Творчество Ф.Шуберта разработки уроков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 18:55, творческая работа

Краткое описание

1. Бесценный дар! Как часто в дни печали,
Ты, исцеляя боль сердечных мук
Уносишь мысль в заоблачные дали,
Лишь твой заслышу сердцу милый звук
Лишь твой заслышу волшебный звук

Вложенные файлы: 4 файла

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ 1 ШУБЕРТ.ppt

— 1.45 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ 2 ШУБЕРТ.ppt

— 3.22 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Творчество Шуберта урок 1.doc

— 75.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Творчество Шуберта урок 2.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)


Преподаватель МОУ ДОД Веселовская ДШИ  Нечетайленко Елена Николаевна

 

Тема урока: Творчество Франца Шуберта. (УРОК 2)

«Шарманщик», «Серенада», «В путь», «Ave Maria».

Цель: знакомство вокальной музыкой Франца Шуберта.

Задачи:

1.      Учить внимательно, слушать музыкальные произведения, определять музыкальные образы произведения, владеть терминологией.

2.      Воспитывать интерес к вокальной музыке, формировать эмоциональную отзывчивость к музыке на основе ее восприятия.

3.      Повышать мотивацию через наглядные средства обучения.

Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фортепиано.

Методы, применяемые на уроке: музыкальных обобщений, активизации музыкальной деятельности (словесные, наглядные), эмоционального воздействия, метод сравнения.

Методическое обеспечение: презентация;

Ход урока

Учитель: Слайд 1.Сегодня мы продолжаем познакомимся с творчеством великого австрийского композитора, пианиста, поэта, создавшего большое количество произведений в различных жанрах. Имя этого человека Франц Шуберт. (Учитель обращает внимание детей на портрет композитора).

Учитель песни занимают в творчестве Шуберта главное место. Вспомните с каким вокальным произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Дети: Баллада «Лесной царь»

Учитель СЛАЙД 2- Лучшими вокальными произведениями являются Баллада "Лесной царь", написанная в 1816 г., когда композитору было 18 лет, "К музыке", "Аве Мария, «Форель», «Маргарита за прялкой», «Серенада»", «Шарманщик» и др.

Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь".

-Сегодня я хочу вас познакомить с песней «Шарманщик» из цикла «Зимний путь». СЛАЙД 3 Песня написана на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера.  Сначала выясним, что такое шарманка?

Дети: ответы детей.

Учитель Пожалуй только в кино можно увидеть, как шарманщик держит свой инструмент – ящик – и вращает его рукоятку. При этом звучит симпатичная, но однообразная песенка. Шарманка была изобретена во Франции в конце 18 века. Внутри ящика находится механизм органного типа, с трубками и мехом.

СЛАЙД 4

Послушайте слова песни. (Учитель читает стихотворение)

Вот стоит шарманщик

Грустно за селом,

И рукой озябшей

Он вертит с трудом,

              Топчется на месте,

              Жалок, бос и сед.

              Тщетно ждет бедняга,

              Денег в чашке нет!

Люди и не смотрят,

Слушать не хотят, Лишь собаки злобно

На него ворчат.

              Всё покорно сносит,

              Терпит все старик,

              Не прервется песня

              И на краткий миг.

Хочешь, будем вместе

Горе мы терпеть?

Хочешь, буду песни

Под шарманку петь?

 

Учитель: - Какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения.(печаль, горечь, жалость, разочарование).

- О чем это стихотворение?

Стихотворение  несет в себе мотив одиночества, полной отчужденности человека от жизни. Почему Шуберт выбрал именно это стихотворение? Вспомните, кто герой Шубертовских песен?

Дети:  Простой человек.

Учитель: Будучи от природы добрым, жизнерадостным, скромным человеком, Шуберт писал и музыку очень простую, светлую, искреннюю. Но в его последних произведениях все чаще появляется грусть, страдание.

(Восприятие музыки: Ф.Шуберт.»Шарманщик»)

Учитель: -Что вы можете сказать об этом произведении?

Дети:  ответы детей.

Учитель: Песня написана в  минорной тональности. В образе шарманщика – бездомного нищего бродяги как бы воплощена судьба самого Шуберта. В песне глубокая тоска и обреченность. Музыка звучит отрывистыми фразами, уныло, однообразно. В мелодии можно услышать однообразные звуки шарманки. В этой песне Шуберт рассказал о безысходности человека, который охвачен глубокой усталостью и не в силах вырваться из круговорота своей одинокой и бедной жизни.

Давайте послушаем еще раз это произведение. СЛАЙД 5

(Восприятие музыки: Ф.Шуберт.»Шарманщик»)

 

Учитель: Особое место в творчестве Шуберта занимают вокальные циклы. Их всего два: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» - на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера. В каждом из них песни объединены одним сюжетом.

В песнях цикла «Прекрасная мельничиха» рассказывается о жизни, любви и страданиях молодого мельника.

Полюбив дочь своего хозяина мельника, юноша отдает всю силу своего чувства. Но прекрасная мельничиха предпочитает ему смелого охотника. В тоске и горе молодой мельник хочет бросится в чистые воды ручья и на дне найти пристанище. Но герой отправляется в путь; большинство своих песен он будет петь  «на ходу». И всё, что встретит он в своем нелегком путешествии – любовь, надежду, восторг, разочарование – он будет переживать. Послушайте стихотворение.

((Учитель читает) . СЛАЙД 6

 

В движенье мельник жизнь ведет,

В движенье,

Плох тот мельник должен быть,

Кто век свой дома хочет жить,

Все дома!

              Вода примером служит нам,

              Примером!

              Ничем она не дорожит

              И дальше, дальше все бежит,

              Всё дальше!

Колёса тоже не стоят,

Колёса!

Стучат, окружаться и шумят,

В водою в путь они хотят,

С водою.

              Вертятся, пляшут жернова,

              Вертятся.

              Кажись, бы им и не под стать,

              Да ведь нельзя ж от всех отстать,

              Нельзя же!

Движенье – счастие мое,

Движенье!

Прости, хозяин дорогой,

Я в путь иду вслед за водой.

Далеко!

 

Учитель: Какое настроение передает стихотворение. Что происходит с главным героем?

Дети:  (ответы)

Учитель  Следуя течению ручья, юноша отправляется в путь искать свое счастье. Послушайте песню «В путь».

((Восприятие музыки: Ф.Шуберт.»В путь»)

Учитель   Какое настроение у героя?

Дети:  (ответы)

Учитель  Можно ярко ощутить приподнятое настроение героя, который отправляясь в странствие, поет свою жизнерадостную песню, весело журчит вода, вращая жернова мельницы. Юноше кажется, что это ручей зовет его в путь за собой. СЛАЙД 7 Обратите внимание на аккомпанемент, фактура подражает журчанию ручейка.

((Восприятие музыки: Ф.Шуберт.»В путь» - фрагмент)

 

Учитель: Настоящей жемчужиной вокальной лирики Шуберта, является «Серенада». Серенадами назывались произведения, исполнявшиеся вечером или ночью на улице перед домом того, кому серенада посвящается. Чаще всего перед балконом прекрасной дамы. СЛАЙД 8. Исполнители уличных серенад   аккомпанировали себе на гитаре или мандолине.

Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной.
В рощу легкою стопою
Ты приди, друг мой.
              При луне шумят уныло
              Листья в поздний час,
              И никто, о друг мой милый,
              Не услышит нас.
Слышишь, в роще зазвучали
Песни соловья,
Звуки их полны печали,
Молят за меня.
              В них понятно все томленье,
              Вся тоска любви,
              И наводят умиленье
              На душу они.
Дай же доступ их призванью
Ты душе своей
И на тайное свиданье
Ты приди скорей!

((Восприятие музыки: Ф.Шуберт. «Серенада»)

Учитель   О чем нам рассказывает эта песня?

Дети:  (ответы детей)

Учитель   Наверное, «Серенада» - о счастливой любви: наступит день, влюбленные встретятся. Мелодия нам рассказывает о том, как много печали даже в самой счастливой любви и как может быть печален человек даже в своей радости. СЛАЙД 9 (Восприятие музыки: Ф.Шуберт. «Серенада»)

 

Учитель   Заканчивая наш урок, я не могу не познакомить Вас с самым лирическим произведением Шуберта  «Ave Maria» - католическая молитва к Деве Марии .Слайд 10 (учитель читает слова)

 

(Восприятие музыки: Ф.Шуберт. «Ave Maria».

 

 



Информация о работе Творчество Ф.Шуберта разработки уроков