Развитие вокальных способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. К сожалению, обычные условия школьного обучения часто не дают возможности ученику раскрыть себя. Творчески одарённый ребёнок – это далеко не всегда «идеальный» ученик в традиционном понимании. Более того, как утверждают отдельные психологические теории одарённости, коэффициент интеллектуального развития может быть обратно пропорционален уровню креативности человека. Таким образом, учебная деятельность не всегда обеспечивает школьнику успех.

Содержание

Введение …………………………………………………1-5
Описание опыта
Критерии и принципы выявления
вокальных способностей………………………..................8
Методические основы деятельности
ансамбля …………………………………...10
Приёмы и методы развития дыхания…………………….15
Дикция и артикуляция…………………………………….16
Постановка голоса…………………………………………16
Охрана детского голоса …………………………………...17
Результативность педагогического опыта ……………18
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

развитие муз способностей в условиях ОУ+.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

  Свердловский музыкально  эстетический педагогический  колледж 
 
 
 
 
 

Развитие  вокальных способностей учащихся в условиях общеобразовательной  школы

(на  примере работы с вок.ансамблем) 
 
 
 
 
 

      Выполнила : студентка 2 курса

      Федорец Анжелика

      Преподаватель: 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Екатеринбург-2009 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  …………………………………………………1-5

Описание  опыта

Критерии  и принципы выявления 

вокальных способностей………………………..................8

Методические  основы  деятельности

ансамбля                         …………………………………...10 

Приёмы и методы развития дыхания…………………….15

Дикция  и артикуляция…………………………………….16

Постановка  голоса…………………………………………16

Охрана  детского голоса …………………………………...17

Результативность  педагогического  опыта ……………18

Список  использованной литературы .............................22

Приложение 1. Упражнения для развития

певческого  дыхания

Приложение 2. Упражнения для развития

дикции  и артикуляции

Приложение 3. Упражнения на распевание (ноты)

Приложение 4. Упражнения, способствующие

охране  голоса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Сегодня, как никогда, является актуальной проблема самовыражения, самореализации, самоактуализации ребёнка. К сожалению, обычные условия  школьного обучения часто не дают возможности ученику раскрыть себя. Творчески одарённый ребёнок  – это далеко не всегда «идеальный» ученик в традиционном понимании. Более того, как утверждают отдельные психологические теории одарённости, коэффициент интеллектуального развития может быть обратно пропорционален уровню креативности человека. Таким образом, учебная деятельность не всегда  обеспечивает школьнику успех.

    . Успешность, пережитая ребёнком  в школе, обеспечивает его дальнейший  жизненный успех.

    В последнее время занятия в  эстрадном коллективе стали особенно популярными среди детей и  их родителей. Вызвано это в том  числе и  победами представителей нашей страны на международном детском конкурсе «Евровидение». Более того, новейшие компьютерные технологии, современная музыкальная аппаратура дают возможность ребёнку, даже не знающему основ вокальной техники, попробовать свои силы в искусстве пения. Эстрадное пение стало одним из самых доступных видов творчества.

    Воспитание  детей на вокальных традициях  является одним из важнейших средств  нравственного и эстетического  воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в ансамбле эстрадной песни пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

    Цель  опыта: развить вокальные способности учащихся в ансамбле эстрадной песни через выбор оптимальных методов и приёмов постановки голоса, привития художественного вкуса, через создание атмосферы творчества и самовыражения.

     Само  слово "вокал" в переводе с итальянского языка обозначает «голос». Однако сам голос, по сути, является всего лишь инструментом, в то время как искусство пения гораздо сложнее и шире одного звуковедения. Искусство пения рисует в нашем воображении определенные образы, отражает наши эмоциональные состояния. В процессе пения принимает участие не только звук, но, и что не менее важно, - осмысленное слово. Вокал в данном случае можно рассматривать как некий технологический процесс художественного пения. Вокал – это важнейший инструмент подачи творчества, донесения основных идей, эмоций и смысловой нагрузки композиции, определяющий индивидуальную манеру исполнения. Занятие вокалом - это не просто постановка голоса, это творческий процесс, который раскрепощает воображение творческого человека. Музыкант начинает видеть свое творчество в ином ракурсе, открывает новые горизонты.

     Современное эстрадное вокальное искусство  во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формирование эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности. И именно поэтому актуальной и значимой представляется проблема развития вокальных способностей детей, формирования певческих навыков, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальных способностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями.

    Анализ  проблем, касающихся развития голоса, рассмотрен в работах Емельянова В.В., Дмитриева Л.Б., Менабини А.Г., Шаляпина Ф.И., Морозова В.П. и других авторов. Результаты исследований показывают, что в научно-педагогической литературе представлены методики, направленные на развитие и постановку академического певческого голоса. Проблема развития постановки эстрадного голоса до конца не изучена,   фундаментальная научно-теоретическая база до конца не сформирована, несмотря на десятилетия существования эстрадного исполнительства. Однако в нашей стране много талантливых педагогов-практиков, о чём свидетельствуют результаты участия творческих коллективов и солистов в конкурсах различного уровня. В этой связи можно констатировать сложившееся противоречие: наличие высоких результатов в практике и отсутствие достаточного, системного теоретического обоснования вокальной педагогики.

    Каждый  учитель выбирает для себя приемлемую методику  работы с учащимися по развитию их вокальных способностей.

    Существующие  конкурсы эстрадной песни дают возможность  знакомиться с  вокально-исполнительской  манерой, стилевыми особенностями  эстрадного жанра различных коллективов. Однако стихийность перенимания исполнительского опыта  творческих детских эстрадных коллективов должна заменяться целенаправленной работой по формированию и воспитанию детей-музыкантов, творчески одарённых личностей. Для решения этих задач руководитель должен сам обладать всеми необходимыми знаниями и навыками исполнительской манеры эстрадной песни. Нельзя обойтись без осмысления вокально-технической стороны исполнения эстрадной песни на протяжении всего процесса обучения. Песенные навыки и работа над их совершенствованием являются основными элементами овладения эстрадно-песенным исполнительством.

      Новизна состоит в том, что в нем обобщены и представлены наиболее эффективные методы и приёмы развития вокальных способностей детей на основе классической методики постановки голоса и некоторые методы западноевропейской вокальной школы.

    Теоретическая значимость обусловлена его вкладом в решение проблемы развития вокальных способностей учащихся на уроках вокального ансамбля в общеобразовательной школе.

    Практическая  значимость состоит в разработке системы принципов и этапов педагогического взаимодействия, описании методических приёмов в работе ансамбля эстрадной песни.

    Становление данного опыта проходит в МОУ ДОД «Дом детского творчества»в г.Екатеринбурге в работе с вокальными ансамблями 1-2 кл и 5-6 классов.  

    Описание  опыта работы

    Критерии  и принципы выявления  вокальных способностей

    В деятельности ансамбля эстрадной песни  я реализую комплексный подход: выявление природных музыкальных способностей  учащихся при прослушивании и приёме в коллектив, последовательная работа над развитием необходимых вокальных умений и навыков с элементами актёрского мастерства и хореографии.

     В результате проведенных В.П. Морозовым (Институт психологии РАН, Москва) научно-экспериментальных исследований вокального творчества певцов разных жанров и профессиональных уровней, включая выдающихся мастеров вокального искусства, обобщения их высказываний о достоинствах и недостатках певческого голоса, был выделен ряд разного рода критериев вокальной одаренности, а также условий перспективности ее дальнейшего развития. К числу основных таких показателей относятся следующие:

  1. Акустические особенности певческого голоса: тембр, звонкость, яркость и в то же время мягкость, певучесть.
  2. Особое певческое дыхание и максимальное использование певцом резонансных свойств голосового тракта.
  3. Особые психологические способности певца:
  • музыкальность; музыкальный слух – пассивный, активный, мелодический, тембровый, ладовое чувство, музыкальная память и др.;
  • хороший вокальный слух, т.е. способность к обучению хорошей певческой технике на слух;
 
 
 
  • хороший эмоциональный слух, т.е. способность к распознаванию эмоционального состояния другого человека по звуку его голоса и воспроизведению собственным голосом тонких оттенков эмоциональных чувств и переживаний;
  • хорошие художественно-исполнительские способности, художественный вкус, богатое воображение, чувство стиля произведения, способность к созданию совершенных художественных образов как голосовыми, так и актерскими средствами сценического поведения.
  • хорошая обучаемость, т.е. способность к овладению специальными способностями.

      В соответствии с определёнными выше критериями идет воспитание  творческих способностей детей 

Методические  основы деятельности ансамбля

    После набора детей в ансамбль осуществляется работа над формированием и совершенствованием певческих навыков.

     Систему своей работы над развитием вокальных способностей учащихся ансамбля строится, исходя из следующих дидактических принципов:

     Принцип развития вокальных способностей (рост исполнительских возможностей). Он реализуется при целенаправленной работе по плану:

  • постановка дыхания и работа над ним;
  • работа над вокальными упражнениями от простого к сложному;
  • работа над дикцией и артикуляцией;
  • постепенное расширение диапазона и совершенствование вокальной техники;
  • работа над вокальными приёмами эстрадной песни;
  • работа над единой манерой исполнения произведения.

     Принцип единства технического и художественного  развития исполнения. Важно знать, каким должен быть правильный звук, и важно уметь его узнавать. Освоение сложных, ритмически разносторонних песен невозможно без приобретения вокально-технических навыков. Переход от простого к сложному при формировании вокальных навыков и освоения учебного материала ведёт к появлению вокального мастерства.

     Принцип слухового восприятия и перенимание  исполнительской  манеры. Этот принцип основан на личном, субъективном восприятии во время прослушивания записи изучаемого песенного материала, а также во время прослушивания руководителя. Ребенок даёт оценку услышанного и стремится на практике продемонстрировать то, что запомнил.

     Принцип беспрерывного обучения и творческой активности. Постоянные занятия вокалом позволяют создать систему в обучении. Благодаря регулярным занятиям в вокальном ансамбле происходит постоянная тренировка голосового аппарата, полноценное развитие голоса и формирование песенного стереотипа. Концертная деятельность формирует интерес к эстрадному искусству и помогает творчески подходить к исполнению песни на сцене.

     Принцип последовательности в обучении. Этот принцип предусматривает постепенное движение от теоретических знаний до практических занятий, от простых упражнений на примарных тонах голоса до сложных с целью развития возможностей голоса детей.

     Принцип творческого развития личности и заинтересованности. Формирование исполнителя как творческой и всесторонне развитой личности. Задача реализации этого принципа – объединить все предыдущие принципы в один, что позволит воспитать ребёнка как заинтересованную и влюблённую в эстрадное искусство личность. Формирование творческой личности невозможно без развития творческого мышления учащегося. Умение искать свой вариант творческой интерпретации песни. Сюда входит работа над нюансами, звуковыми украшениями, а также над словом и раскрытием образа песни.

Информация о работе Развитие вокальных способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы