Музыкальная культура XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

В конце XVIII века территория Украина была разделена между Австрийской и Российской империями. На рубеже XVIII-XIX веков в развитии украинской культуры сложилась кризисная, критическая ситуация. Собственно стоял вопрос о самом ее существовании. Здесь возможна историческая аналогия с состоянием украинской культуры в XVI веке, когда значительная часть самых высших феодальных слоев украинского общества отказалась от национальной культуры. В тех условиях роль духовного лидера украинского общества взяло на себя казачество. Однако к концу XVIII века казацкая старшина стала частью российского дворянства и потеряла прежнюю роль.

Содержание

Введение
1 Образование

2 Наука
2.1 Естественные науки
2.2 Гуманитарные науки

3 Литература

4 Искусство
4.1 Театр
4.2 Музыка
4.3 Изобразительное искусство

5 Архитектура

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

План.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Одновременно с народной и церковной традициями в XIX веке состоит светская профессиональная музыкальная культура. С. С. Гулак-Артемовский  в начале 60-х годов создает  первую украинскую оперу "Запорожец  за Дунаем". Жемчужиной украинской вокальной классики стали "Вечерницы" П. И. Нищинського. Они рисуют широкую музыкальную картину народной жизни, знаменитый мужской хор "закувала сива зозуля", тема которого - страдания казаков в турецкой неволе, их стремление к свободе. Мелодическим богатством, певучестью, драматической напряженностью привлекла слушателей опера М. М. Аркаса "Екатерина" по одноименной поэме Т. Г. Шевченко. Композиторы широко использовали богатые традиции украинских народных песен, обрабатывали их. П. П. Сокальском принадлежит глубокая теоретическая труд "Русская народная песня, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом?".

Целую эпоху в музыкальной  жизни Украины составляет творчество М. В. Лысенко - великого украинского композитора, блестящего пианиста-виртуоза, талантливого хорового дирижера, педагога, музыковеда и активного общественного деятеля демократического направления. Он является основоположником украинской классической музыки.

 

4.3. Изобразительное искусство 

 Если в литературе, театре уже сама речь определяла  их национальный образ, то в  таких сферах, как изобразительное  искусство, архитектура, выработка  национальных форм было проблематичным. Так, в восточноукраинских землях  можно говорить об определенной  украинских-российской единство в изобразительном искусстве. Дело в том, что на протяжении почти всего XIX века в Российской империи главным центром образования была Академия искусств в Петербурге. Наибольшие возможности для выставок, заказов также были в столице империи. Можно привести множество примеров переплетения творчества, судеб украинских и российских художников.

Всего в живописи начала XIX веке преобладающим художественным стилем был романтизм. Многих художников этого направления привлекала Украина - "новая Италия", как ее называли. Появились и художники, для которых поездки сюда не были просто данью моде. Украинской теме посвятил свое творчество В. Штернберг. Работал он и в портретном, и в бытовом, и в пейзажном жанрах. Его внимание привлекают и становятся сюжетами картин, казалось бы, прозаические сцены: переправа на пароме через Днепр, ярмарка, свадьбы. Его картинам присуща описательность, что сближает их со стилистикой украинской литературы того времени. В. Штернберг дружил с Шевченко, ему принадлежит художественное оформление "Кобзаря". В Академии за семь картин, написанных в Киевской и Полтавской, он получил большую золотую медаль. В. Штейнберг умер очень молодым во время поездки в Италию.

Новаторской для пейзажа  стала творчество А. Куинджи, который родился близ Мариуполя. Первая же выставлена ним картина - "Ночь на Днепре" - вызвала в Петербурге сенсацию. Художник обладал тонким искусством передавать на полотне свет, воздух.

Главная тенденция изобразительного искусства второй половины XIX - движение к реализму - с наибольшей силой прозвучала в творчестве членов "Товарищества передвижных художественных выставок". Самый знаменитый живописный портрет Т. Шевченко написан инициатором создания и идейным руководителем товарищества передвижников И. Крамским. Идея правдивого отражения жизни народа, критика несправедливости была созвучна украинскому искусству. Много художников-передвижников были родом из Украины: Г. Е, А. Литовченко, М. Ярошенко. Николай Ге написал замечательный портрет своего друга - историка М. Костомарова. Тематика произведений сближает с передвижниками художника К. Трутовского ("Бандурист", "Украинский ярмарка", "Шевченко над Днепром").

 

 

 

 

 

5. Архитектура 

В архитектуре XIX века на смену великолепии и раскованности  украинского барокко пришел сдержанный, академический стиль классицизма. За строительством городов следили специальные комиссии и комитеты. Общественные сооружения строились с учетом их назначения - главной целью архитектора стало не создание внешней привлекательности, а внутренний комфорт (высокий потолок, вентиляция, освещение).

Переход от барокко к  классицизму отразился и на планировании городов. Обязательно выделяется административный центр с площадью, на которой размещались  помпезные здания правительственных  учреждений, кварталы были прямоугольными, композиции ансамблей, отдельных архитектурных комплексов, дворцово-паркового ландшафта носили открытый характер.

В это время активно  застраиваются новые города на юге  Украины и в Крыму - Мариуполь, Александровск (Запорожье), Екатеринослав (Днепропетровск), Николаев, Одесса. В Одессе по проекту петербургского архитектора Тома де Томона в 1809 был построен оперный театр. Одновременно происходила реконструкция старых городов Слобожанщины и Поднепровья. Архитектурный стиль Киева определялся известным архитектором А. Меленским. По его проекту построены памятник в Честь возвращения Киеву магдебургского права, церковь на Аскольдовой могиле, ансамбль Контрактовой площади на Подоле, который пострадал от пожара 1812 года. В 1837-1843 годах по проекту Александра Беретти построено здание Киевского университета. Упорядочиваются такие города, как Харьков, Полтава. .

Во второй половине XIX века стилевое единство классицизма  разрушается. Сложная эпоха утверждения  капитализма отразилась и в архитектуре: появляются новые материалы, новые заказчики. Состоит направление, который получил название " эклектика" (смешивание). В киевских фасадах того времени можно увидеть и готику, ренессанс и романский стиль, многие здания в "кирпичном стиле" (главное украшение - нештукатурена кирпичная кладка). Поиск все большего разнообразия вызвал интерес и к византийско-русских традиций. Они четко прослеживаются в строении крупнейшего в Киеве кафедрального Владимирского собора, который строился более 20 лет (1862 - 1886) по проектам И. Штрома, П. Спарро, О. Беретти. Участие в росписях собора В. Васнецова, Г. Врубеля сделало собор выдающимся явлением в монументальном изобразительном искусстве. Первым проектом в украинском стиле считают принятый в 1903 году проект здания Полтавского земства архитектора. Кричевского. Росписи этого здания выполнил художник Васильковский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ развития различных сфер украинской культуры позволяет проследить, как складывались судьбы украинского  возрождения в XIX век. Объяснить его закономерности помогает известный теоретический вывод немецкого ученого Гердера о основные этапы, которые проходили европейские национальные движения. На первом этапе, как было показано, небольшая группа ученых-интеллектуалов собирала исторические документы, фольклор, предметы старины, опасаясь, что их самобытность народа может исчезнуть. Второй, или культурных этап стал этапом возрождения украинского языка, возникновение национальной литературы и искусства. Это готовило этап создания политических организаций, которые выдвигают национальные требования, вплоть до образования независимого государства.


Информация о работе Музыкальная культура XIX века