«Миниатюризм» Шопена в контексте эстетики эпохи романтизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление значения появления такого феномена как миниатюризм в романтической музыке(на примере миниатюризма Шопена) и проследить развитие и видоизменение жанра(на примере творчества Рахманинова и Скрябина).
Поставленные задачи исследования заключаются в следующем: рассмотреть феномен музыкального миниатюризма Шопена как эталона миниатюры романтизма и проследить эволюцию жанра на примере русских композиторов: Рахманинова и Скрябина.

Содержание

Введение……………………………………………………………
Романтизм в музыке……………………………………………...
Специфика миниатюризма в музыке.
«Миниатюризм» Шопена……………………………………….
Влияние времени на творчество русских композиторов……………
Миниатюра в творчестве Рахманинова
Миниатюра в творчестве Скрябина
Заключение
Список использованной литературы……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

«Миниатюризм» Шопена в контексте эстетики эпохи романтизма.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Творчество Шопена характеризуется  богатством содержания и смелым новаторством. Героико–драматические концепции  лежат в основе всех крупных произведений, созданных во время Польского восстания 1830-1831 и после его поражения. Наиболее ярко они выражены в образах сонаты b-moll op.35, которую Рубинштейн назвал “национальной трагедией”. Романтическая трагедийность присуща и фортепианной сонате h-moll. В этой сонате он обращается к польскому народу, оплакивает и прославляет ее. Тема любви к народу, родине, такая свойственная романтизму прослеживается на протяжении всей сонаты. Такие образы, страшная напряженность  возникли и в последней фортепианной сонате Шопена.

И если Шопен никогда не прибегал к симфонической музыке для воплощения своих замыслов, то только потому, что не хотел. В этом нельзя усмотреть ни ложной скромности, ни неуместного пренебрежения; в этом сказалось ясное и четкое сознание формы, лучше всего соответствующей его чувству, безукоризненное умение передать всё необходимое ёмко и сконцентрировано; всё это – существеннейшие атрибуты гения во всех искусствах, особенно же – в музыке9.

Поистине изумительна  эта редкая забота о прекрасном ради него самого, заставлявшая Шопена пренебрегать общераспространенной склонностью делить каждую крупицу мелодии между сотней пультов. Он умножил средства искусства, научив концентрировать их на меньшем пространстве. Под его пальцами фортепиано то пело голосом скрипок, то гремело трубами, то пело гобоем – невозможно словами передать всё то, что подвластно музыке Шопена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние времени  на творчество русских композиторов на примере Рахманинова и Скрябина.

 

Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) - период сложный. Он не отделён от предыдущего каким-либо переломом: лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся именно к 90 -м годам XIX и к первому деcятилетию XX века.

Но уже ушли из жизни  Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций: С. Танеев, А. Глазунов, С. Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчестве ясно чувствуются новые вкусы. Опера, в течение более чем столетия занимавшая главное место в русской музыке, явно отходит на второй план. А роль балета, наоборот вырастает.

Широко развиваются  симфонические, камерные жанры в  творчестве Глазунова и Танеева. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который и сам был великим  пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства. В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире.

Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого - начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по-своему: остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью.

В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все. Большинство музыкантов непосредственного участия в революционных событиях не принимали, и потому связи между ними были довольно слабыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.  Алексеев А.Д. Рахманинов - Государственное музыкальное издательство, Москва, 1954
  2. Асанова Н.А. Романтическая концепция музыки // Романтизм (Теория. История. Критика.). Под ред. Л.И. Савельевой. Издательство Казанского университета. 1976.
  3. Гайм Р. «Романтическая школа». Москва, 1891.
  4. Демченко Г.Ю. Уроки романтического мирочувствия // Искусство и образование – 2006 – №4.
  5. Дынник. Миниатюра // Словарь литературных терминов. Т. 1. 1925.
  6. Карташова И.В. Романтизм. Открытия и традиции. Калинин, 1988.
  7. Конен В. История зарубежной музыки, 3 вып., М.: Музыка, 1984.
  8. Кремлев Ю.А. Очерк Жизни и творчества Ф. Шопена. М.: Музыка, 1971.
  9. Кухарский Г.С. Рядом с Шопеном // Фридерик Шопен. Письма. Том первый. Под ред. Г. С. Кухарского. М.: Музыка,  1997
  10. Лист Ф.Ф. Шопен, 2 изд. М.-Л., 1956.
  11. Луначарский А.В. В мире музыки. «Культурное значение музыки Шопена» М., 1958.
  12. Мартыненко А.В. Категория фантастического в историко-культурном контексте // Вопросы культурологии – 2008 – №2.
  13. Мамонтов С.П. Основы культурологи. М.: Олимп, 1999.
  14. Мисюров Н.Н. Романтизм как тип культуры. Омск: ОмГУ, 2003.
  15. Николаева А. Особенности стиля А.Н. Скрябина. изд. «Советский композитор», 1983. 
  16. Рубинштейн А. Музыка и ее представители. М., 1981.
  17. Рахманинов С.В. Литературное наследие в трех томах. Воспоминания, статьи, интервью, письма. - Всесоюзное издательство "Советский композитор", Москва, 1978 г.
  18. Сборник материалов и документов под редакцией Емельяновой Н.Н. - Книжное издательство "Воронеж", 1971 г. С.В. Рахманинов в Ивановке.
  19. Филимонова С.В. История мировой художественной культуры. Мозырь: Белый ветер, 1997.
  20. Хентова С.М. Страницы современной шопениады // Фридерик Шопен. Каким мы его видим. Под ред. С.М. Хентовой. М.: Музыка, 1970.
  21. Эстетика в 4-х тт., т.2. М., 1969.

 

 

 

 

1 Конен В. История зарубежной музыки, 3 вып., М.: Музыка, 1984. С. 170.

2 Кремлев Ю.А. Очерк Жизни и творчества Ф. Шопена. М.: Музыка, 1971. С. 354.

3 Карташова И.В. Романтизм. Открытия и традиции. Калинин, 1988. С. 48.

4 Хентова С.М. Страницы современной шопениады // Фридерик Шопен. Каким мы его видим. Под ред. С.М. Хентовой. М.: Музыка, 1970. С. 9.

5 Мамонтов С.П. Основы культурологи. М.: Олимп, 1999. С. 28.

6 Асанова Н.А. Романтическая концепция музыки // Романтизм (Теория. История. Критика.). Под ред. Л.И. Савельевой. Издательство Казанского университета. 1976. С. 3.

7 Мыцельский З. О Шопене // Фридерик Шопен. Каким мы его видим. Под ред. С.М. Хентовой. М.: Музыка, 1970. C. 125.

8 Демченко Г.Ю. Уроки романтического мирочувствия // Искусство и образование – 2006 – №4. С. 22.

9 Лист Ф.Ф. Шопен, 2 изд. М.-Л., 1956. С. 18.




Информация о работе «Миниатюризм» Шопена в контексте эстетики эпохи романтизма