Законодательство об обеспечении права на жильё

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 13:18, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что право на жилье – это одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации, причем, пожалуй, одно из важнейших в социальном аспекте. Поэтому неслучайно жилищные тяжбы между гражданами, а также между гражданами и органами власти являются одной из самых «популярных» категорий судебных споров. Интересно, что подход граждан ко многим жилищным проблемам с правовой точки зрения неверен. Зачастую граждане просто не знают своих прав и не умеют их защищать, поэтому представляется полезным исследовать эту тему.

Вложенные файлы: 1 файл

соц право.docx

— 31.03 Кб (Скачать файл)

Особая роль в обеспечении  жилищных потребностей принадлежит  органам государственной власти и органам местного самоуправления, поскольку именно на них возлагается  Конституцией обязанность способствовать осуществлению права на жилище. Они, в частности, должны обеспечить возможность  кредитной поддержки граждан  и предоставления налоговых льгот  при строительстве и приобретении жилья; предоставление, продажу в  установленном земельным законодательством  в порядке земельных участков застройщикам для жилищного строительства  на территориях, определенных градостроительной  документацией; возможность получения  налоговых и финансово-кредитных  льгот организациями, предпринимателями, осуществляющими строительство, содержание, ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства; поддержку  банкам, предоставляющим льготные кредиты  для жилищного строительства  и др.

Гражданам могут предоставляться  компенсации (субсидии), обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг  с учетом совокупного дохода семьи  и действующих льгот. При строительстве  или покупке жилья граждане имеют  право на получение кредита под  залог, в том числе под залог  недвижимости, а также под гарантии органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления либо под гарантии организаций, общественных объединений. Граждане вправе получить в установленном порядке  компенсации (субсидии), льготные кредиты, ссуды от органов государственной  власти и управления, органов местного самоуправления для реализации права  на жилище.

Общий порядок оказания кредитно-финансовой поддержки населению установлен Положением о жилищных кредитах, утвержденном Указом Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1180 (Сборник законодательства РФ 1994. № 7 Ст. 692). В положении предусмотрено  три вида кредитов: земельный кредит (краткосрочный или долгосрочный) на приобретение или обустройство земли  под предстоящее жилищное строительство; краткосрочный строительный кредит – для финансирования строительных работ; долгосрочный кредит – на приобретение жилья. Сумма, выдаваемого кредита  не должна превышать 70% стоимости приобретаемого или строящегося объекта. Остальные 30% стоимости строительства гражданин  оплачивает за счет средств, полученных в виде субсидий и собственных  сбережений.

Гражданам, осуществляющим строительство или приобретающим  жилье за счет собственных средств, а также за счет целевых кредитов, предоставляются налоговые льготы. Гражданам, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство собственными силами, при вынужденной потере ими  работы, в том числе после увольнения после вооруженных сил, устанавливается  оплата труда на срок до двух лет, в  порядке, определенном законодательством  РФ для безработных, участвующих  в общественных работах.

В условиях рыночной системы  экономики реализация принципа удовлетворения жилищных потребностей обусловила необходимость  принятия государством дополнительных мер помощи малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище. Законом  закреплено правило, обеспечивающее поддержку  социально незащищенных слоев населения: для них предусматривается возможность  получения жилых помещений на условиях договора найма в домах  государственных, муниципальных и  других жилищных фондов бесплатно или  за доступную плату. К таким социально  незащищенным категориям законодательство относит, в частности, инвалидов  Отечественной войны и приравненных к ним лиц, ветеранов войны, семьи  погибших при исполнении государственных  обязанностей, семьи с доходами ниже прожиточного минимума.

Предоставление жилых  помещений на льготных условиях может  осуществляться из государственных, муниципальных, общественных фондов и той части  частного жилищного фонда, где проживают  на условиях найма социально незащищенные граждане.

 

Заключение

Среди прав человека и гражданина особое место занимает право на жилище, которое является неотъемлемым социальным благом, следовательно , интересует механизм его реализации.

Согласно статистике 5% россиян  проживают в общежитиях,3% снимают  жильё, 9% в отдельной однокомнатной квартире,29% в отдельной двухкомнатной квартире , 21% в отдельной трёхкомнатной квартире,3% в отдельной многокомнатной квартире(4 и более комнат), 4% занимают часть дома, 22% в отдельном доме, 1% в коттедже .

Как показывает статистика примерно 60% имеют своё жильё. Как  известно, основным решением жилищной проблемы является ипотека. В послании к Федеральному собранию в 2005г. Президент  РФ В.В. Путин подчеркнул, что правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могла бы приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов. Судя по данным исследования, за последние три года всего 1% россиян воспользовался ипотекой. Еще 2% – готовы в ближайшем будущем воспользоваться этой услугой . Таким образом, основная причина, по которой ипотека не способна достичь намеченных Президентом рубежей – это не только отсутствие у заявленной трети населения четко выраженной потребности решения своей жилищной проблемы, но и невозможность получить ипотечный кредит для значительной части тех, кто все-таки проявляет интерес к этой проблеме. Лишь треть россиян имеет какие-то сбережения, и не более 6% – достаточные сбережения для внесения первого взноса за «ипотечную» квартиру. Так что эта проблема так и остаётся актуальной и нерешённой .

1 Ст. 14  Федеральный Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 12.01.96 № 9-ФЗ

2 Ст. 19 Федеральный Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 12.01.96 № 9-ФЗ

3 Ст. 10 Федеральный Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 12.01.96 № 9-ФЗ


Информация о работе Законодательство об обеспечении права на жильё