Музыкальное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:02, реферат

Краткое описание

Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Музыкальное воспитание младших школьников.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Цель данных обобщений  состоит в том, чтобы, во-первых, уточнить представление об эстетических чувствах в свете последних исследований эмоциональной сферы созидания в психологии, во-вторых, выяснив содержательную и структурную специфику эстетических чувств, определить их социальную роль и место в структуре эстетического сознания личности.

Следует обратить особое внимание на характеристику психологической стороны явления, так как именно неточность определения самого понятия «чувство» является источником самых разноречивых мнений в определении природы, содержания и структуры нравственного чувства. Необходимо указать на недопустимость синонимичного употребления терминов «эмоция» и «чувство». «Следуя всё шире входящему в научный обиход мнению о различии эмоций и чувств как относительно самостоятельных образований эмоциональной сферы (А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, А.Г. Ковалёв, Г.Х. Шингаров), необходимо их чётко разграничивать в нескольких аспектах. Эмоции и чувства различаются в генетическом плане как первичные и вторичные образования. Они представляют собой относительно самостоятельные явления психики: эмоция — динамический процесс, особая ситуативная реакция организма, чувство — устойчивое психическое образование (П.М. Якобсон), свойство личности (А.Г. Ковалёв), только реализующееся через те или иные эмоциональные реакции. Эмоции и чувства обладают также разными гносеологическими возможностями. Если переживание как форма эмоционального отражения действительности в первом случае детерминировано воздействием внешнего мира и является его своеобразным отражением, то содержание данного отражения ещё не имеет предметного характера, ему не свойственно качество идеального». Эти признаки присущи переживанию только на уровне актуализации чувства, где содержание данного отражения носит предметный характер и опосредовано опытом всех воздействий и, в частности, опытом восприятия музыкального искусства. Наконец, своеобразна функциональная роль эмоций и чувств. Эмоции выполняют отражательно-регулятивную функцию на биологическом уровне. Чувства — мощные силы регулирования жизнедеятельности личности на социальном уровне.

В свете названных  различий становится ясна несостоятельность  определения нравственного чувства только как особого переживания, своеобразного эмоционального состояния, сведение его к эмоции, что ещё встречается в психолого-педагогической литературе. Термин «нравственная эмоция» правомерно употреблять в строго определённых случаях, когда речь идёт о тех ситуативных эмоциональных реакциях, через которые нравственные чувства реализуются.

Как особое свойство личности чувство предполагает возможность определённой психической деятельности, а именно отражательно-оценочной и мотивационно-регулятивной. Это даёт возможность понять, как реальный мир приобретает нравственное содержание и как одновременно с этим формируется специфическая способность субъекта к нравственному переживанию, отражения реального мира в искусстве.

Связь нравственного отношения и нравственного чувства прослеживается по нескольким направлениям:

-  непосредственное проявление нравственного отношения на уровне личности выступает как нравственное переживание;

-  данное отношение, становясь обычным для субъекта, превращается в устойчивое эмоциональное образование - чувство;

-  нравственные чувства выступают тем механизмом, при помощи которого нравственное отношение с уровня общественного, где оно возникает, переводится на уровень индивида, где реально существует.

Чувства принадлежат к  явлениям сферы сознания, характерная  особенность которых состоит в том, что «они не только отражают объективную реальность, а существуют как психическая жизнь, как отношение, направленное на те или иные объекты». Эмоциональное отношение, которое является главным и определяющим моментом в содержании чувств, будет выявлением не только роли специфического для нравственного отношения субъекта к объекту, но и тех условий, которые отражают особый характер их взаимодействия, что, в конечном счёте, приводит к возникновению качественного своеобразия отношений и соответствующих им чувств прекрасного, трагического, комического и т.д.

Реальный  предметный мир не только объект направленности нравственных чувств, но и фактор, обусловливающий их характер вплоть до состава тех эмоциональных реакций, через которые они реализуются. Нравственные чувства отличаются конкретно-исторической определённостью, складывающейся в зависимости от изменчивости того круга нравственных объектов, на основе переживания которых формируются эти чувства. Роль объективного момента в содержании нравственных чувств состоит и в том, что он определяет общую тенденцию их развития, выражающуюся не только в их изменчивости, но и постепенном усложнении, обогащении. Возникая в процессе социализации личности, нравственные чувства, прежде всего, запечатлевают социальный опыт взаимоотношений человека и мира, но в них вплетён и личностный момент, так как каждый индивид, формируясь в определённой микросреде, воспитываясь на своеобразных нравственных и эстетических традициях, обладает неповторимым опытом нравственных переживаний. Эмоциональная форма отражения обусловливает зависимость нравственных чувств от психологических параметров личности. Определить точное наименование переживания возможно только через чёткое описание ситуации, признаков и характера человеческого поведения относительно этой ситуации.

Подчёркивая интеллектуальный характер нравственных чувств, о них часто пишут как о чувствах-катарсисах, описывая эмоциональное состояние по ходу эстетического созерцания, отмечают наличие особых интеллектуальных актов в этом процессе. Любое переживание, будучи непосредственной реакцией на внешнее воздействие, стимулирует непроизвольное отношение или ответное действие, а действие, согласованное с объективным» свойствами предметов и явлений, возможно только на основе определённой информации об объекте — в этом и заключается «мудрость» чувств.

Говоря о  характере восприятия искусства, известный  российский философ Н.И. Киященко ориентирует на две основные тенденции, побуждающие чувства: чувственное восприятие и интеллектуальное. Сложно говорить о доминанте какой-либо из них, но единство синтеза непременно присутствует.

«Удивительно  цельное и сильное чувство  движения нарастания напряжения в «Болеро» М. Равеля или угасания жизни в «Лебеде» К. Сен-Санса», — пишет Н. Киященко. — Таковыми могут быть музыкальные мотивы, запечатленные памятью по окончании оперного спектакля... Запоминание происходит лишь тогда, когда эмоциональное воздействие превышает порог эмоционального развития данного конкретного слушателя, читателя, зрителя. Причём как бы не складывалась в дальнейшем его жизнь, это эмоциональное впечатление, особенно полученное впервые, навсегда сохранит присущую ему однозначность... Всякий, кому хоть раз в жизни посчастливилось увидеть Г.С. Уланову в «Жизели» или «Умирающем лебеде», никогда уже не забудет чарующей гармонии музыки, жеста, движения. И первые же такты музыки Адана и Сен-Санса мгновенно вызывают в эмоциональной памяти эти образы: музыка и Уланова, Уланова и музыка слиты в этих эмоциональных состояниях нераздельно».

Но взаимосвязь  познавательного оценочного моментов не исчерпывается той причинно-временной последовательностью, которая выражается в том, что непосредственное переживание возникает при условии не только знания об объекте, но и осознания потребностей и интересов субъекта. Оно выступает как единственное и достаточное основание эстетической оценки, которая позднее существует и в рациональной форме. Сложная диалектика рационального и эмоционального в акте эстетического созерцания заключается в том, что эстетическое восприятие не ограничивается уровнем чувственного контакта объекта и субъекта. Эстетическое созерцание - только первый этап этого акта, а эмоциональная оценка индивидуализированного облика эстетического объекта — только условие перехода на второй его этап, где происходит постижение эстетической ценности, которая по своей природе духовна, и поэтому воспринимается не зрением, а «умозрением» (М.С. Каган). Высшие чувства определяются не непосредственно, а в составе тех переживаний, на основе которых складывается чувство прекрасного или трагического. Возникновению этих чувств предшествует процесс проявления так называемых простейших или элементарных чувств, в качестве которых вы-

ступает чувство  ритма, мелодии, лада и т.п. Эмоциональная  реакция как психофизиологическое явление чаще всего оказывается внешней формой выражения некоторых процессов умственной деятельности. Так, «пусковым механизмом» смеха служит определённая мыслительная операция — остроумие, а сочувствие, сопереживание, участие — мыслительные операции, направленные на «Я». Праздничное, жизнерадостное чувство возникает чаще всего с ощущения единения. Ярким примером может служить восприятие финала оперы «Иван Сусанин» М. Глинки «Славься, славься, ты Русь моя!». Чувство страха в его биологическом и физиологическом смысле (как сигнал тревоги для всего организма перед реальной или воображаемой опасностью) входит в состав переживания чувства трагического. Но человеческий страх уже нельзя никак приравнивать к чисто животной реакции. Ещё Декарт и Спиноза связывали это чувство с надеждой, т.е. относили его к «вторичным чувствованиям», особенностью которых было наличие в их составе понятий и идей. Трагическая ситуация тем и специфична, что страх связан с явлениями, которые угрожают не просто физической гибелью, а человеческим надеждам, стремлениям, идеалам, тому, что «дороже жизни» (К.Д. Ушинский). Страдание в этом переживании имеет духовный характер, а главное, в этой ситуации нет страха как «бегства сил души перед препятствиями». Оптимизм трагедии как раз связан с тем, что страх прёодолён, человек находит в себе силы превозмочь и отчаяние, которое вызвано величиной опасности, и ужас, связанный с его приближением, и выходит на борьбу с силами зла в социальной жизни, чтобы даже самой дорогой ценой отстоять то, что для человека «дороже жизни». Примером здесь может служить фрагмент арии Сусанин.) «Чуют правду...».

Включённые  в состав психологических образований, а ими являются высшие социальные чувства, эмоциональные реакции  изменяются и в чисто физиологическом  плане, их психофизиологические показатели отличаются от показаний реакций на биологическом уровне. «Так, ещё Л.С. Выготским было подмечено, что именно задержка наружного проявления является отличи-тельнейшим симптомом художественной эмоции при сохранении её необычайной силы». Подтверждением тому служит внутренне эмоционально насыщенный, но внешне сдержанный фрагмент арии Сусанина «...Ты взойдёшь, моя заря, последняя заря...».

Надо заметить, что удивительную силу воздействия  музыкального искусства люди заметили много столетий назад. Из глубины веков дошёл до нас миф о вдохновенном Орфее-музыканте. Не только люди, но и вся природа была подвластна чарам его музыки. «Однажды, ранней весной - говорится в мифе, — когда первая зелень пробилась на деревьях, сидел великий певец на высоком холме. У ног его лежала золотая кифара. Поднял её певец, тихо ударил по струнам и запел. Вся природа заслушалась дивного пения. Такая сила звучания была в песне, и так покоряла она и влекла к певцу, что вокруг него, как зачарованные, стояли дикие звери, покинувшие леса и горы. Птицы слетелись слушать Орфея. Даже деревья сдвинулись с места и окружили Орфея: дуб и тополь, стройные кипарисы, сосны и ели толпились кругом и слушали певца; ни одна ветка, ни один лист не дрожал на них. Вся природа казалась очарованной дивным пением и звуками кифары Орфея».

В древней  Греции за несколько веков до нашей  эры были созданы замечательные, в чём-то до сих пор непревзойдённые произведения искусства. Затем стали появляться попытки дать объяснение этому необычайному явлению. Начинала зарождаться специальная наука. Занималась она в то время только искусством и его закономерностями и называлась «поэтикой». Великий мыслитель Аристотель в своем классическом сочинении «Поэтика» подчёркивал, что основная задача художника в любом виде искусства состоит в подражании действительности. А это означает, «во-первых, — познание мира, во-вторых, — его воспроизведение в красках, звуках, цветах, словах, мелодиях». Однако общее значение названия «поэтика» за новой формирующейся наукой всё-таки не утверждалось.

Наблюдая, например, солнечные восходы и закаты, горные и морские пейзажи, слушая пение  птиц, люди ощущали воздействие, аналогичное  тому, которое производит искусство. И поскольку главным качеством, вызывающим такое предпочтение, была красота, то параллельно с поэтикой возникло и новое название — «наука о красоте» или, как говорили некоторые, «теория красоты». В середине восемнадцатого века немецкий ученый Баумгартен предложил определение этой науке, взяв за основу оказываемое воздействие, которое он назвал эстетическим. Так появилось название «эстетика», получившее широкое распространение.

Слово «эстетика» происходит от греческого глагола «ощущаю», «воспринимаю». Эстетика тесно связана с эстетическим воспитанием подрастающего поколения. Каждый вид искусства обладает своей неповторимостью по специфике. Специфичность эстетического воспитания в том, что оно формирует у учащихся понимание красоты, утончённости и обострённости мировосприятия, духовные потребности и интересы, эмоционально-эстетическое отношение к действительности и искусству, развивает творческие способности, чувства песен.

«Чувство  изящного, — писал В.Г. Белинский, — есть условие человеческого достоинства... Без него, без этого чувства нет гения, нет ума, остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчётов эгоизма... Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности».

Определение понятия «эстетика» можно сформулировать как процесс познания прекрасного в окружающей жизни и в произведениях искусства, отражающих окружающий мир.

Психологические исследования П. Якобсона показывают, что как бы ни были отчётливы и эмоционально насыщены воображаемые эстетические образы, дети очень хорошо отличают их от реальной действительности. В то же время и по содержанию и по происхождению воображаемые эстетические образы тесно связаны с образом реальности. Он справедливо утверждает, что всякое создание воображения строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте ребёнка. Более того, воображение — средство расширения опыта. Чем богаче воображение, тем богаче внутренний и внешний эстетический мир человека, форма связи реальности и фантазии и есть эмоционально-чувственная связь в восприятии и оценке эстетического опыта.

Взаимодействие эстетического  воспитания с развитием чувств огромно, разносторонне и разнообразно.

Важное значение в эстетическом воспитании имеет окружение ребенка. Формирование эстетического отношения  к окружающему миру — одна из главных задач современной педагогики. Эстетическое познание действительности сопровождается развитием таких особых качеств личности, как эстетический идеал, художественный вкус, способность видеть прекрасное, образно мыслить, чувствовать красоту и эстетически оценивать её. Это развитие никогда не достигает своей окончательной границы, совершенствуется в течение всей жизни человека. Первый шаг — научиться видеть, слышать, понимать и чувствовать красоту.

Наиболее близка и понятна  человеку музыка природы. Педагогика всегда обращала внимание на особые возможности воздействия природы на чувства и поведение человека.

Информация о работе Музыкальное воспитание младших школьников