Рок-музыка как предмет философско-культурологического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:17, реферат

Краткое описание

Динамика пространственно-временного поля западной и отечественной рок-музыки аксиологична по своей природе. Это позволяет представить формы взаимодействия культуры и субкультур через модель с временной осью.
Рок-музыка, как форма протеста неизбежно присутствует в любом обществе, воздействуя на его конкретную культуру и вбирая в себя особенности общей культуры, влияя как на воспитание личности так и на ее развитие в социуме.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсковик.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

Введение

Искусство существует в конкретных своих видах: литература, театр, графика, живопись, музыка, архитектура, кино, фотография и т.д. Причина разделения искусства  на виды – многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного  освоения мира, опирающегося на эстетическое многообразие действительности. На основе всемирно-исторической практики возникло богатство человеческого духа, развились  эстетические чувства человека, его  музыкальное ухо, глаз, умеющий наслаждаться красотой.

Во все времена люди искали и находили всевозможные способы  самовыражения – от наскальных рисунков до современных сложнейших компьютерных программ и прочего. Искусство сопровождало человечество на всех ступенях его  развития и принимало всевозможные формы. И одной из них является музыка – вид творчества, зародившийся в древние времена, претерпевший огромные перемены средств и видов, и по праву считающийся одним  из наиболее любимых и значимых для  человека.

Каждый вид искусства  специфически влияет на формирование человека. Социологические исследования показывают, что в современной  социокультурной ситуации музыка все  больше выдвигается на передний план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она «обгоняет» другие виды искусства по «объему» потребления, а также непосредственно чувственным  особенностям воздействия.

В западной культуре XX века рок-музыка занимает особое место.

Сформировавшаяся около 40 лет назад, она пережила период бурного расцвета и распространилась по всем регионам мира. В процессе своего развития она пережила несколько  стилистических модификаций и стала  каналом превращения субкультуры  в один из самых влиятельных элементов  современной мировой музыкальной  культуры. Обладая специфической  простотой музыкальных выразительных средств, рок-музыка оказала сильное эмоциональное и мировоззренческое воздействие на свою аудиторию, к которой в первую очередь принадлежала значительная часть молодежи из стран западно-европейской культурной ориентации.

Нетипичные для культуры последних веков формы поведения  ее любителей на концертах (превращавшихся подчас в настоящие массовые радения), а также экстатические реакции  при прослушивании записей в  наиболее репрезентативных для рок-музыки стилях и привлекли внимание сначала  общественности, а вскоре - и специалистов из разных областей музыкальной науки.

Несмотря на сходство отдельных  черт и приемов рок-музыки с таковыми же из других областей музыкальной  культуры, прежде всего, из фольклора  и музыки художественной профессиональной традиции, она обладает собственной  моделью музыкально-психологической  действенности в сложных условиях XX века. Она не является культурой, механически  заимствующей отдельные свои качества у отдельных музыкальных культур, но лишь родственна им. Ее корни уходят в песнепляски магических ритуалов глубокого прошлого, так же, как  и у музыкального искусства классической традиции, у фольклора. Однако по сравнению  с ними рок-музыка в значительно  большой степени связана и  с современными неевропейскими культурами и более близка к контркультурным  и постмодернистским мировоззренческим  концепциям, в которых попытки  нетрадиционного восприятия такого, казалось бы, традиционного искусства  как музыка - не случайны. Эти попытки  возникают в контексте культур  и в способах мышления, появившихся  в последние десятилетия. Одна из них - New Age («Нью Эйдж»), новый взгляд или "новая эпоха", "новое  мышление", - весьма неоднородная и  многосоставная, охватывающая религию, магию, астрологию, философию, музыку, литературу, живопись, скульптуру, нетрадиционную медицину и др., область современного миропонимания, включающая теперь уже в себе мотивы и результаты контр культуры. Ознаменованный появлением контркультуры и New Age, кризис традиционного мышления порождает и кризис устоявшихся к началу XX века представлений о музыке.

Рок-музыка по сущностным признакам  своих проявлений оказывается ближе  именно к новейшим, нетрадиционным концепциям (например, концепция театра жестокости). Как всякая достаточно цельная область современной  музыкальной культуры, рок-музыка требует  и определенной культуры ее исполнения и восприятия. Для этого она  должна быть осознана не как негативная по сравнению с другими областями  музыкальной культуры и не как  абсолютно позитивная, как ее оценивают  фанаты. Ее преемственность от экстатических  обрядов древности и современности  указывает на глубокую укорененность  психологических потребностей человека в экстатических разрядках.

Рок-музыку как культурный и исторический феномен можно  назвать формой современного существования  и проявления древнейших качеств  и свойств человеческой психики.

Рок-музыка может рассматриваться  как часть общей музыкальной культуры. Она требует философского осмысления в полилогическом аспекте, что обусловливается множественностью восприятия рока.

Многозначность рок-музыки в своей  динамике позволяет выделить основные направления постмодернистской  методологии изучения такого сложного социокультурного явления как рок-музыка через прочтение ее интертекстуальности.

Динамика пространственно-временного поля западной и отечественной рок-музыки аксиологична по своей природе. Это  позволяет представить формы  взаимодействия культуры и субкультур через модель с временной осью.

Рок-музыка, как форма протеста неизбежно присутствует в любом  обществе, воздействуя на его конкретную культуру и вбирая в себя особенности  общей культуры, влияя как на воспитание личности так и на ее развитие в социуме.

 

 

1. Рок-музыка как предмет философско-культурологического анализа

 

Интегративный подход к изучению музыки как объекта общечеловеческой культуры в свете ее зависимости от семиотики, герменевтики и театра драмы позволяет  выявить специфику и механизмы  процессов художественного восприятия, чувственных и рациональных процедур художественного акта – от создания до функционирования и воздействия. Следовательно, достигается соответствующий уровень абстракции, обеспечивающий целостную интерпретацию генезисных и бытийных структур творческого способа освоения мира. Философское осмысление особенностей музыкальной культуры проводится с опорой на концепции известных ученых.

Взгляд на музыку как на один из языков культуры представлен в работе И.А.Герасимовой. С ее точки зрения, музыка играла и играет роль своеобразного языка, на котором передается совершенно определенное содержание, познаваемое не столько логосом, сколько этосом.

Музыка имеет имманентный характер, ее отличает «непривязанность» к внешним опорам, и, как следствие этого, динамичность и уклоняемость от натурализации, от превращения в нечто незыблемое и на века данное.

Аналогичную мысль высказывает  Т. Адорно, полагая, что музыка беспредметна, ее нельзя однозначно отождествлять с какими-либо моментами внешнего мира, но у музыки как таковой в высшей степени определенное содержание, она членораздельна и как следствие этого вновь соизмерима с внешним миром, с общественной действительностью, хотя бы и очень опосредованно. Музыка — это язык, но не язык понятийный.

По мнению Т. Адорно существует своеобразная типология слушателей музыки. Любой, даже весьма мало музыкальный  человек, охотно потребляет музыку, но именно ту музыку, которая подтверждает, укрепляет в нем чувство собственного «Я».

Таким образом, из теоретического анализа культурологических исследований видно, что существует сложное поле категорий взаимопонимания, взаимовосприятия и общения, коммуникации, трансляции и трансформации – обмена, передачи и генерирования новых смыслов, согласования ценностно-символических оснований по-разному детерминируемых и определяемых в культурном пространстве социальных агентов взаимодействия музыки и культуры.

В данном случае речь идет о  рок-музыке, в которой анализируются  разные модусы отношения к ней – от включенности и принятия ее как части культуры, до отстраненности и отчуждения ее.

До 90-х гг. ХХ в. рок-музыка чаще всего рассматривалась лишь в рамках изучения либо контркультуры, либо молодежных субкультур. С недавнего же времени появились новые исследования и работы по изучению непосредственно рока: В.Н. Сырова, Е.А. Савицкой, В. Конена, А.А. Васильевой, С.И. Левиковой, Д.В. Петрова и др.

В них представлены типологии  стилевых направлений рока, принципы стилеобразования, сравнительный анализ хард- и арт-рока, дан историографический экскурс развития и возникновения музыки, проведены параллели между классической и рок-музыкой.

Феномену рок-музыки в  культуре серьезное внимание уделили  самые различные исследователи  и критики – философы, культурологи, социологи, филологи, психологи и  религиозные деятели (Г.М. Иващенко, Т.Б. Щепанская, А.И. Чижова, А.И. Козлов, Г.С. Кнабе, Т.В. Черниченко, О.Ю. Панова, С. Усачева. Ю.В. Доманский), психофизиологии (П. Вайтцвейг, Ю.С. Дружкин, Е.Р. Калитиевская) и др. имела место своеобразная дискуссия, в которую включились и рок-музыканты. При этом звучали как обвинения в адрес рок-музыки, так и ее одобрение.

Очевидно, что суть рок-музыки такова, что ее изучение требует  комплексного подхода, соединяющего в себе тщательный и всесторонний анализ всех аспектов рока. Наиболее полную картину исследования может предоставить только совокупность музыковедческих, философско-эстетических, культурологических, социологических и социально-психологических средств анализа.

Теоретический анализ, и  философско-культурологическая рефлексия  показали наличие множественности  трактовок и толкований понятия «рок-культура»:

  • рок-музыка рассматривается как музыка протеста в рамках изучения контркультуры, что обусловлено демонстративностью и эпатажностью рок-музыки, ее направленностью на привлечение внимания, расшатывание привычных стереотипов через «выразительно-языковую систему рока, энергичность и агрессивность манеры выражения, а также резкость стилевых контрастов и шероховатость речевого слэнга»;
  • рок-культура позиционируется как молодежная субкультура, для которой характерны акцентирование инаковости, самобытности, самодостаточности, независимости, брутальности, стремления к самореализации и самоактуализации;
  • рок-культура является видом музыкально-поэтического жанра, близкого бардовскому с форсированными интонациями, при которых музыка не единственное содержание рока, а нравственная позиция, «кодекс противостояния» экзистенциального характера;
  • рок-музыка является обобщенным направлением в музыке, вбирающим в себя помимо музыкальной компоненты, текстовую составляющую и визуальный ряд.

Нужно подчеркнуть, что каждая из проанализированных интерпретаций  понятия рок-культуры имеет право  на существование и использование  этого термина в рамках того или иного содержательного наполнения определяется целями и задачами исследования. Это олицетворяет собой идею «прочтения» сложного «произведения», социокультурного интертекста, требующего логического осмысления и интегрального полилогичного подхода к изучению.

 

 

2. Рок-музыка в контексте постмодернизма

Термин «постмодернизм» А.Тойнби определил как современную (от Первой мировой войны) эпоху, кардинально отличающуюся от предыдущей эпохи модерна. В 60-70-х годах понятие постмодерна использовалось для фиксации инновационных тенденций в архитектуре и искусстве, и было апплицировано на такие сферы предметности, как экономико-технологическая и социально-историческая.

В статусе философской категории  постмодернизм утвердился после  работы Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании». Фиксирующий ментальную специфику современной эпохи в целом, определивший конец западного господства в религии и культуре, постмодернизм занял свою нишу в пространстве философской мысли. Постмодернистская философия по сути являет собой смесь разнообразных представлений, зависящих от социально-политической, национальной, религиозной принадлежности ее приверженцев. Ведущими представителями данного философского направления являются Р. Барт, Ж. Бодрийяр, М. Бланшо, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Джеймисон, Ф. Гватарри, Ж.Ф. Лиотар, М. Фуко и др., отличительной особенностью работ которых является мета-характер их текстов. Выявляя социокультурные основания и следствия постмодернистского видения мира, они являются одновременно и классиками-основателями и теоретиками-разработчиками постмодернизма.

Постмодернизм подвергает критике  центрированность как основной принцип  европейской культуры Нового времени, рационального мышления модерна, которое отвергается как метафизическое. Поэтому никакое знание не может быть оценено вне контекста культуры, традиции и языка. Ж. Деррида говорит о необходимости изыскивать новые понятия и новые модели, некую экономию, ускользающую от метафизических оппозиций. История существует постольку, поскольку настоящее запаздывает по отношению к самому себе. Опираясь на эти положения, в постмодернизме появляется понятие ризомы, введенное Делезом и Гвартари в 1976 г. в их совместной работе. Нелинейность ризомы позволяет развиваться системе куда угодно, принимая любые конфигурации – множественности и вариативности.

Согласно Лиотару, постмодерн характеризуется  двумя основными чертами – распадом единства и ростом плюрализма. Постмодерн – это, прежде всего разрушение универсалистской и рационалистической доминант модерна.

В целом, постмодернизм позиционирует  себя как самосознание переходной эпохи. Идея деконструкции в постструктуралистском критицизме Дерриды предполагает освободить человека от давления «ничем не подкрепленных» форм мышления, принятого в культуре за аксиому. Таким образом, главной задачей деконструкции по мысли Дерриды является нахождение и перевод адекватных смыслов. В настоящее время утвердилась точка зрения, согласно которой постмодернизм является не столько эпохой развития социальной реальности, сколько эпохой развития сознания человека.

Можно согласиться с точкой зрения В.Л. Иноземцева о том, что «как заметное общественное явление постмодернизм  возник тогда, когда сфера культуры заявила о своих претензиях не только на особое, но и на доминирующее положение среди других социальных сфер».

Философия постмодернизма не разделяет  взгляды о необходимости дифференциации философского знания, настаивая на том, что метафизическим теориям с абсолютными истинами доверять нельзя.

Восприятие мира как текста наиболее характерная черта философии  постмодернизма. Как текст мыслится вся реальность, дискурс, повествование. Культура любого исторического периода предстает как сумма текстов, или интертекст. Понимание текстов возможно лишь в "дискурсивном поле культуры". Иначе говоря, их можно понять только в связи с другими текстами, но не в связи с каким-либо "буквальным" значением или нормативной истиной. Неизбежное присутствие предыдущих текстов – интертекстуальность – не позволяет любому тексту считать себя автономным. Метод деконструкции текста, предполагающий длительный процесс интерпретации его значения, не обеспечивает абсолютной истины и надежности знания, что неоднократно подчеркивается самой теорией постмодернизма.

Информация о работе Рок-музыка как предмет философско-культурологического анализа