Автономия в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:45, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение федеративного устройства Российского государства, конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, анализ особенностей конституционно-правового положения автономных образований в Российской Федерации.
Предмет исследования является государственно-территориальное устройство Российской федерации и конституционно-правовой статус автономных образований в Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава І. Понятие автономии в Российской Федерации
1.1 Понятие и содержание статуса автономий
1.2 Историческое развитие автономий в Российской Федерации
Глава ІІ. Правовой статус автономий в Российской Федерации
2.1 Современный конституционно-правовой статус автономии
2.2 Проблемы правового регулирования статуса автономий
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат2.docx

— 39.18 Кб (Скачать файл)

Уральский Государственный  Педагогический Университет

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Автономия в РФ

 

Исполнила:  Коваль К.А

 

2012 г.

 

Содержание

 

Введение

Глава І. Понятие автономии  в Российской Федерации

1.1 Понятие и содержание  статуса автономий

1.2 Историческое развитие  автономий в Российской Федерации

Глава ІІ. Правовой статус автономий  в Российской Федерации

2.1 Современный конституционно-правовой  статус автономии

2.2 Проблемы правового  регулирования статуса автономий

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Российская Федерация, как  понятно из самого названия, является федеративным государством, состоящим  из отдельных территориальных образований, обладающих собственным политико-правовым статусом, но, в свою очередь, являющимися  составными частями одного целого, получили название субъектов РФ. Субъект  федерации - это государственное  образование (не обладающее суверенитетом) в составе федеративного государства. Разные субъекты наделяются разными  правами и обязанностями, которые  они должны выполнять перед федерацией, в составе которой они состоят, а наличие льгот и привилегий является редким исключением из правил. Особый правовой статус имеют автономии, в частности автономные округа и  автономные области.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что автономии  в Российской Федерации занимают особое положение и имеют свои, характерные только для данного  образования черты, что выделяет их из общей массы субъектов и  дает нам возможность изучить  данный феномен и понять его природу.

Цель курсовой работы - изучение федеративного устройства Российского  государства, конституционно-правового  статуса субъектов Российской Федерации, анализ особенностей конституционно-правового  положения автономных образований  в Российской Федерации.

Предмет исследования является государственно-территориальное устройство Российской федерации и конституционно-правовой статус автономных образований в  Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные  с государственным устройством  Российской Федерации, а в частности  образование автономий как субъектов  федерации.

 

Задачи курсовой работы:

Дать понятие автономии  и изучить содержание статуса  данного образования;

Проследить историческое развитие автономий в РФ;

Дать характеристику современного конституционно-правового статуса  автономии;

Изучить проблемы, возникающие  при регулировании правового  статуса автономий

Проанализировать и систематизировать  полученные знания и обобщить их.

Метод: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и обобщение.

Степень разработанности  темы: курсовой работы значительна  с научно-практической направленности аспекта правового положения  субъекта федерации, а, следовательно, сущности федерализма России. Разработкой этой тематики занимались такие современные ученые правоведы как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Катков Д.Б., Корчиго Е.В., Кодлаев В.М., Хропанюк В.Н. и др. При освещении темы федеративного устройства неотъемлемой компонентой становится, практически в каждом издании учебной литературы, именно освещение аспектов правового положения в нем субъектов федерации, их взаимодействие и значение в составе России.

 

Глава І. Понятие автономии  в Российской Федерации

 

1.1 Понятие и содержание  статуса автономий

 

Итак, как мы говорили выше, Россия является федеративным государством, а федерация (от лат. foedus - союз, объединение) - одна из основных форм политико-территориальной организации государства, сложная структура которой состоит из двух или более государств или государственно-подобных образований (штатов, провинций, земель), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов прав и полномочий общего государства в целом( Носов С.И., Доронина О.Н. Конституционное (государственное) право России: рекомендации для самостоятельной работы слушателей. Учебно-методическое пособие. М., 2006 г. – С. 87.).

Для того чтобы рассмотреть  конституционно-правовой статус автономий  в Российской Федерации, необходимо разобраться, непосредственно с  понятием автономии и содержанием  статуса данных образований, как  субъектов РФ.

Субъектами Российской Федерации  называются входящие в ее состав в  качестве неотъемлемых составных частей на принципах равноправия национально-государственные  и государственно-территориальные  образования, коими и являются автономные область и округа, которые выступают  как форма национальной государственности  народов, компактно проживающих  на определенной территории.

Российская Федерация  в своем составе имеет 83 субъекта, в число которых входят и автономии, а именно одна автономная область (Еврейская автономная область), ее сохранение является скорее данью традиции, поскольку еврейского населения в ней почти нет. Десять автономных округов (Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ). По численности и структуре населения все округа невелики и многонациональны. Наибольший удельный вес определенной национальности в Ненецком автономном округе (16,5%), наименьший - в Ханты-Мансийском (1,4%).

Для выделения национально-культурного  достояния данных народов законодатель предусмотрел создание, национально-культурных автономий в Российской Федерации - это форма национально-культурного  самоопределения, представляющая собой  объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в  ситуации национального меньшинства  на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации  в целях самостоятельного решения  вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. ( Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»)

Национально-культурная автономия  является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

Таким образом, автономия - это  широкое внутреннее самоуправление региона государства, а также  особые права в сфере МСУ, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).

Что касаемо статуса автономной области и автономных округов, то в соответствии со ст.66 п.2 Конституции  РФ определяется Конституцией РФ, уставом  автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Важное значение для статуса этого вида субъектов федерации имеет "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992г. Конституция устанавливает также, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (п.3 ст.66 Конституции РФ). Особенностью российского федерализма и правового статуса ряда субъектов Федерации является вхождение автономных округов в состав края или области. Это также отличительная особенность российского федерализма, поскольку в других федерациях одни субъекты не могут входить в состав других субъектов, что неизбежно вызывало бы правовые и организационные коллизии. В связи с чем, Конституция РФ закрепляет, что отношения автономных округов с этими субъектами федерации могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

Таким образом, автономные образования  есть способ защиты национальных интересов  граждан РФ в процессе выбора ими  путей и форм своего национально-культурного  развития, что нашло отражение, как  в Конституции Российской Федерации, так и в Федеральном законе "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г.

 

1.2 Историческое развитие  автономий в Российской Федерации

 

Дав понятие автономий  в Российской Федерации и их статуса, мы рассмотрели современную ситуацию, сложившуюся на данный момент, но каков  же был путь к идее о необходимости  введения данных образований и наделения  их такими полномочиями, эти вопросы  мы рассмотрим в данном параграфе  нашей работы.

До Октябрьской революции  Россия представляла собой унитарное  государство. Уже к концу XIX в. ее территория составляла 22 млн. кв.км, а в состав стодвадцатимиллионного населения входили сто пятьдесят наций и народностей, принадлежавших к различным конфессиям. Большое пространство, невозможность эффективного управления им из одного политического центра, поликонфессиональность, полиэтничность, сложные межнациональные отношения, желание входящих в состав России наций сохранить национальную самобытность и признаки государственности уже тогда обусловили широкий интерес к идеям автономии и федерации.

После Февральской революции  к вопросам государственного устройства обратилась Особая комиссия по составлению  проекта Основных законов при  Временном правительстве. По ее итогам, федеративные отношения могли быть установлены только с Финляндией, остальные части Российской империи  могли претендовать только на статус политической автономии. При этом получение  статуса областной автономии  не увязывалось напрямую с национальным составом населения, и такой статус, вероятно, мог быть предоставлен и  с учетом иных обстоятельств. Однако Октябрьская революция не позволила  подобным проектам реализоваться.

Далее вопросы по поводу существования  России, как федерации были рассмотрены  после Октябрьской революции, и  это было шагом вынужденным, обусловленным  реальной угрозой распада государства. В этот период Советское правительство  своими декретами признало государственную  независимость Украины (17 декабря 1917г), Финляндии (31 декабря 1917 г), Эстонии (7 декабря 1918 г), Латвии (22 декабря 1918 г), Литвы (22 декабря 1918 г), Белоруссии (31 января 1919 г). Россия, в свою очередь, была провозглашена федерацией в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918г. После принятия Конституции РСФСР в 1918 году Россия окончательно оформилась как федерация, основанная на автономии. Таким образом, понятия федерации и автономии в советском государственном строительстве фактически слились в одно неделимое целое. ( Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб. - М.: ИКД "Зерцало-М", 2003)

В развитии автономии в  РСФСР в период 1918-1922 гг. можно  выделить два этапа. Первый охватывает начало 1918 года, когда создавались  автономные республики. Первой автономной республикой в составе РСФСР  стала Туркестанская АССР, созданная 20 апреля 1918г. В этот период были образованы также Терская Советская республика, Социалистическая республика Таврида, Донская Советская республика, Кубано-Черноморская Советская республика и Северо-Кавказская Советская республика. На следующем  этапе (вторая половина 1918 года - 1922 год) различные формы автономии создавались  в полном соответствии с национально-территориальным  принципом. Кроме того, Конституция  РСФСР 1918 года установила, что к ведению  высших органов РСФСР относится  установление границ и компетенции  областных советских союзов, входящих в состав РСФСР; разрешение споров между  ними; принятие в состав РСФСР новых  сочленов Советской Республики и  признание выхода из Российской Федерации  отдельных частей ее. Следовательно, одного факта образования автономии  стало уже недостаточно, требовалось  решение высших органов Российской Федерации о принятии автономии  в состав РСФСР, равно как и о ее выходе. Все автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти.

В первой половине 1918 года основной и единственной формой автономии  была автономная республика. Однако уже  в конце 1918 года создается новая  форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 года начинает широко применяться  автономная область.

Важным событием в развитии автономий в РСФСР стало принятие Конституции РСФСР 1925 года. Если Конституция  РСФСР 1918 года регулировала статус автономий  в трех статьях, то в Конституции 1925 года статусу автономных республик  и областей была посвящена отдельная  глава. Конституция установила две  формы автономии: республику и область.

Формой реализации национальной политики Советского государства стало  создание новой формы административных автономий - национальных округов. Национальные округа были введены Постановлением ВЦИК СССР от 19 декабря 1930 г. До этого  в качестве эксперимента были образованы: 25 февраля 1925 г. - Коми-Пермяцкий национальный округ, а 15 июля 1929 г. - Ненецкий национальный округ

Конституция (Основной Закон) СССР 1936 года закрепила наличие в  составе РСФСР семнадцати автономных республик и шести автономных областей. Национальные округа упомянуты  не были. При этом в одну из палат  Верховного Совета СССР - Совет Национальностей - автономные республики делегировали по 11 депутатов, автономные области - по 5, и национальные округа - по 1 депутату.

Конституция (Основной Закон) СССР 1977 года посвятила статусу автономий  две главы - 10 и 11. Она закрепила  основы статуса автономной республики, области и округа. Национальный округ  был переименован в автономный. Однако это переименование не носило принципиального характера. Статус округа изменений практически не претерпел.

Таким образом, в 30 - 80-е годы национальные (автономные) округа фактически имели статус административно-территориальных  единиц краев, областей, наделенных некоторыми дополнительными правами и льготами, предопределенными их национальной, экономической и иной спецификой.

До 1990 года конституционное  положение о вхождении автономного  округа в состав края или области  носило императивный характер. Закон  РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного  Закона) РСФСР" предусмотрел, что "автономный округ находится в составе  РСФСР и может входить в  край или область". Таким образом, конституционная норма приобрела  диспозитивный характер. В контексте  существовавшего юридического и  фактического положения автономного  округа это означало закрепление  его права на выход из состава  края, области и на непосредственное вхождение в состав Российской Федерации. Именно из такого понимания исходил  Конституционный Суд РФ в постановлении  по делу о проверке конституционности  Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении  Чукотского автономного округа в  состав Российской Федерации". Кроме  того, в новой редакции Конституции  предусматривалась возможность  принятия Верховным Советом РФ законов  об автономных округах по представлению  Советов народных депутатов автономных округов. Предполагаемые "именные" законы должны были закрепить статус автономий с учетом индивидуальной специфики каждого округа. Ни один такой закон принят не был. В автономных округах стали создаваться территориальные  подразделения федеральных органов  власти - прокуратура, таможенные, налоговые  и другие органы, формально независимые  от соответствующих краевых и  областных подразделений. Во многие округа были назначены представители  Президента РФ.

Информация о работе Автономия в РФ