Развитие навыков чтения нот с листа на начальном этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:08, реферат

Краткое описание

Основными задачами по развитию навыков чтения нот с листа являются:
Развитие «внутреннего слуха»;
Развитие навыков «вижу – слышу – играю»;
Умение ориентироваться в нотном тексте, в музыкальных стилях.
Обучение игре по нотам осуществляется в виде разбора и чтения нот с листа.
Разбор – процесс отработки каждого текста. При разборе возможны замедленный темп, остановки и поправки.

Вложенные файлы: 1 файл

_чтение с листа.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Флара Сайбуховна Тихонова

МАОУ ДОД «Асиновская детская школа искусств»

Развитие навыков чтения нот с листа на начальном этапе обучения

Основными задачами по развитию навыков  чтения нот с листа являются:

  • Развитие «внутреннего слуха»;
  • Развитие навыков «вижу – слышу – играю»;
  • Умение ориентироваться в нотном тексте, в музыкальных стилях.

Обучение игре по нотам осуществляется в виде разбора и чтения нот  с листа.

Разбор – процесс отработки  каждого текста. При разборе возможны замедленный темп, остановки и  поправки.

Под чтением нот с листа понимают сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам, основная задача которого - ознакомление с произведением в общих чертах.

Необходимость безостановочного проигрывания нового материала, при котором исполнитель  ограничен временем, делает процесс чтения с листа значительно более сложным по сравнению с разбором. Неслучайно успешность чтения с листа целиком зависит от степени развития знаний, умений и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в нотном тексте, чем скорее и далее предугадывает логику развития музыкального материала, тем лучше владеет инструментом, тем успешнее читает он и ноты с листа. Подтверждением этому является тот факт, что именно крупные музыканты чаще всего в совершенстве владеют искусством чтения нот с листа. Так, например, Ф.Лист читал ноты за 8 тактов вперед, А.Рубинштейн ставил перед собой неясно написанные нотные рукописи и играл их впервые с листа так законченно, художественно, как будто бы он их готовил раньше к концерту. Блестяще владел чтением с листа и И.Гофман.

Каждый музыкант должен стремиться к идеальному чтению с листа, к  исполнению нового нотного текста в  темпе, во всей его художественной полноте  и со всеми авторскими указаниями. Успешность этой деятельности зависит не только от талантливости исполнителя, важную роль здесь играет опыт, приобретаемый в процессе упражнения.

Когда И.Гофман а спросили, каким образом можно добиться большей скорости в чтении нот с листа, он ответил: «Лучший путь к этому - как можно больше читать с листа. Быстрота успеха зависит от общего музыкального образования; чем оно совершеннее, тем легче угадывать смысл фразы, всего лишь раз виденной. Чтобы добиться легкости при чтении, советую играть, возможно, скорее, хотя бы в исполнении первое время слушались ошибки. При быстром чтении вы разовьете способность «схватить», а это облегчит вам чтение деталей», и другие музыканты - педагоги также рекомендуют для развития навыков чтения с листа исполнять нотный текст в темпе и без остановок. Для обеспечения темпа и безостановочности движения Л.Ройзман и М.Фейгин советуют упрощать при надобности фактуру изложения музыкального материала. Все они подчеркивают мысль о том, что в развитии навыков чтения с листа следует идти от целого к деталям.

Успешно читать с листа в темпе даже простой музыкальный материал способен учащийся, который может мгновенно и точно «схватывать» хотя бы небольшие музыкальные построения – фразы, мотивы; обладает соответствующим игровым навыкам и «чувством клавиатуры»; быстро находит рациональную аппликатуру. Аппликатурная точность является существенным фактором в деле успешного прочтения с листа нотного текста, особенно для начинающих исполнителей (Г.Шахов).

Обучение чтению с листа лучше  начинать с анализа нотной записи предварительно усвоенного по слуху легчайшего музыкального материала. Для этой цели удобнее всего использовать короткие мелодии в объеме трех нижних звуков мажорного лада с простейшим аккомпанементом, или без него.

В процессе зрительного анализа  «звучащего внутри» нотного текста учащийся называет звуки, длительности, фиксирует знакомые по слуху элементарные мелодические и ритмические комплексы, теоретически осознавая простейшие детали музыкальной речи. Он вносит в текст обозначения смены движения меха и аппликатуры, затем проигрывает мелодию «с листа».

Учащийся тщательно анализирует  нотный текст, определяет смену движения меха и аппликатуру, затем здесь  же проигрывает его с листа.

Дальнейшее усложнение музыкального материала осуществляется на основе последовательного привнесения в мелодию нового звуковысотного элемента, поскольку музыкальный слух по самому существу является звуковысотным, иначе он не может быть музыкальным.

В процессе чтения музыкального материала  с листа в классе учащиеся усваивают  и другие элементы музыкальной речи - длительности, размеры, штрихи, паузы, нюансы.

Поскольку не только слуховое, но и  зрительное восприятие той или иной тональности способствует формированию и развитию соответствующих тональных  ощущений и представлений, с первых же занятий для чтения с листа следует использовать широкий круг тональностей (по крайней мере, до трех ключевых знаков).

Особую роль в деле воспитания зрительно-слуховых и слухо-двигательных представлений на всем протяжении обучения следует придавать зрительному анализу предназначенного для чтения с листа нотного текста. Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений, поскольку учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения её на инструменте.

В процессе анализа необходимо приучать учащихся к определенной последовательности, начиная с наиболее общих моментов и прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет общий  характер и жанр, - «Марш», «Вальс», «Русская мелодия», «Заводная балерина» и т.д.

Анализ включает в себя осмысление лада, размера, тональности, определение  составных частей мелодии (предложений, фраз, мотивов), цезур; фиксацию в музыкальных  построениях ритмической, мелодической и гармонической повторности (на начальном этапе обучения следует подразумевать чередование одинаковых басов и готовых аккордов); выявление характерных особенностей мелодии - движение по ступеням гаммы, по звукам трезвучия, скачками на устойчивые и неустойчивые звуки лада; определение фразировки, примерной динамики звучания; проектирование движений и аппликатуры.

В процессе приобретения учащимися  знаний, умений и навыков в анализ следует включать определение форм произведения, выявление гармонических  особенностей и других элементов  музыкальной речи.

В дальнейшем учащихся следует приобщать к проведению анализа в двух планах:

  1. Анализ форм, ладотональности, жанровых особенностей и других выразительных средств.
  2. Анализ элементов музыкального языка – интервалов, аккордов, ритмических групп и других.

В процессе анализа не следует задерживаться на легкодоступном материале - лучше больше уделить внимания трудным местам – скачкам, сложным ритмическим и гармоническим комплексам.

Приобщать учащихся к фиксации мелодии  не отдельными звуками, а законченными построениями, как уже отмечалось, следует с первых же шагов обучения. При этом начинающему аккордеонисту совсем не требуется знать их названия. Самым важным сейчас является воспитание умения зрительно ощущать и внутренне чувствовать более или менее законченную музыкальную мысль.

Структуру музыкальных построений (фраз) начинающему учащемуся будет значительно легче понять на основе песенных мелодий, в которых - и на это сразу нужно обратить внимание - фразы литературного текста совпадают по своему строению с музыкальными.

Логику мышления учащихся в процессе анализа музыкального материала удобнее всего контролировать, когда он рассуждает вслух. При чтении и разборе нового нотного текста не следует заставлять учащегося вести счет, так как при этом он значительно хуже себя слушает. Одновременно тормозится развитие умения комплексно схватывать ритмические фигурации.

При чтении с листа нового ритмического рисунка нужно учить учащегося  умению комплексного «схватывания»  ритмические фигурации по соотношению  длительностей между собой. Счет же следует использовать как вспомогательное средство в процессе предварительного анализа нотного текста, когда педагог хочет убедиться, правильно ли учащийся ритмически мыслит.

Анализ нотного текста является важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа. Он активизирует музыкально-теоретическое мышление, приобщает аккордеонистов к самостоятельному определению смены движения меха и аппликатуры, заставляет заново осознавать сведения из музыкальной грамоты. Когда временная организация мелодии (ритм, форма, темп) уложилась в сознании учащихся, звуковысотные соотношения исполняются значительно успешнее.

Быстрота осмысления нотного текста во многом зависит от индивидуальных особенностей, поэтому педагог не должен ограничивать временем на анализ музыкального материала.

На всем протяжении обучения чтению с листа усилия педагога должны направляться на то, что бы учащийся играл предложенный нотный текст сразу двумя руками, красивым звуком, грамотно и выразительно. Для успешного развития этого  умения важно на всех этапах обучения соблюдать непременное условие - степень сложности предназначенного для чтения с листа музыкального материала должна полностью соответствовать последовательной задаче и возможностям исполнителя. Можно ставить перед учащимся различного рода задачи, например: сыграть нотный текст в замедленных темпах, но с соблюдением всех авторских указаний; в быстром темпе, независимо от допускаемы текстовых неточностей; с упрощением фактуры. Полезно время от времени требовать от учащегося исполнение нового нотного текста без предварительного анализа. Этот методический прием развивает способность быстрой ориентировки в музыкальном материале. Активно воспитывает внутренний слух и слухо-двигательную взаимосвязь разучивание нотного текста без инструмента. Комплексному восприятию нотного текста во много помогают знания определенных закономерностей, а именно:

  1. Группировка нот способствует охвату целых групп; при этом вязки указывают не только на длительности нот, но и на направление мелодического движения.
  2. Фразировочные лиги указывают на законченность построения.
  3. Графические изображения интервалов и аккордов способствуют их восприятию не отдельными звуками, а целыми нотными знаками (так терции пишутся только на двух соседних линейках или в промежутках между линейками) квинты - через линейку или через один промежуток между линейками, септимы - через 2 линейки или через 2 промежутка между линейками. Трезвучия на трех, септаккорды на 4 ближайших линейках или в промежутках между линейками. Воспитание умения воспринимать созвучие должно осуществятся на основе охвата их взглядом снизу вверх.

Практически проработав большее количество разнообразного в ладотональном  и фактурном отношении музыкального материала, учащийся на основе достигнутого может продолжить развитие уже имеющихся  навыков. Развитие навыков чтения нот с листа предполагает дифференцированный подход к учащемуся. Формирование навыка чтения с листа является важным условием успешного роста профессионального мастерства баяниста и аккордеониста.

 

Используемая литература:

  1. Г.Шахов «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна».
  2. Ю.Акимов «школа игры на баяне».
  3. А.Мирек «Школа игры на аккордеоне».
  4. В.Лушников «Школа игры на аккордеоне».

Информация о работе Развитие навыков чтения нот с листа на начальном этапе обучения