение  выборов; ненадлежащее формирование избирательных  округов  и  участков;  неправомерное включение (невключение) в  списки  избирателей;  неправомерное  формирование избирательных комиссий; отказ общественному объединению в праве  на  участие в выборах в качестве избирательного; о выдвижении кандидатов  в  депутаты  и  на  выборные  должности;  нарушение  порядка   сбора   подписей;   отказ   в регистрации  кандидата;  неправомерное   использование   возможностей   СМИ; неправомерное использование служебного положения; безальтернативные  выборы; нарушение  правил   ведения   предвыборной   агитации;   нарушение   порядка финансирования выборов; отмена решения о  регистрации  кандидата;  нарушение правил подсчета голосов; нарушение порядка и  процедур  голосования  (в  том числе  досрочного);  перенос  дня  голосования;  неправильное   установление  итогов выборов; признание  выборов  недействительными  или  несостоявшимися; повторное голосование, повторные выборы; отзыв выборного должностного  лица, отзыв депутата; нарушения, связанные с проведением референдума.

Например,  дела об административных правонарушениях о нарушении избирательных прав  на территории Челябинской области .

Информация  о ходе избирательной кампании не может содержать информации, содержащей признаки предвыборной агитации.

Председателем территориальной избирательной  комиссии 24.02.2010 года был составлен  протокол об административном правонарушении, совершенном должностным лицом  – редактором газеты «Восход» , допустившим публикацию в газете  на первой полосе материала «Встреча с избирателями», содержащего признаки агитации. Разрешая дело, мировой судья пришел к выводу о том, что данная заметка действительно содержит признаки предвыборной агитации в пользу кандидата В., поскольку указывает на отчет В. о проделанной работе, за которую его поблагодарили жители деревень, дав наказы, реализация которых улучшит быт сельчан.

Изложенный  пример судебной  практики свидетельствует  о нарушении главным редактором  порядка опубликования агитационных материалов, связанных с подготовкой  и проведением выборов.

Споры о нарушении  избирательных  прав подлежат разрешению    и  в порядке гражданско-процессуального  законодательства. Зачастую  в  судебных инстанциях  рассматриваются  дела   о  признании  выборов  недействительными.  Суды принимали положительное решение    лишь  тогда,  когда допущенные   нарушения   избирательных   прав   граждан   не   позволяли   с достоверностью  установить  результаты  волеизъявления   избирателей.   Суды  выясняли, например, соответствуют ли данные в копиях протоколов,  полученных наблюдателями,  данным  в оригиналах   итоговых   протоколов,   сданных   в территориальную избирательную комиссию.  Если  факты несоответствия  копий оригиналу устанавливались неоднократно, суд делал вывод о наличии прямой причинной    связи    между    допущенными    нарушениями     избирательного законодательства  и невозможностью   установить   истинное   волеизъявление избирателей.

Вышеизложенное  позволяет сделать вывод  о  том, что современное состояние  избирательного  права характеризуется  не только  усовершенствованием  действующего законодательства  в  указанной области  но и предоставлением  гражданам   возможности цивилизованно  решать споры о нарушении  избирательных   прав  путем обращения   в судебные органы.

Проблема избирательных споров является хотя и сравнительно новой для Российской Федерации, но чрезвычайно актуальной, что вынуждает  вносить  дополнительные коррективы  в  действующее  избирательно законодательство. 

Изучив   данную тему в преддверии  20-летия Конституции  РФ, можно предложить внести  следующие изменения:

Во-первых, на современном этапе, наряду с традиционными классическими принципами избирательного  права,  такими как всеобщность, равноправие, прямые выборы, тайна голосования, существует добровольность выборов, то есть  никто не может заставить гражданина принудительно проголосовать. В отличие от ряда других государств (Австрия, Австралия ), в России нет обязательного голосования. Отсутствие такой обязанности (пассивность избирателей)  приводит к массовому неучастию граждан в выборах. Это ставит государство и политически активных граждан в трудное положение, так как придает результатам выборов менее демократический характер. Из-за массовой неявки избирателей к урнам для голосования неоднократно срывались выборы в законодательные органы субъектов Российской Федерации. Это вынуждает власти снижать норму явки избирателей, ибо в условиях отсутствия дискриминации ничто не мешает гражданам выразить свое отношение к существующей власти и добиться замены ее представителей. Преодолеть сложившую ситуацию  можно путем установления обязательности участия в выборах всех избирателей, внесенных в списки по соответствующему избирательному округу и повышения фиксированного минимального порога явки избирателей, необходимой для признания выборов состоявшимися.

Во-вторых, необходимо дальнейшее совершенствование системы выборов депутатов. Идея избрания указанных лиц нуждается в справедливой процедуре, которая предоставляет кандидатам изначальные равные шансы.

Существуют  два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Каждая из них обладает как положительными чертами, так и недостатками. При  оценке  избирательной  системы  решающую  роль  играет  соотношение  приоритетов:  если  во  главу  угла  ставится  формирование  стабильного  эффективного  управления,  предпочтение  отдается  мажоритарной  системе;  если  же  делается  акцент  на  адекватном  представительстве  в  представительном  органе  интересов  различных  групп  населения  —  пропорциональной. 

Для того чтобы Государственная Дума и Совет Федерации Российского парламента стали действительно представительными органами, выражающими реальные интересы общества, необходимы дальнейшее совершенствование системы выборов депутатов. Представляется наиболее приемлемым   переход к исключительно пропорциональной избирательной системе, при которой депутатские места распределяются между политическими партиями в соответствии с числом голосов, полученных каждой из них. Пропорциональная система способствует обеспечению в избираемом органе представительства любого консолидированного движения; объединения либо партии и в значительной степени воспроизводит в парламенте действительное соотношение и расстановку политических сил в стране. При этом наиболее эффективным способом выборов депутатов является пропорциональная система с использованием свободных списков.

Информация о работе Избирательное право России