Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являются определение гражданско-правового статуса рассматриваемых юридических лиц в российском гражданском законодательстве.

В ходе курсовой работе решаются следующие задачи:
определить понятие и признаки унитарного предприятия;
рассмотреть процессы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия;
рассмотреть соотношение прав собственника имущества и предприятия по распоряжению этим имуществом.

Содержание

Введение
Понятия и признаки унитарного предприятия
Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия
Соотношение прав собственника и предприятия

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.docx

— 76.80 Кб (Скачать файл)

     Не  вполне понятным остается и статус действующих унитарных предприятий, которые в свое время были созданы  на базе объединения имущества, находящегося в собственности органов разных уровней управления. Наиболее правомерным  представляется преобразование таких  предприятий путем их разделения. Однако сама процедура такого разделения пока не уточнена, не детализирована и  не закреплена законодательным или  нормативным актом.

     Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

     Общие принципы возникновения правоспособности юридического лица сформулированы в  статье 49 ГК РФ. Следует обратить внимание на то, что данной статьей в отношении  унитарных предприятий установлены некоторые ограничения. Закон об унитарных предприятиях на этих ограничениях внимание не акцентирует.

     Статьей 49 ГК РФ, в частности, установлено, что  коммерческие организации, за исключением  унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

     Таким образом, унитарные предприятия могут обладать гражданскими правами только в рамках тех видов деятельности, для которых они созданы.

     Следующая норма ГК РФ п.2 ст. 49 распространяется на унитарные предприятия с учетом указанного ограничения: юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд9.

     Целесообразно напомнить также нормы ст. 173 ГК РФ, в соответствии с которой сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

     Таким образом, государственный или муниципальный  орган, создавший унитарное предприятие, имеет право потребовать признания  недействительности сделки, совершенной  в противоречии с целями, для достижения которых создано предприятие. Учитывая неопределенность приведенной формулировки, можно заключить, что права учредителя по признанию сделки недействительной могут быть весьма широкими и, следовательно, интересы кредиторов предприятия могут  быть существенно ущемлены (с учетом последствий, которые несет признание  сделки недействительной)10.

     Унитарное предприятие считается созданным  как Юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических  лиц с особенностями,

     Унитарное предприятие создается без ограничения  срока, если иное не установлено его  уставом.

     Унитарное предприятие вправе в установленном  порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

     Государственное или муниципальное предприятие  до момента завершения формирования собственником его Имущества  уставного фонда не вправе совершать  сделки, не связанные с учреждением  государственного или муниципального предприятия.

     В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст.51) и прекращается в момент завершения его ликвидации (пункт 8 статьи 63).

     Особенности, о которых идет речь в данном пункте (статья 10 Закона), сводятся к точному  указанию перечня документов, представляемых унитарным предприятием для государственной  регистрации.

     Отдельные виды деятельности, перечень которых  определяется федеральным законом, унитарное предприятие может  осуществлять только на основании лицензии.

     Таким образом, для унитарных предприятий, осуществляющих лицензируемую деятельность, законодательством исключений не делается; ст.49 ГК РФ установлено, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

     Перечень  видов деятельности, на осуществление  которых требуются лицензии, установлен статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Отметим, что значительная часть видов деятельности, которые могут осуществляться унитарным предприятием (при достижении целей, для которых предприятие создано), попадает под этот перечень.

     Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное  наименование на русском языке.

     Унитарное предприятие вправе иметь также  полное и (или) сокращенное фирменное  наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

     Полное  фирменное наименование государственного или муниципального предприятия  на русском языке должно содержать  слова "федеральное государственное  предприятие", "государственное  предприятие" или "муниципальное  предприятие" и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или  муниципальное образование.

     Фирменное наименование унитарного предприятия  на русском языке не может содержать  иные отражающие его организационно-правовую форму термины, в том числе  заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации.

     В данном пункте каких-либо законодательных  новаций нет, соответствующие положения  прописаны и в других законах  — об акционерных обществах и  обществах с ограниченной ответственностью. Несколько чужеродным, правда, выглядит запрет на использование в фирменном  наименовании терминов, заимствованных из иностранных языков. В отношении  хозяйственных обществ и товариществ  подобная норма представляется обоснованной, так как за рубежом законодательное  регулирование организационно-правовых форм корпораций и товариществ отличается от того, которое имеется в РФ, а это может обусловить предпосылки для введения в заблуждение деловых партнеров. В отношении же унитарных предприятий подобное ограничение представляется излишеством, так как деятельность унитарных предприятий жестко контролируется (и во многом определяется) собственником имущества.

     Место нахождения унитарного предприятия  определяется местом его государственной  регистрации.

     В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

     Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении  своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических  лиц.

     Унитарное предприятие по согласованию с собственником  его имущества может создавать  филиалы и открывать представительства.

     Создание  унитарным предприятием филиалов и  открытие представительств на территории РФ осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных Федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

     Филиалом  унитарного предприятия является его  обособленное подразделение, расположенное  вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все  его функции или их часть, в  том числе функции представительства.

     Представительством  унитарного предприятия является его  обособленное подразделение, расположенное  вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.

     Филиал  и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании  утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство  наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.

     Руководитель  филиала или представительства  унитарного предприятия назначается  унитарным предприятием и действует  на основании его доверенности. При  прекращении трудового договора с руководителем филиала или  представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.

     Филиал  и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие11.

     Устав унитарного предприятия должен содержать  сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о  его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических  лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в  силу для третьих лиц с момента  уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную  регистрацию юридических лиц.

     В отношении создания филиалов и представительств самостоятельность унитарных предприятий  существенно ограничена: в соответствии со статьей 5 Закона об унитарных предприятиях предприятие может создавать  филиалы и открывать представительства  только по согласованию с собственником  его имущества.

     Руководитель  филиала или представительства  унитарного предприятия назначается  унитарным предприятием (а не государственным  органом, создавшим головное предприятие) и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.

     Ответственность за деятельность филиала и представительства  унитарного предприятия несет создавшее  их унитарное предприятие. То есть, собственник имущества (Минимущества РФ или орган государственного или  муниципального управления) по долгам филиала или представительства  унитарного предприятия отвечать не может, несмотря на то, что для создания обособленных подразделений требуется  заручиться поддержкой этого органа.

     Как правило, наиболее распространенной причиной создания филиалов и представительств является необходимость выполнения отдельных функций в местностях, отдаленных от места расположения головного  предприятия. В том случае, когда  филиал или представительство унитарного предприятия (любого вида) расположены  на территории другого субъекта Российской Федерации, могут иметь место  особенности налогообложения —  в частности, налогом на прибыль  и налогом на имущество (для предприятий, осуществляющих торговую деятельность, — налогом с продаж). При создании филиалов и представительств необходимо учитывать соответствующие элементы налогообложения.

     Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а  также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с  федеральным законом допускается  участие юридических лиц.

     Унитарные предприятия не вправе выступать  учредителями (участниками) кредитных  организаций.

     Решение об участии унитарного предприятия  в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято  только с согласия собственника имущества  унитарного предприятия.

     Распоряжение  вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или  товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

     Как уже отмечалось, унитарные предприятия  не имеют права создавать дочерние общества. Вместе с тем, статьей 6 Закона об унитарных предприятиях установлено, что унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. В той же статье содержится запрет унитарным предприятиям на учреждение кредитных организаций или участие в них. Здесь следует обратить внимание на некоторую непрописанность процитированных формулировок в части учреждения коммерческих организаций. С одной стороны, пункт 1 статьи 6 Закона об унитарных предприятиях не запрещает подобных операций, но с другой стороны, данный пункт и не предоставляет такого права. Из этого можно сделать вывод о том, что до уточнения текста статьи унитарные предприятия, скорее всего, не будут иметь права создавать коммерческие организации иных организационно-правовых форм (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.п.). Кроме всего прочего, операции по созданию коммерческих организаций могут осуществляться в целях, далеких от развития производственной или финансовой деятельности12.

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия