Взаимоотношение государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование взаимоотношений государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий
Объект исследования - государственная и муниципальная власть .
Предмет - взаимоотношение государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты взаимоотношений государственной и муниципальной власти 5
1.1 Органы государственной власти в Российской Федерации 5
1.2. Сущность и назначение муниципальной власти 13
1.3 Государственная и муниципальная власть в политической системе 19
2 Взаимоотношение государственной и муниципальной власти на примере Приморского края 25
2.1. Правовой анализ взаимоотношений государственной и муниципальной власти в Приморском крае 25
2.2. Оценка эффективности программ поддержки местного самоуправления 33
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

к383-1.docx

— 83.76 Кб (Скачать файл)

     Деятельность  органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

     1) государственная и территориальная  целостность РФ;

     2) распространение суверенитета Российской  Федерации на всю ее территорию;

     3) верховенство Конституции РФ  и федеральных законов на всей  территории Российской Федерации;

     4) единство системы государственной  власти;

     5) разделение государственной власти  на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

     6) разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

     7) самостоятельное осуществление  органами государственной власти  субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

     8) самостоятельное осуществление  своих полномочий органами местного самоуправления.

     Важное  предназначение местного самоуправления в современных условиях — "цементировать" государственную систему управления Российского федеративного государства, укреплять российскую государственность. Местное самоуправление занимает определенное место в разделении властей по вертикали, системе сдержек и противовесов в этой структуре. И было бы достаточно упрощенно полагать, что ему принадлежит самый нижний ярус в структуре политической власти современного государства. На фундаменте местного самоуправления может быть выстроена публично-властная вертикаль как федерального, так и регионального значения. Возможность передачи органам местного самоуправления полномочий как федеральных органов, так и органов субъектов Федерации определяет роль органов местного самоуправления как одной из составляющих Российского федеративного государства. Все это предопределяет важность вопроса о законодательном урегулировании порядка и основных принципов наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.

 

     2 Взаимоотношение государственной и муниципальной  власти на примере Приморского края

     2.1. Правовой анализ взаимоотношений государственной и муниципальной власти в Приморском крае

 

     Принятие  Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ 
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положило начало реализации реформы местного самоуправления, в качестве основных целей которой обозначались:

     – приближение власти к населению  за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации (если не считать городские округа) муниципальных образований первого уровня – сельских и городских поселений;

     – четкое разграничение предметов  ведения и полномочий между уровнями публичной власти (органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований различных видов – муниципальных районов, сельских и городских поселений);

     – разграничение расходных обязательств между уровнями публичной власти, закрепление доходных источников в  соответствии с объемом расходных полномочий.

     При всех неизбежных издержках и оговорках, нельзя отрицать главного: муниципальная реформа в России, в том числе в Приморском крае состоялась. Произошедшие изменения носят необратимый характер – они приняты всем обществом и рассматриваются, в основном, как дающие потенциал для дальнейшего развития.

     В результате реформы органы местного самоуправления начали работать на самом близком к населению уровне – в масштабах сельских и городских поселений, которые приняли на себя ключевые функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах.

     В крае 179 муниципальных образований: 12 городских округов и 
22 муниципальных района, 28 городских и 117 сельских поселений.

     Администрацией  Приморского края и Законодательным  Собранием на уровне субъекта сформирована вся законодательная база, созданы  условия для успешной работы органов  местного самоуправления.

     Законом Приморского края от 26.06.2006 г. № 382-КЗ "О признании утратившими силу законов Приморского края о порядке решения вопросов местного значения поселением в переходный период" определено, что с 01.01.2007 г. органами местного самоуправления поселений края все вопросы местного значения решаются самостоятельно.

     По  состоянию на 1 января 2010 года 17 городских  и 98 сельских поселений заключили соглашения и передали часть своих полномочий по исполнению вопросов местного значения муниципальным районам. На основе соглашений передали:

     от 1 до 5 вопросов местного значения – 100 поселений;

     от 6 до 10 вопросов местного значения – 12 поселений;

     от 10 до 20 вопросов местного значения – 3 поселения.

     30 поселений, входящих в состав  муниципальных районов края, выполняют свои полномочия самостоятельно в полном объеме.

     Хочется отметить, что с каждым годом увеличивается  количество поселений, самостоятельно решающих все вопросы местного значения. Если в 2008 году таких поселений было 21, в 2009 году – 30, по состоянию на 20 марта 2010 году уже 37. Количество же соглашений о передаче поселениями части своих вопросов местного значения на уровень муниципального района постепенно уменьшается. Например, в 2006 году было заключено 
544 соглашения, в 2008 году – 422, в 2009 году – 355.

     Из 22 муниципальных районов в 6: Кировском, Надеждинском, Октябрьском, Партизанском, Хасанском, Черниговском все 32 поселения исполняют свои полномочия самостоятельно в полном объеме, в 5 районах – по 1 поселению.

     Правовую  основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 131-ФЗ, другие федеральные законы, законы Приморского края и уставы муниципальных образований.

     Хочется отметить работу по приведению Устава в соответствии с законодательством органов местного самоуправления Кавалеровского муниципального района и Липовецкого городского поселения.

     Устав – это основной документ для работы муниципального образования и здесь есть над чем работать многим присутствующим в зале представителям муниципальных образований, так как 1 устав (городского округа) не приведен в соответствие с федеральным законодательством 
2007 года, и 12 уставов – 2008 года.

     В целях обеспечения единого правового  пространства на территории Российской Федерации и реализации конституционного права граждан на получение достоверной  информации о нормативных правовых актах, принимаемых органами местного самоуправления, создан Приморский региональный регистр муниципальных правовых актов. Создание регистра позволяет совершенствовать нормативную базу муниципальных образований, выявлять муниципальные правовые акты, содержащие противоречия действующему законодательству.

     С 1 января 2009 года по 19 марта 2010 года в  регистр в электронном виде включено 1670 нормативных правовых актов органов  местного самоуправления Приморского края, специалистами департамента подготовлено 152 заключения о несоответствии муниципальных нормативных правовых актов действующему законодательству.

     В настоящее время прослеживается положительная тенденция более  серьезного и ответственного подхода органов и должностных лиц местного самоуправления к нормотворческой деятельности, которая, безусловно, является одной из наиболее важных функций и задач, осуществляемых органами местного самоуправления для решения вопросов местного значения.

     В то же время по состоянию на 01.03.2010 к административной ответственности за непредставление в правовой департамент Администрации Приморского края муниципальных правовых актов привлечены главы 
29 муниципальных образований Приморского края.

     Острую  финансовую недостаточность испытывают большинство поселений края. Сегодня Федеральный закон № 131-ФЗ дает возможность объединять поселения с целью улучшения общего социально – экономического положения. Такую работу начали проводить в Спасском, Пограничном, Красноармейском и Кавалеровском районах.

     С этой целью Администрация Приморского  края совместно с краевой Избирательной  комиссией, проработав все уставы муниципальных  образований, предложила план – график практической работы, с учетом проведения в этом году переписи населения.

     Приняты законы Приморского края о разграничении  муниципального имущества в 21 муниципальном  районе. До сих пор не урегулированы  разногласия по разграничению имущества между Горноключевским городским поселением и Кировским муниципальным районом.

     Для планирования развития территорий и  осуществления рационального землепользования необходимо наличие генеральных планов. В настоящее время установлены границы в соответствии с градостроительным и земельным законодательством 4 муниципальных образования края (Артемовский, Владивостокский, Уссурийский городские округа и городской округ ЗАТО Большой Камень), 4 муниципальных образования (Находкинский, Партизанский городские округа, городской округ Спасск-Дальний и Партизанский муниципальный район) завершили разработку и проходят этап согласования в Правительстве Российской Федерации.

     В 2009 году был подготовлен сводный  доклад Приморского края 
"О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2008 год и их планируемых значениях на 2009 – 2011 годы", который был представлен на сайте Администрации Приморского края.

     Информация, представленная главами муниципальных  образований, была проанализирована департаментом экономического развития. Хотелось бы остановиться на некоторых выводах, сделанных в результате анализа.

     В сфере управления экономическим  развитием администрациями муниципальных образований еще медленно формируются условия и стимулы для развития предпринимательства и создания инвестиционной и инфраструктурной привлекательности территорий.

     Законом Приморского края от 3 декабря 2008 года № 344-КЗ утверждена "Краевая целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае" на 2008-2010 годы".

     Общий объем финансирования Программы  в 2009 году составил 
232 млн рублей.

     Поддержка муниципальных программ развития субъектов  малого и среднего предпринимательства (межбюджетные трансферты) в виде софинансирования муниципальных программ предоставлена 
22 муниципальным образованиям, (в том числе 1 городскому поселению и 
1 сельскому поселению).

     14 муниципальных образований Приморского  края в 2009 году не обращались в департамент экономического развития Приморского края.

     На 1 января 2010 года муниципальные программы  по развитию малого и среднего предпринимательства  приняты в 31 муниципальном образовании.

     Следует отметить, что органы местного самоуправления не используют те возможности, которые  предоставлены краевой Программой развития малого и среднего предпринимательства.

     Более трети опрошенного населения  не удовлетворены качеством общего образования: в городских округах 37%, в муниципальных районах 39,6%, что выше, чем в среднем по России (36%).

     Положительно  оценивают деятельность глав муниципальных  образований по обеспечению медицинской помощью: в городских округах 42,6% населения, в муниципальных районах 44,1%.

     Администрация края ориентирует муниципалитеты на активное использование средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Это обстоятельство позволило за прошедшие два года инвестировать в жилищную сферу края на проведение адресного капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда более 2 млрд рублей.

     В Приморском крае создана система  взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления:

Информация о работе Взаимоотношение государственной и муниципальной власти. Разграничение полномочий