Русская музыка XVIII и первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 17:40, реферат

Краткое описание

Большой и славный путь прошла в своем развитии русская музыка. Сколько великих композиторов: Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Скрябин, Рахманинов, Глазунов и другие! Их искусство прославило нашу Родину. Во многих странах земного шара звучит их музыка и бу¬дит в сердцах людей светлые, добрые и чистые чувства.

Вложенные файлы: 1 файл

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. ГЛИНКА. ДАРГОМЫЖСКИЙ.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

«РУСАЛКА»

«Русалка”» — первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной драмы. Основная задача, поставленная композитором, — отражение душевного мира героев, их переживаний и характеров.

Новая задача потребовала  и новых музыкально-выразительных средств. Вот почему в опере сравнительно немного замкнутых музыкальных номеров, арий и лирических ансамблей. Преобладает принцип сквозного развития. Совместное пение в ансамбле свободно сменяется диалогом между действующими лицами. Причем именно в диалогах нередко содержатся яркие музыкальные характеристики героев. Этот смелый и новый прием позднее получил развитие в творчестве других русских композиторов — Мусоргского, Чайковского.

В основе содержания «Русалки» лежит социальный конфликт. С большой художественной силой и правдой рассказывается в опере о судьбе простой русской девушки, обманутой и брошенной богатым князем. Трагедия Наташи — это трагедия многих русских девушек, жизнь которых в условиях помещичье-крепостного строя была искалечена барскими прихотями. Содержание драмы Пушкина композитор в основном оставил без изменений, присочинив лишь конец, отсутствовавший у Пушкина. При этом некоторые герои пушкинской драмы получили в опере имена. Так, дочери Мельника дано имя Наташа, а подруге Княгини — Ольга.

В опере четыре действия. Сценическому действию предшествует увертюра в сонатной форме. В ней звучат некоторые темы оперы.

Первое  действие. Мельница на берегу Днепра. Наташа, дочь Мельника, и молодой Князь полюбили друг друга. Наташа любит искренно, преданно, не думая о будущем, не слушая предостережений отца. Между тем Князь стал бывать на мельнице все реже и реже.

Ария  Мельника открывает первое действие. В музыке арии Даргомыжский метко запечатлел черты характера Мельника — склонность к веселому балагурству и вместе с тем ворчливость. Основная тема арии Мельника — оживленная, с приплясывающим ритмом и резкими, «угловатыми»акцентами в мелодии. Она звучит и в небольшом оркестровом вступлении.

Облик Наташи раскрывается впервые в лирическом терцете. Терцет характеризует грустное настроение всех трех героев — Наташи, Князя и Мельника. Совместное пение свободно переходит в диалог между действующими лицами. Нежная и задушевная партия Наташи в то же время порывиста и стремительна. Ей присущи широкие ходы мелодии. Это отражает искренний и пылкий характер девушки. Особенно ярко раскрывается ее образ в начале Анданте фа минор «Ах, прошло то время, время золотое». Песенная мелодия близка жанру городского лирического романса.

Хороводная  «3аплетися, плетень» — более веселая и оживленная. Запевает ее женский хор на фоне подвижного и прозрачного сопровождения альтов и кларнетов. Песня сопровождается веселой хороводной игрой с притоптыванием и припляской.

Крестьяне уходят. Невесел Князь, смущена его задумчивостью и Наташа. С тревожным предчувствием расспрашивает она Князя, и тот сообщает ей о разлуке. Вначале Наташа не понимает его. Она готова идти с ним повсюду, даже в поход. Но затем догадывается в чем дело.

Не слушая уговоров отца и своих односельчан, девушка  в глубоком отчаянии бросается в  воды Днепра. Все потрясены.

Второе действие. Богатая свадьба в доме Князя. Хор гостей славит молодых. Княгиня прощается с подружками. Заздравный хор сменяется веселыми танцами — славянскими, цыганскими. Девушки поют шуточную песню «Сватушка». Слова этой песни народные.

Внезапно раздается голос Наташи: ее полная скорби песня вносит смятение.

Песня Наташи служит переломным моментом в развитии действия. В разгар веселья в оркестре звучат нежные, но вместе с тем холодные и прозрачные переборы струн арфы, а печальную мелодию запевает гобой.

Третье действие. В тереме Княгини. Прошло уже двенадцать лет. Женитьба не принесла счастья ни Князю, ни Княгине. Князь грустит, часто отлучается из дома, посещает места, где был счастлив с Наташей. А Княгиня тоскует одна. Ее подруга Ольга поет ей шуточную песню. Узнав от слуги, что Князь один на берегу Днепра, Княгиня решает вместе с Ольгой поехать за ним.

На берегу Днепра русалки водят хороводы. С появлением Князя они скрываются. На том месте, где когда-то была мельница, теперь одни развалины: «Веселый шум колес ее умолкнул». С горечью вспоминает Князь былое счастье с Наташей. Прошли годы, а он так и не смог забыть Наташу, ее искреннюю и боль тую любовь. Теперь Князь полон раскаяния. Грустные воспоминания нахлынули на него при виде знакомых мест.

Каватина Князя начинается певучим речитативом «Невольно к этим грустным берегам…». Музыка задумчива и печальна.

Мельник, отец Наташи, от горя лишился рассудка и вообразил себя вороном. Заброшенный и жалкий, он встречается с Князем и не узнает его. Вся эта драматическая сцена, как и первое действие оперы, построена на непрерывном, сквозном развитии. Встреча с Князем глубоко волнует Мельника. Несчастный вспоминает о горестной судьбе Наташи. Дочь его будто бы стала русалкой, царицей здешних вод. У нее маленькая дочка, которая и присматривает иногда за ним.

Князь потрясен услышанным. Он приглашает Мельника к  себе в дом, но тот с ужасом отказывается, вспомнив о страшной гибели дочери. Несчастный старик гневно восклицает: «Заманишь, а там, пожалуй, удавишь ожерельем». В отчаянии он молит Князя вернуть ему дочь. В припадке ярости бросается на Князя. Подоспевшие слуги спасают своего господина.

Четвертое действие. В подводном тереме русалок. Наташа — царица днепровских вод. Близится вечер. Она отпускает русалок на берег и просит дочку — маленькую русалочку — плыть наверх и заманить Князя — ее отца. Наташа хочет отомстить.

На берегу Днепра. Сюда вновь возвращается Князь. Появляются и Княгиня с Ольгой. Завидев Князя, они прячутся. Происходит встреча Князя с русалочкой — его дочкой. Русалочка рассказывает о матери и зовет его за собой. Напрасно Княгиня и Ольга пытаются удержать Князя. Из глубины Днепра раздается голос Наташи — она призывает его. Русалочка увлекает Князя. Мельник ей помогает. Раздается злорадный смех русалок.

В эпилоге изображено подводное царство. Русалки кладут мертвое тело Князя к ногам своей царицы. Так отомстила Русалка за обманутую девушку Наташу. В оркестре гордо и властно звучит тема ее призыва, построенная на интонациях народной колыбельной.

РОМАНСЫ И ПЕСНИ

Видное место  в творчестве Даргомыжского занимают романсы и песни. Их написано композитором более ста. Содержание вокальной музыки Даргомыжского исключительно богато. Здесь задушевная лирика, шутливое лукавство и драматизм, спокойные пейзажи и характерные бытовые зарисовки, а порой едкая социальная сатира, в чем Даргомыжский явился новатором. Особенно глубоко и психологически правдиво раскрыт в романсах внутренний мир человека с его думами и чувствами.

«Мне  минуло шестнадцать лет» (слова А. Дельвига) — удачный пример воплощения характера. Уже с первых тактов музыки перед слушателем - возникает образ юной девушки, чуть лукавой, ласковой, веселой и грациозной. Созданию такого впечатления способствуют мажорный лад и непринужденный вальсовый ритм. Выразительна мелодия с ее неожиданными прихотливыми изгибами.

Романс  «Мне грустно» на стихи Лермонтова проникнут глубоким лиризмом. Музыка этого романса тонко передает содержание стихотворения, еще более усиливая его печальное настроение. Выразительные средства здесь совершенно иные.

Партия фортепиано напоминает гитарное сопровождение  в бытовых романсах. На фоне этого  задумчивого, нежного и тихого перебора струн гитары звучит искренняя исповедь — вокальная мелодия с чертами декламационности. Это как бы живая человеческая речь, прерываемая паузами, как вздохами, мелодия плавная, полная раздумья и печали. Глубоко впечатляет своей интонационной выразительностью первая фраза на слова «Мне грустно» с ярким ходом на нисходящую уменьшенную квинту (тритон).

«Старый капрал»— драматическая песня типа баллады, написанная на слова Пьера Беранже — поэта французской революции (перевод В. Курочкина). Она относится к тем песням, в которых Даргомыжский отразил идеи социальной несправедливости.

В песне рассказывается о судьбе старого солдата, который не смог снести оскорбления, полученного от молодого офицера, и за то был приговорен к расстрелу. Шагая к месту казни, он старается подбодрить своих товарищей: «В ногу, ребята! Раз! Два! Грудью подайся, не хнычь, равняйся! Раз! Два! Раз! Два!»

В музыке Даргомыжский правдиво и с подлинной художественной силой нарисовал мужественный облик старого солдата, отразил глубину его переживаний. В разнохарактерных по своему мелодическому складу куплетах с припевом композитор воссоздал речь старого солдата, обращенную к товарищам, его раздумья о жизненных превратностях, горькое чувство обиды и воспоминания о прошлом. В средней части — напевной и более медленной — он вспоминает родную деревню, ее приволье, и старушку-жену.

Повторяющийся припев в ритме четкого марша — его обращение к товарищам — звучит как строевая команда, которую отдает капрал. Музыка песни гибко следует за текстом, развиваясь естественно и свободно.

 

 

Основные  произведения

Оперы: «Эсмеральда», «Русалка», «Торжество Вакха» и «Каменный гость»

Симфонические пьесы: «Казачок», «Баба-Яга», «Чухонская фантазия»

Сто песен и  романсов (на слова Кольцова, Курочкина, Пушкина, Лермонтова и других поэтов)

Вокальные ансамбли

Фортепианные пьесы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Русская музыка XVIII и первой половины XIX века