Автономия в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:45, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение федеративного устройства Российского государства, конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, анализ особенностей конституционно-правового положения автономных образований в Российской Федерации.
Предмет исследования является государственно-территориальное устройство Российской федерации и конституционно-правовой статус автономных образований в Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава І. Понятие автономии в Российской Федерации
1.1 Понятие и содержание статуса автономий
1.2 Историческое развитие автономий в Российской Федерации
Глава ІІ. Правовой статус автономий в Российской Федерации
2.1 Современный конституционно-правовой статус автономии
2.2 Проблемы правового регулирования статуса автономий
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат2.docx

— 39.18 Кб (Скачать файл)

Федеративный Договор  и соответствующие статьи Конституции  РФ в редакции от 21 апреля 1992 г. закрепили  конституционно-правовой статус автономного  округа в качестве субъекта РФ независимо от его нахождения в крае или области. Именно с этого момента начался  принципиально иной этап формирования федерации в России, и все бывшие автономные образования стали полноправными  субъектами Федерации.

Согласно Конституции  РСФСР (в ред. Закона РФ от 21 апреля 1992) изменение конституционно-правового  статуса субъектов РФ (в том  числе автономных округов), а также  разделение и объединение их территорий могло быть осуществлено на основе волеизъявления большинства избирателей  субъекта РФ с последующим утверждением Съездом народных депутатов РФ. Закон  РФ от 5 марта 1992 г. "О краевом, областном  Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" предусмотрел, что порядок выхода автономного  округа из состава края (области) определяется законом РФ". Изменениями в  законодательстве поспешил воспользоваться  Чукотский автономный округ. Закон  РФ от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного  округа в состав РФ", принятый на основании решений окружного  Совета народных депутатов, вывел Чукотский  автономный округ из состава Магаданской  области. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 мая 1993 г. по делу о проверке конституционности  Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении  Чукотского автономного округа в  состав Российской Федерации" подтвердил право автономного округа на непосредственное вхождение в состав РФ. ( Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 28. Ст. 1618.) Основываясь на положениях Конституции (Основного Закона) РСФСР и Федеративного договора, Конституционный Суд счел, что нахождение или выход автономного округа из края или области не влияет на его конституционно-правовой статус, а также на национально-государственное устройство и состав Российской Федерации.

Новая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России, провозгласив ее равноправными  субъектами республики, края, области, города федерального значения, автономную область и автономные округа. ( Габричидзе Б.П. Учебник «Конституционное право современной России»,М., изд. «Дело и сервис»)

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что автономные образования  в составе РФ, обладают определенными  правами и обязанностями, которые  обусловлены историческим развитием  самого государства, что и обусловило их появление и законодательное  закрепление, в том числе и  в Конституции Российской Федерации.

 

Глава ІІ. Правовой статус автономий  в Российской Федерации

 

2.1 Современный конституционно-правовой  статус автономии

 

Понятие конституционно-правового  статуса включает в себя: права, обязанности, правомочия, гарантии и ответственность, закрепленные в основном законе государства  конституции. ( Энциклопедический словарь  Конституционного права., М : Норма, 2002.)

Как уже говорилось, в составе  РФ присутствуют, как автономные области, так и округа, в данном параграфе  рассмотрим их конституционно-правовой статус, на основании которого они  и осуществляют свою политическую, экономическую, социальную и иные виды деятельности.

Еврейская автономная область  является одной из форм национальной государственности народов Российской Федерации - национально-государственным  образованием. Прежде она входила  в состав Хабаровского края. В настоящее  время в соответствии с Законом  РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного  Закона) РСФСР" она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно. ( Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 29. Ст. 395.)

Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом  населения. Автономный округ является формой национальной государственности  малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и  Дальнего Востока. До 1990 г. автономные округа находились в составе краев  или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным округам была предоставлена  возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно.

Статус автономной области  и статус автономного округа определяются Конституцией РФ, Федеративным договором  от 31 марта 1992 г., включающим Договор  о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами.

Согласно Конституции  РФ (ст.66) по представлению законодательных  и исполнительных органов автономной области, автономного округа может  быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной  власти. Это проявляется в их праве  принимать свои уставы, законы и  иные нормативные правовые акты.

Устав в соответствии с  Конституцией РФ и Федеративным договором  закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы  их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и  автономные округа располагают своей  территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы  между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия автономной области, автономного округа.

Статус автономной области  и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области  или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным  законом.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и  автономных округов. ( Конституционное право России: учебник А.Н. Головитскова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. – М.: Эксмо, 2006 г.)

Действующая Конституция  Российской Федерации обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для  этого от автономий избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет  Федерации. Представительные органы власти автономной области и автономных округов пользуются правом законодательной  инициативы в федеральном парламенте.

Автономная область и  автономные округа являются самостоятельными участниками международных и  внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в  составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами в  соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация  международных и внешнеэкономических  связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Взаимоотношения между автономными  округами, находящимися в составе  краев или областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов.

В области государственного строительства в совместном ведении  Российской Федерации и автономий  в ее составе находятся обеспечение  соответствия уставов, законов и  иных нормативных правовых актов  автономной области и автономных округов Конституции РФ и федеральным  законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

К совместному ведению  Российской Федерации и автономий  в ее составе отнесен значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В области экономического и социально-культурного строительства  к совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной  собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; особо  охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации. ( «Правовые и организационные основы национально-культурной автономии в РФ», Т.Я. Хабриева, "Журнал российского права", 2003, № 7.)

Российская Федерация  и автономии в ее составе совместно  ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного  образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства  и детства; социальной защитой, включая  социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией  их последствий.

Согласно Конституции  РФ (ст.76) по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  РФ.

Правда, согласно Федеративному  договору по вопросам совместного ведения  федеральные органы государственной  власти РФ издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти автономной области осуществляют собственное  правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты, а органы государственной власти автономных округов осуществляют собственное  правовое регулирование в пределах своей компетенции в соответствии с Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации, а также договорами с краями и областями, в состав которых входят автономные округа. Однако в этой части Федеративный договор не действует, поскольку в соответствии с п.1 Раздела второго Конституции РФ в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Все полномочия государственной  власти, не отнесенные к ведению  федеральных органов государственной  власти и к совместному ведению  федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти автономий, осуществляются органами государственной власти автономной области, автономных округов самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ. Это исключительные полномочия органов государственной власти автономий. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти автономной области, автономных округов могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. Органы исполнительной власти автономий в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти тоже могут передать им осуществление части своих полномочий. Подводя итог данного параграфа можно прийти к выводу о том, что автономии в составе РФ обладают достаточно широким кругом прав, на основании которого они осуществляют свою деятельность, но при этом не могут действовать вопреки федеральной власти, в чем и заключается контроль над деятельностью органов государственной власти автономий.

 

2.2 Проблемы правового  регулирования статуса автономий

 

В соответствии с текстом  Конституции РФ в состав Российской Федерации на правах ее самостоятельных  субъектов входит одна автономная область (Еврейская) и десять автономных округов, об этом мы уже говорили, говорили о  том, что у данных субъектов имеются, присущие только им права и обязанности, из вышесказанного возникает вопрос, каким образом это сообразуется с политикой, проводимой на федеральном  уровне, и какие проблемы возникают в ходе этого взаимодействия, данную проблему мы попытаемся рассмотреть ниже.

 

Правовое положение автономий  в Российской Федерации особое. В  частности, Еврейская автономная область  входит в Российскую Федерацию непосредственно, поскольку еще в 1990 г. все автономные области были выведены из краев и  непосредственно вошли в Российскую Федерацию.

Что касается автономных округов, то они имеют право самостоятельно решать вопрос о вхождении в Российскую Федерацию непосредственно или  через другой субъект (край или область).9 из 10 автономных округов входит в  РФ как раз через край или область, а Чукотский автономный округ  в 1992 г., выделившись из состава Магаданской  области, вошел в Российскую Федерацию  непосредственно.

Правовое положение округов  довольно противоречиво. С одной  стороны, 9 из 10 автономных округов в  настоящее время входят в состав края или области, а с другой стороны, по тексту Конституции округ также, как край и область, является равноправным субъектом Российской Федерации. Для разрешения такого противоречия Конституция РФ предоставляет возможность округам регулировать свои отношения с краем или областью на основе федерального закона и договора между органами государственной властью автономного округа и органами государственной власти соответствующего края или области.

Тем не менее, подобное правовое положение округа вызывает ряд конституционных  коллизий. Конституционный Суд РФ в специальном постановлении от 14 июля 1997 г. признал, что равноправие субъектов РФ не исключает вхождение округа в край, область; и вхождение одного субъекта в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта, что не означает его поглощения. В связи с этим население округа вправе участвовать в выборах органов государственной власти края, области. ( Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев))

Автономная область и  автономные округа, как и другие субъекты Российской Федерации, имеют  по два представителя в Совете Федерации и избирают депутатов  Государственной Думы, что дает им возможность защищать свои интересы в законодательном органе всей Федерации.

Информация о работе Автономия в РФ