Развитие романтических традиций польской музыкальной культуры в творчестве Фридерика Шопена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:11, контрольная работа

Краткое описание

Цели и задачи:
Цель – показать развитие романтизма в Польше и его проникновение в творчество Шопена путем решения некоторых задач:
1) Охарактеризовать основные тенденции романтизма.
2) Показать творчество старших современников Шопена

Содержание

Введение………………………………………………………………...........3
Глава I. Польская романтическая музыкальная культура
Романтизм как историческое явление……………………………………5
Развитие польского музыкального романтизма…………………………7
1.3 Формирование национального стиля польской музыки дошопеновского периода…………………………………………………………………………8

Глава II. Развитие романтических традиций в музыке Шопена
2.1 Новаторство Шопена, как композитора - романтика…….………….12
2.2 Народность музыки Шопена – как основа польских
романтических традиций……………………………………………….15
2.3 Преемственные связи Шопена с композиторами
предшественниками………….............................................................…19
Заключение…………………………………………………………….……23
Список литературы………………………….......................

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие романтических традиций в творчестве Шопена.docx

— 64.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                           

 

 

Развитие романтических  традиций польской музыкальной культуры в творчестве Фридерика Шопена.

 

 

 

 

 

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Содержание

 

Введение………………………………………………………………...........3

                       Глава I. Польская романтическая музыкальная культура

      1. Романтизм как историческое явление……………………………………5
      2. Развитие польского музыкального романтизма…………………………7

1.3 Формирование национального стиля польской музыки дошопеновского периода…………………………………………………………………………8      

                     

Глава II. Развитие романтических традиций в  музыке Шопена

2.1 Новаторство Шопена, как композитора -  романтика…….………….12

2.2 Народность музыки Шопена – как основа польских

      романтических традиций……………………………………………….15

2.3 Преемственные связи Шопена с композиторами

      предшественниками………….............................................................…19

Заключение…………………………………………………………….……23

Список литературы…………………………............................................... 24

 

                                     

                                        Введение:                                                                                     

Актуальность работы:

Актуальность данной темы обусловлена  в первую очередь тем, что эпоха  романтизма ( о представителях которой идет речь) явилась опорным пунктом для многих поколений композиторов и сыграло огромную роль в развитии музыкальной культуры. А также тем, что композиторы, стоявшие у истоков романтизма, закладывающие основную идеологию направления, обусловили своим творчеством основные эстетические категории европейского общества. Тема привлекает многих исследователей и по сей день.

Цели и  задачи:

Цель – показать развитие романтизма в Польше и его проникновение  в творчество Шопена путем решения  некоторых задач:

1) Охарактеризовать основные тенденции романтизма.

2) Показать творчество старших современников Шопена

3) Объяснить преемственные связи Шопена с композиторами – предшественниками.

Объект и  предмет исследования:

Объект исследования - польская музыкальная  культура эпохи романтизма.

Предмет исследования – развитие польских музыкальных традиций в  творчестве Ф. Шопена.

Методы исследования и методология:

Методологической базой исследования стали работы Рубинштейна, Ивашкевича, Листа, Нейгауза, Яхимецкого, Луначарского, Игумнова, Стасова, художественные произведения Жорж Санд и Ежи Брошкевича, исторические исследования Бэлзы, Пасхалова, Галацкой, библиографические исследования Соловцова, Кремлева, Мазеля, Христиановича, Богданова Березовского и письма Фридерика Шопена.

Методами исследования стали анализ и синтез вышеперечисленной литературы.

Новизна:

Впервые, на основе проанализированного собранного материала, автор пришел к выводу, что польский музыкальный романтизм развивался под влиянием польской национальной, самобытной культуры.

 Структура и объем работы:

Работа состоит из Введения, 2-х  глав, заключения и списка используемой  литературы.

Объем работы 24 листа.

 

                ГЛАВА I. ПОЛЬСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

 1.1.Романтизм как историческое явление.

Польская  классическая музыка в значительной степени сформировалась под влиянием традиции романтизма.

Романтизм в искусстве в целом  – явление сложное и неоднородное. В каждой национальной культуре, в зависимости от общественно – политического развития страны, ее истории, психологического склада народа, художественных традиций, стилистические черты романтизма принимали своеобразные формы. Отсюда множество его характерных национальных ответвлений. И даже в творчестве отдельных художников – романистов иногда скрещивались, переплетались разные подчас противоречивые течения романтизма. [9, 170]

Романтизм – это художественное направление, которое зародилось в конце XVIII – начале XIX века, как реакция на рационализм и механизм эстетики классицизма и философии эпохи Просвещения. Понятие “Романтизм” произошло от эпитета “романтический”. До XVIII века он указывал на некоторые особенности литературных произведений. Это были романсы, а также поэмы и романы о рыцарях, которые понимались как авантюрное, захватывающее. Как направление, Романтизм появился в искусстве в конце XVIII века в Германии, а после в Британии и Франции, в дальнейшем распространившись на другие страны. Наибольшей популярностью он пользовался в период революций 1830 – 1848 годов.

Романтизм в музыке сложился в первой половине XIX века под влиянием литературы. Для романтизма было характерным обращение к синтетическим жанрам: песне, инструментальной миниатюре и музыкальной программности. Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира человека, душевной жизни людей. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие. Его характерные черты в музыке: индивидуализация и драматизация лирики, более конкретное воплощение национального на основе песен разных народов, усиление роли вокального, песенного начала, а также, более свободная трактовка традиционных жанров и форм и создание новых.  Развивается программная музыка, основывающаяся на сюжетах  и

 

 темах из народного эпоса, литературы, живописи. Широкое распространение получили  инструментальная миниатюра, в частности прелюдия, музыкальный момент, экспромт и цикл миниатюр программного характера.

XIX век характерен расцветом национальных музыкальных школ, опирающихся на традиции народного искусства. В это время появляются фундаментальные исследования фольклора, истории, древней литературы. Возникает новый круг образов, выражающий неповторимые национальные черты. Интонационный строй произведения позволяет мгновенно узнать на слух принадлежность к той или иной национальной школе. Начиная с Шуберта и Вебера, композиторы вовлекают в общеевропейский музыкальный язык интонационные обороты старинного фольклора своих стран. Мендельсон широко опирается на бытовую немецкую песню, Э. Григ – на оригинальные формы музицирования норвежцев,  М. Мусоргский – на древнерусские крестьянские лады, а музыка Ф. Шопена зиждется на неповторимом ладовом колорите и ритмическом строе польского фольклора.

Самое яркое явление в музыке романтизма – это господство лирико-психологического начала. Тема любви и смерти здесь занимает господствующее место. Огромное место отводится в музыкальных произведениях образу природы. “Важной чертой романтического метода является фантастический вымысел. Воображаемый мир как бы возвышает художника над неприглядной действительностью”.[9, 173] Именно в эти годы литература обогатилась сказками братьев Гримм, балладами Шиллера и Мицкевича.

Интересы романтиков неразрывно связаны с общей концепцией таких понятий, как народно – и национально самобытное, натуральное, характерное. Это обычно стремление воссоздать утраченную в окружающей реальности подлинность, первичность, цельность. Отсюда интерес к истории, к фольклору, культуре, природе.

Таким образом, эпоха романтизма, противопоставляя чувства разуму, утверждает новый круг образов и развивает романтические традиции.

 

 1.2. Развитие польского музыкального романтизма.

“Ни в одной стране Западной Европы, даже в Италии, национально - освободительная борьба не определила в такой огромной степени развитие национального искусства, как в Польше XIX века”. [9, 432]  В разгромленном государстве польский народ мог проявить себя как единое целое только через сохранение национальной культуры.

 Музыкальная культура Польши - одна из древнейших славянских музыкальных культур. Польское национальное музыкальное искусство в своем развитии всегда опиралось на народное творчество. Оно являлось выражением борьбы за национально – самобытное искусство, которое явилось основой в развитии польского романтизма.

В истории польской музыки, а особенно, в эпоху романтизма были популярны старинные народные танцы, которые нашли свое дальнейшее отражение в творчестве ни одного композитора и получили широкое распространение в польском романтизме. Это ходзоны – предшественники полонеза, мазурка, куявяк, оберек, краковяк, которые нашли свое дальнейшее отражение в творчестве ни одного композитора. Для танцев польской музыки характерна смена медленного движения и быстрого, раздел танца в быстром движении строится на ритмическом варьировании той же мелодии.

Народная музыка имела огромное значение на протяжении многих веков  в создании многочисленных произведений. Польские народные мотивы и национальные музыкальные жанры нашли свое отражение в развитии романтизма Польского Королевства. В частности это использование народного фольклора, традиция опоэтизировать и драматизировать польские национальные танцы.

 

1.3. Формирование национального стиля польской музыки дошопеновского периода.

Национальные  устремления и творческая деятельность композиторов Польского Королевства  конца XVIII –начала XIX века подготовили почву для расцвета творчества Ф.Шопена. Таким образом для нас имеет огромное значение творчество композиторов – предшественников Фридерика Шопена. Ю. Кремлев в своем труде о Шопене написал, что“очень многое, присущее Ф. Шопену, мы в зародыше найдем у его предшественников”. [ 8, 345]

На рубеже XVIII-XIX веков начинает развиваться фортепианная музыка. Большое распространение получают полонезы. В этом жанре работал Михаил Клеофас Огиньский. Его произведения отличались задушевным лиризмом, мелодичностью и связью с народнопесенными истоками.  На основе национальных танцев он создал не только полонезы, но и марши, вальсы, мазурки. Его принципы сочинения “ полонеза не для танца” легли в основу романтизации национальных танцевальных жанров.

 Значительный вклад в развитие  польской музыки 1-ой половины  XIX века внес композитор, дирижер и педагог Кароль Курпиньский, чье творчество отмечено ярким национальным колоритом. Он один из создателей национальной оперы, автор 26 музыкально-сценических произведений, для которых характерно сочетание элементов французской комической оперы, немецкого зингшпиля, итальянской школы XVIII века и польской национальной мелодики. В музыкальном наследии Курпиньского мелодические и ритмические очертания польской народной музыки рисуются очень ясно. Кароль Курпиньский, размышляя о будущем польского театра, писал: “ Не могут другие народы довольствоваться только итальянской оперой. Пусть берут от итальянцев образцы, но используют их применительно к национальной опере, которая невольно, путем применения родного языка, должна приобрести черты самостоятельности…” Второе десятилетие 19века ознаменовалось также расцветом оперного творчества К. Курпиньского. К. Курпиньский писал не только исторические и лирико-драматические, но и комические оперы. Во всех этих операх часто встречаются жанры полонеза, краковяка, мазурки, причем ритмоинтонационный строй музыки нередко в той или иной мере связан с народными истоками. Особую популярность завоевала в Польше “драматическая пьеска с песнями” К. Курпиньского, впервые поставленная в 1816г. под названием “Суеверие, или Краковяне и горцы”. Это небольшое произведение содержит ряд колоритных сцен из народной жизни. Такого рода танцевальные мелодии прочно вошли в быт страны в описываемое время, характеризующееся интенсивным развитием жанров, определяющих самобытность польской музыкальной культуры как славянского народа.

 По словам Ю. Кремлева в творчестве К. Курпиньского “Шопен мог почерпнуть эстетику внимательного и любовного отношения к фольклору, эстетику подлинной веры в фольклор как основу профессионального музыкального творчества”. [ 8, 244] Этому же учил Шопена и его наставник Ю. Эльснер, мысливший романтизм, отнюдь не в отрыве от народности, но в единстве с нею.

В 1816 году не было в Варшаве ни одного музыканта, ни одного любителя музыки, который не исполнял бы хоть нескольких  “Исторических песен” варшавских композиторов, написанных на тексты поэта, драматурга, историка Юльяна Урсына Немцевича. Сборник “Исторических песен” вышел из печати в 1816 году.  В них были изображены знаменитые  подвиги. В эти тридцать три думы-баллады Немцевич вложил высокие патриотические чувства. Все эти баллады были положены на музыку польскими композиторами. В лучших произведениях, к числу которых относятся песни, сочиненные К. Курпиньским, Марией Шимановской, Францишком Лесселем – учеником Й. Гайдна. [4, 45]

Информация о работе Развитие романтических традиций польской музыкальной культуры в творчестве Фридерика Шопена