Работа с метрономом в подготовке к техническому зачету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:32, статья

Краткое описание

Истоки зарождения и развития ритма в музыке и поэзии – в глубокой древности. Ритмичность присуща самой природе, где все процессы и явления имеют определенную цикличность. Любой процесс движения и развития связан с ритмом: ритмичны тысячелетние колебания галактик и мгновенные повторы в жизни микроорганизмов, ритмична смена времен года, ритмична работа человеческого организма (учеными обнаружены сложные нейрофизиологические ритмы в работе мозга).

Вложенные файлы: 1 файл

Работа с метрономом в подготовке.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

          Работа с метрономом в подготовке

к техническому зачету

  Прежде, чем говорить  об использовании метронома, следует  дать определение понятия «музыкальный  ритм»,  выявить причины неритмичной  игры и остановиться на приемах  и методах развития чувства музыкального ритма.

                     Музыкальный ритм является одним из важнейших выразительных  элементов музыкальной речи. Ритм основан на соизмеримости, рациональности и устойчивой повторности.

                     Истоки зарождения и развития ритма в музыке и поэзии – в глубокой древности. Ритмичность присуща самой природе, где все процессы и явления имеют определенную цикличность. Любой процесс движения и развития связан с ритмом: ритмичны тысячелетние колебания галактик и мгновенные повторы в жизни микроорганизмов, ритмична смена времен года, ритмична работа человеческого организма (учеными обнаружены сложные нейрофизиологические ритмы в работе мозга). Но есть ритмы, созданные человеком. К примеру, поэтический или музыкальный ритм. На заре человеческой цивилизации древние люди использовали ритм и звук как систему сигналов, к примеру, предупреждающий сородичей об опасности. В дальнейшем, в период формирования человеческой речи происходило развитие звуковысотных и ритмических соотношений: к примеру, выражения различных эмоций (радости, печали, страха и т.п.) сопровождалась разновысотными звуками в речи, периодично повторяющимися. Так, от природной ритмичности постепенно в процессе эволюции человека зарождался ритм, созданный самим человеком.

Музыкально – ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, ощущение его человеком – это основа музыкальности.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении (организации) звуков во времени.

Музыкальный ритм может  рассматриваться как:

1.организация звуков  по длительностям.

2

2.протекание во времени  музыкальной ткани.

«Ритм» - с древнегреч. – течение. Понятие «ритм» связано  с понятием «метр» («мера» - греч.).

Проблеме музыкального ритма посвящено множество работ известных музыковедов. Формирование чувства ритма у учащихся – одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и в тоже время, как общепризнано – одна из наиболее сложных.  Это самый инертный компонент развития. Имея в виду реальные трудности, с которыми сопряжено музыкально – ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны скептически оценивать сами перспективы, потенциальные возможности этого воспитания. Категорично по этому поводу высказывался А.Б. Гольденвейзер : «В моей практике бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом развивались и делались ритмически полноценными, но все же я должен сказать, что это достигалось огромным трудом. На этом пути педагоги и их учащиеся чаще терпят разочарование».

Тем не менее, чувство  ритма развиваемо.

Ритмические ощущения связаны  с чередованием различных длительностей, тогда как метрические ощущения связаны с чередованием сильных  и слабых долей.

Прежде всего нужно  выявить причину неритмичной  игры. Такими причинами могут являться:

1.отсутствие общей  уравновешенности процессов возбуждения  и торможения в центральной  нервной системе.

2.отсутствие координации  в руках и пальцах, наличие  в них ненужных мышечных зажимов.

3.отсутствие исполнительской  дисциплины в игре и слабая ритмическая основа музыкально – слуховых представлений.

 

 

3

После того, как выявлена причина неритмичной игры, можно  использовать следующие приемы и  методы развития чувства музыкального ритма:

1.арифметический счет (сначала вслух, затем счет  «про себя» и, наконец, целесообразно перейти к одному лишь внутреннему ощущению равномерно пульсирующих временных долей ).

« Счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет  чувство ритма лучше, чем что  – либо другое…» (И. Гофман. «Фортепианная  игра» ).

2.игра с акцентировкой.

3.дирижирование.

« Я настоятельно рекомендую ученикам… - пишет Г. Г. Нейгауз, - поставить  ноты на пюпитр и продирижировать  вещь от начала до конца…» Этот прием, продолжает

Г. Г. Нейгауз, особенно необходим для  « учеников, не обладающих достаточной способностью « организовать время… »

            4.делать искусственную остановку  в ходе исполнения произведения, просчитать 

2-3 такта пустых и вновь возобновить  игру. С аналогичным способом  можно встретиться, в частности,  в системе Э. Жак – Далькроза.

           5.прохлопывание  и использование ритмо-схем.

6.подтекстовка. Как вариант  – метод игры с параллельной  декламацией, то есть исполнение  музыкального произведения сопровождается  чтением стихотворного текста. За  основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха. Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе. Пример: И. С. Бах. Прелюдия Fis - dur  из 1 тома ХТК – М. Ю. Лермонтов «Тучи» ( тучки небесные…) В отличие от работы с метрономом, который дает лишь сухое мерное отстукивание, применение

4

 декламационного материала  имеет главное преимущество –  выразительность. Параллельное включение  декламации обостряет слух, помогает с помощью дикции поработать над артикуляцией – четким произношением звука.                               ( Метод И. Д. Перфильевой ).

7.игра в ансамбле ( ученик с более развитым чувством  ритма играет с учеником более  слабым ).          

« Чувство… ровности движения приобретается всякой совместной игрой… » - писал Н. А. Римский – Корсаков в работе « О музыкальном образовании», имея в виду ритмически дисциплинирующее, обоюдно корректирующее воздействие  ансамблевого музицирования на каждого из партнеров.

 

Техническим средством  для достижения ровности звучания является метроном.

« Метроном – аппарат  для нарезания ровных ломтиков музыки ».

                                                                               Н. Перельман.

Метроном ( от греч. ) – мера, закон. – прибор, способный производить произвольное количество тактовых  долей времени на слух. Служит как вспомогательный прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении.

Обычно метроном состоит  из деревянного корпуса пирамидальной формы, одна из граней которого срезана; на этом срезе находится маятник с грузиком. Позиция грузика влияет на частоту ударов метронома: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще. За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов. Кроме механических, существуют и электронные метрономы. Для удобства они часто совмещаются в одном корпусе с тюнерами.

Также метроном может  использоваться в качестве музыкального инструмента.

5

( « Симфоническая поэма  для 100 метрономов »  Дьердя  Лигети, сюита из музыки к фильму  « Мертвые души » Альфреда  Шнитке ).

В блокадном  Ленинграде, когда радио не работало, в эфире  стучал метроном: быстрый темп означал  воздушную тревогу, медленный темп – отбой.

Метроном – одна из важнейших деталей экипировки музыканта. В современной музыке время –  это все. Мало играть верные ноты и  нажимать нужные клавиши, необходимо делать это вовремя. Чтобы правильно  держать темп, необходимо иметь  некий эталон времени, то есть пульс ударов с определенной частотой. Для этого и был изобретен метроном. Определить темп недостаточно, необходимо его еще удержать на протяжении всей композиции ( пьесы, этюда, комплекса гамм ). Далеко не у всех людей есть хорошее чувство времени. Некоторые склонны завышать темп, некоторые отставать. Метрономы бывают разные по форме и звуку, но задача их всегда одинаковая – издавать постоянные щелчки с определенной частотой.

Некоторые музыканты считают, что  заниматься без метронома – тратить  время впустую. Если заниматься без него, насколько бы чувство ритма не было бы хорошим, оно обманывает.

Первоначально играть под метроном не очень удобно. Сложность игры и в очень медленном, и в  очень быстром темпе – в  психологическом напряжении.

При работе над гаммами можно установить такой темп метронома, чтобы каждый  щелчок совпадал с сыгранной нотой. Таким образом можно проверить играете ли вы действительно ровно. Затем на один удар можно играть 2,3 и так далее ноты ( дуоли, триоли и так далее ) или другие ритмические ( например ,                         ) и штриховые ( например,                            ) варианты. Использование метронома поможет исполнить весь комплекс гамм в едином темпе. Кроме того, метроном поможет отслеживать прогресс. Допустим, неделю назад ученик играл в темпе 60 , а сегодня уже может в

6

темпе 80 – значит, прогресс очевиден. Начинать заниматься нужно  с более медленного темпа, а точнее с темпа, в котором  инструктивный  материал звучит без ошибок и погрешностей от начала и до конца, и постепенно наращивать темп.

При этом не нужно превращать работу над инструктивным материалом лишь в гимнастику для пальцев. Работа над ритмом должна быть связана с  работой над качеством звука, фразировкой. При игре гамм, арпеджио нужно всегда ставить перед собой музыкально – художественные задачи наряду с технологическими, а именно: гамма должна звучать легко, красиво, виртуозно. Исполнение экономичными движениями пальцев при свободной, но собранной кисти.

Необходимо, чтобы ученик приучался  хорошо ощущать размер и выразительное значение сильных долей в этюде или в любой другой пьесе. С первых шагов играть не « по тактам », а «по фразам».

Воспитание «живого» подлинно художественного  ритма должно быть основной задачей  педагога.


Информация о работе Работа с метрономом в подготовке к техническому зачету