Творческий и жизненный путь С.В. Рахманинова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 19:12, реферат

Краткое описание

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.
Род Рахманиновых был старинного дворянского происхождения и вёл своё начало, по-видимому, от молдавских господарей Драгош, основавших Молдавское государство и правивших им более двухсот лет (XIV – XVI века). От одного из потомков этого древнего рода, Василия, прозванного Рахманин, и начался род Рахманиновых.

Содержание

I. Биография
1.Детство и юношество ---------------------------------------------------------- 2
2.Консерваторские годы --------------------------------------------------------- 4
3.Годы творчества ----------------------------------------------------------------- 5
4.Первая симфония. Творческий кризис ------------------------------------ 5
5. Знакомство с Шаляпиным --------------------------------------------------- 6
6.Расцвет творчества ------------------------------------------------------------- 6
7.Вдали от Родины --------------------------------------------------------------- 7
II. Анализ произведений
1.Опера «Олеко» ------------------------------------------------------------------ 9
2.Второй концерт для фортепиано с оркестром ------------------------- 11
Библиографический список -------------------------------------------------- 12

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.59 Кб (Скачать файл)

Предвоенные годы оказались  богатыми на новые сочинения. В 1910-м  он закончил «Литургию св. Иоанна Златоуста», одно из наиболее крупных своих духовных сочинений.

В эти же годы Рахманинов интенсивно работает над фортепианными  и камерными вокальными сочинениями. Появляются на свет прелюдии ор. 32, шесть  этюдов-картин, многочисленные романсы. В 1912 – 1913 годах на стихи К. Бальмонта  Рахманинов пишет «Колокола» — поэму  для симфонического оркестра, хора и солистов. В различных колокольных  перезвонах – праздничном, свадебном, похоронном – он воссоздает всю  человеческую жизнь, от рождения до смерти.

В 1915 году появляется второе крупное духовное сочинение – 
«Всенощное бдение». Старинные церковные мелодии, так называемые знаменные распевы, когда – то заботливо собранные мальчиком в его «музыкальную копилку», обрели теперь новую жизнь. Во «Всенощной» Рахманинов использовал эти распевы, входящие в так называемый «Обиход» и поныне звучащие в православном Богослужении.

Последними сочинениями, созданными на Родине, стали циклы  романсов ор. 38 на стихи поэтов –  символистов А. Блока, А. Белого, И. Северянина, В. Брюсова и др., а также шесть этюдов картин.

 

7.Вдали от Родины

Накануне Рождества 1917 года Рахманинов с семьей пересек финскую  границу. Так он начал свое заграничное  турне, которое растянулось на всю  его оставшуюся жизнь. В Скандинавии  Рахманиновы пробыли недолго. 1 ноября 1918 года они погрузились на пароход  и покинули Европу. Их путь лежал  за океан, в Соединенные Штаты  Америки – «страну неограниченных возможностей».

Это был самый трудный  поворот в долгой жизни Рахманинова. Он был – и сам прекрасно  осознавал это – русским художником. Все его творчество неразрывно было связано с Россией, ее природой, ее культурой. Сочинять вдали от Родины оказалось для него невероятно трудно; к тому же было необходимо обеспечивать жизнь своей семьи – жены и двух горячо любимых дочерей, Татьяны и Ирины.

И с этого времени основным занятием Рахманинова становится концертная деятельность пианиста – виртуоза. В течение нескольких лет он гастролировал  только в США и Канаде и лишь в 1923 году вернулся в Европу. Как  пианист Рахманинов имел такой успех, какой, пожалуй, никогда не имел как  композитор.

В Америке Рахманинов безусловной «звездой». Репертуар его был огромен. Главное место в нем занимали, помимо собственных фортепианных сочинений, произведения романтиков – Шопена, Шумана, Листа; он много играл боготворимого им. Чайковского и, хотя современной музыки не любил, изредка исполнял Дебюсси.

Трактовки его были незабываемы. Блестящая виртуозная техника, мощный и мягкий звук, абсолютно индивидуальное прочтение любого сочинения запоминались непросто надолго – навсегда.

И все же, хотя композиторская деятельность стала мене интенсивной  – Рахманинов вернулся к сочинению.

В 1926 году появился Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, летом 1932 года – «Вариации на тему Корелли». Вслед за ней в 1934-м была создана «Рапсодия на тему Паганини». В 1935 – 1936 годах – Третья симфония. Последнее крупное сочинение Рахманинова – «Симфонические танцы» — написаны накануне Второй мировой войны в 1940году.

Всю оставшуюся жизнь Рахманинов очень тосковал по Родине.

В 1931 году по совету Риземана Рахманинов купил в Швейцарии  участок земли на берегу Фирвальдштетского озера и выстроил на нем виллу. Тщательно продуманное и распланированное поместье чем-то неуловимо напоминало Россию, любимую Ивановку. Рахманинов назвал виллу «Сенар» — сокращенное от «Сергей и Наталья Рахманиновы». В Сенаре появились на свет его поздние сочинения – «Рапсодия на тему Паганини», а затем и Третья симфония. «Рапсодию» нередко – и справедливо – называют Пятым фортепианным концертом Рахманинова, хотя написана она в форме вариаций на знаменитый 24-й каприз итальянского скрипача.

Атмосфера в Сенаре напоминала давнее житье в Ивановке – у  Рахманинова постоянно гостили  соотечественники, бывала молодежь –  друзья и подруги дочерей Татьяны  и Ирины. И если затевали старинные  русские хороводы, он сам садился  за рояль и импровизировал чудесные обработки русских народных песен. Но когда началась Вторая мировая  война Швейцария стала недоступна. Рахманинов вновь был вынужден уехать в Америку: до конца жизни он уже  не вернулся в Европу.

Войну России с гитлеровской Германией композитор переживал  очень тяжело. Осенью 1941 года он выступил с призывом поддержать Россию и весь гонорар от первого в сезоне концерта – 3920 долларов – целиком передал  генеральному консулу СССР в США  В. Федюшину. В течение последних  двух лет своей жизни Рахманинов как мог, помогал соотечественникам, перечисляя большие суммы в различные  фонды и отправляя посылки  с продуктами и вещами друзьям  и просто знакомым, находившимся в  Советском Союзе. Свой последний  концерт Рахманинов дал в Ноксвилле. Он уже был болен, чувствовал себя плохо, но стремился продолжить гастроли. Однако обострившаяся болезнь заставила  его прервать турне.

В день его семидесятилетия  пришла поздравительная телеграмма из Москвы, подписанная советскими композиторами. Но Сергей Васильевич был  уже без сознания.

Скончался Рахманинов 28 марта 1943 года в своем доме в Беверли-Хилл в штате Калифорния. Отпевали Рахманинова  в Русской церкви на окраине Лос-Анджелеса. Похоронен он на русском кладбище в Кенсико.  
 
       II. Анализ произведений

1. Опера «Олеко»

 Выдающимся исполнителем роли Алеко был Ф. И. Шаляпин, друг Рахманинова. Но с первым его выступлением в этой партии связан странный эпизод: исполнение оперы состоялось в рамках 100-летнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина, и Шаляпин, исполняя партию Алеко, загримировался... самим Пушкиным (певец несколько раз высказывался в том смысле, что видит некое сходство между А. С. Пушкиным и Алеко).

Берег реки. Кругом разбросаны шатры из белого и пестрого холста. Направо — шатер Алеко и  Земфиры. В глубине — повозки, завешанные коврами. Кое-где разведены  костры, варится ужин в котелках. Общая, но спокойная суета. За рекой  восходит красноватая луна. Среди  цыган — Алеко. Вот уже два  года, как он покинул город, семью, друзей, ушел к цыганам и кочует с их табором. Опера начинается интродукцией, в которой чистые и светлые  образы, выраженные мелодиями флейт  и кларнетов, контрастируют с  мрачным, зловещим мотивом, связанным  с образом Алеко.

Старик цыган под пение  предается воспоминаниям. Он рассказывает грустную историю своей любви: только год его любила цыганка Мариула, а потом она бежала с цыганом  из другого табора, оставив ему  малютку Земфиру. Алеко недоумевает, почему цыган не отомстил изменнице; сам он не колеблясь даже спящего  врага столкнул бы в бездну. Земфиру  раздражают речи Алеко. Ей опостылела его любовь: «Мне скучно, сердце воли просит», — говорит она отцу. Всеми ее помыслами теперь владеет молодой цыган. Алеко замышляет месть.

Печальное настроение от грустного  рассказа старого цыгана другие цыгане хотят развеять весельем и пляской. Сначала исполняется «Женская пляска»  с ее гибкой, тонкой, ритмически капризной  мелодией у кларнета; в ее прихотливо вьющихся оборотах, упругом вальсообразном ритме выражена смена оттенков страстного чувства: то сдержанного, как бы ленивого, то разгорающегося вспышками чувственности, то обольстительного задора. Ему на смену приходит «Пляска мужчин»; здесь композитор обращается к подлинной  цыганской мелодии. В конце концов все вовлекаются в общую пляску.

Появляется Земфира и  молодой цыган. Он молит ее о поцелуе. Земфира опасается прихода мужа (Алеко) и назначает молодому цыгану свидание за курганом над могилой. Появляется Алеко. Молодой цыган уходит. Земфира  заходит в шатер и садится  у люльки. Алеко около шатра  собирает веревки. Земфира поет песню  у люльки («Старый муж, грозный  муж»). Алеко томится: «Где же радости  любви случайной?» Земфира все  тверже и резче заявляет о своей  неприязни к Алеко и о своей  любви к молодому цыгану. Она с  предельной и даже циничной откровенностью признается: «Как ласкала его / Я  в ночной тишине! Как смеялись тогда / Мы твоей седине!» В конце  концов Земфира уходит. Луна поднимается  высоко и становится меньше и бледнее. Алеко в одиночестве. Он поет свою великолепную арию «Весь табор спит».

Луна скрывается; чуть брезжит  рассвет. Издалека доносится голос  молодого цыгана («Взгляни: под отдаленным сводом / Гуляет полная луна»). Начинает светать. Возвращаются Земфира и  молодой цыган. Земфира прогоняет  молодого цыгана — уже поздно, и  может явиться Алеко. Он не хочет  уходить. И тут, незамеченный ими, Алеко  действительно появляется. Он оказывается  свидетелем их любовной сцены. На его  упрек: «Где ж твоя любовь?» —  Земфира зло отвечает: «Отстань! Ты опостылел мне. / Былое не вернется вновь». Алеко молит Земфиру вспомнить  о былом счастье. Но нет, она холодна  и вместе с молодым цыганом  восклицает: «Смешон и жалок он!»  Алеко теряет рассудок. Он готов  мстить. Земфира просит молодого цыгана бежать. Но Алеко преграждает ему  путь и закалывает его. Земфира в  отчаянии склоняется над возлюбленным и плачет. Она гневно бросает Алеко: «Не боюсь тебя. / Твои угрозы презираю, / Твое убийство проклинаю». «Умри ж  и ты!» — восклицает Алеко и  пронзает ее ножом.

Из шатров выходят цыгане. Они разбужены шумом. На шум выбегает старик. Он в ужасе от представившегося его взору зрелища. Цыгане тоже в  ужасе, они обступают старика, Алеко, Земфиру и молодого цыгана. Земфира  умирает. Старик цыган не хочет мстить убийце своей дочери, но и не может  терпеть его в таборе. Алеко изгнан. Горестным отчаянием, сознанием ужаса одиночества проникнуты последние слова Алеко: «О горе! О тоска! Опять один, один!»

 

2.Второй концерт для фортепиано с оркестром

Одно из лучших произведений Рахманинова – Второй концерт  для фортепиано с оркестром.

Вдохновенная и вместе с тем глубокая по содержанию музыка включает в себя различные образы – то светлые, радостно – ликующие, то взволнованно – патетические, трагедийные. И весь этот возвышенный и поэтичный  мир воплощен в строгие и стройные пропорции. Что делает концерт одним  из ярчайших шедевров мировой музыки.

Наиболее значительна  и драматургически насыщена первая часть Концерта. Такой характер ей придает первая же тема – мужественная и суровая, звучащая как набат  могучего колокола. Господство лирических чувств утверждается во второй теме.

Эти две основные темы первой части очень ярки, образны и  индивидуальны. В первой теме нашел яркое выражение русский народно-песенный характер. В ней ощущается настроение взволнованного, тревожного ожидания. Это – обобщенный образ и старой Руси, и современной композитору России, ищущей свои пути. Главная тема поражает своей емкостью, глубиной. А завершается взволнованным всплеском лирического чувства. Каждый из этих составных элементов подчеркнут в репризе, где основная тема принимает то эпический, то маршевый характер, то характер гимна.

Побочная партия в репризе  значительно изменена – характер ее становится более спокойным, умиротворенным благодаря замедленному темпу, мягкому  звучанию струнных.  И лишь несколько решительных заключительных аккордов придают окончанию части активный волевой характер.

Основная тема второй части  Концерта по характеру и даже интонационно приближается к лирической теме первой части. Она тоже лирична, созерцательна  и определяет характер всей второй части. Благодаря холодному, отрешенному  звучанию флейты, которая выпевает эту тему вначале, создается впечатление  восторженности и высокой трепетности чувств.

Завершается Второй концерт  буйным стремительным финалом, две  основные темы – энергично-волевая и лирически восторженная – создают настроение особой праздничности, приподнятости, что в самом конце выливается в торжественно-ликующий гимн.

 

 

 

Библиографический список

1. В. Грудин. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 - 1943) // maestoso.narod.ru/Biography/rachmaninov.htm

2. Л.О. Окапян. Большая энциклопедия и Мефодия: Всемирный биографический словарь. - М.: Кирилл и Мефодий, 2003.

3. Серебряного века силуэт... Сергей Рахманинов – биография / http://www.silverage.ru/music/rahman_bio.html

4. БиографияС.В.Рахманинова// www.tstu.ru/koi/kultur/composer/rahm/

 


Информация о работе Творческий и жизненный путь С.В. Рахманинова