Методика работы с ансамблем русских народных инструментов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение методов работы с ансамблем русских народных инструментов.
Исходя из цели, ставим следующие задачи:
изучить и проанализировать литературу по данной теме;
рассмотреть методы работы с ансамблем русских народных инструментов;
изучить методы работы с ансамблем русских народных инструментов;
проанализировать методы работы с ансамблем русских народных инструментов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Организационные основы работы с ансамблем русских народных инструментов……………………………………………………………………...5
1.1. Организация творческого коллектива……………………………….…..….5
1.2. Сущность и этапы репетиционного процесса……………………………....12
Глава II. Методические приемы работы руководителя с ансамблем русских народных инструментов………………………………………………………...18
2.1. Методика работы руководителя с детским коллективом…………………..18
2.2. Концертная деятельность ансамбля русских народных инструментов……26
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список..………………………………………………..…….34

Вложенные файлы: 1 файл

Federalnoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovat.docx

— 54.90 Кб (Скачать файл)
  • Умение в нужный момент взять инициативу в свои руки, эмоционально выделиться, почувствовать себя на время солистом, но вместе с тем умело опираться на сопровождение, тонко чувствовать его гармонические, фактурные, ритмические особенности, находить верные соотношения градаций звучания между мелодией и сопровождением;
  • Мастерство в передаче мелодии другому инструменту. Музыкант, который ведёт мелодию, должен передать её так, чтобы переход был незаметен, мысленно интонируя весь мелодический голос. Инструменталист, подхватывающий мелодию, должен заранее настроиться на неё, проникнуться характером, эмоциональной окрашенностью предшествующего проведения;
  • Владение техникой перехода от ведения мелодического голоса к сопровождению и наоборот. Существенные недочеты при таких переходах обычно связаны с не досушиванием музыкантом своей партии в предыдущем разделе (или не доводится мелодия, или комкается аккомпанемент); например, исполнение партии сопровождения начинается на том же нюансе, что и мелодия, при переходе от неё к сопровождению нет точного ритмического пульса и т. д.
  • Умение вести сопровождение в полном соответствии с характером мелодии. Очень важно, чтобы, взаимодействуя с ней, сопровождение органически её дополняло.

Большую сложность в работе с ансамблями представляет подбор репертуара. Каждый ансамбль в зависимости от состава инструментов и технической продвинутости играющих требует соответствующих переложений и инструментовок

Мастерски сделанная инструментовка является одним из факторов успешного  выступления ансамбля. В зависимости от характера произведения, фактуры, темпа, динамики и т. п. ему необходимо произвести разделение функций, сделать изложение материала соответствующим специфическим качествам инструментов, манере игры на них. Аккомпанементы солистам-вокалистам, солистам-инструменталистам позволяют расширить репертуар, делают его привлекательным и интересным для любой аудитории.

И наконец, несколько слов о воспитании студента как будущего руководителя ансамбля. Недостаточно, чтобы он был образованным музыкантом и отличным исполнителем – он должен разбираться во всех тонкостях инструментовки, знать выразительные особенности каждого инструмента и их совместного звучания, индивидуальные исполнительские особенности игры и творческие устремления участников. Только постоянный поиск, отбор специфических для данного ансамбля исполнительских средств, репертуара – сможет поднять ансамблевое исполнительство на более высокий уровень.

 

 

 

 

    • СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ РЕПЕТИЦИОННОГО ПРЦЕССА.

 

 

 Основными задачами репетиционного процесса являются подготовка произведения к исполнению и совершенствование исполнительской культуры творческого коллектива. Подготовка музыкального произведения к исполнению требует от коллектива большого психологического напряжения, творческой самоотдачи, профессиональной выучки и ансамблевого совершенства.

На репетиции решается целый ряд исполнительских задач, главная из которых  раскрытие  идейно-художественного содержания произведения. Под идейно-художественным содержанием обычно понимают образное отражение в произведении общественно-исторической действительности, типических человеческих характеров, мыслей, чувств, переживаний. Раскрытие сто сводится к глубокому и творческому проникновению в музыку, к определению его главных смысловых разделов, и постигается оно в результате верного и единого понимания всеми исполнителями основной идеи сочинения. Этой основной задаче подчинена репетиционная работа руководителя над всеми средствам и музыкальной выразительности.

Большое значение для успешной репетиционной работы имеет добросовестная предварительная корректура руководителем нотного материала, т. е. партитуры и оркестровых партий разучиваемого произведения. Особенно это требование относится к вновь созданным или инструментованным и еще не исполнявшимся в оркестре произведениям, откорректированный нотный материал нарушает планомерность репетиции: исполнители нервничают, ослабляется их внимание и утрачивается активность, темп репетиции снижается, теряется репетиционное время. И наоборот, тщательная подготовка, предварительная корректура нотного материала позволяют руководителю сразу включить исполнительским коллектив в творческую работу над произведением.

Необходимым условием работы коллектива является планирование его  репетиционного времени. Оттого, насколько  глубоко продуман исполнительский замысел, а практическая реализация его подкреплена организаторской рабочей дирижера и, будет зависеть подготовка произведения к исполнению. При планировании репетиционной работы оркестра надо учитывать следующее:

- общий план подготовки оркестра, где определены тематика занятий и количество часов;

- всестороннее знание  данного коллектива, его сильных  и слабых сторон, психологического  состояния его членов, его профессиональной  подготовки и творческой зрелости;

- глубокое знание партитуры дирижером, его опыт работы;

- степень трудности разучиваемого  произведения;

- наличие времени на  подготовку произведения (нескольких  пьес).

Репетиционное время надо использовать по назначению п рационально. Дирижеру необходимо с первых шагов своей практической деятельности приучить себя и оркестровый коллектив к бережному расходованию репетиционного времени. Кроме того, очень важно вовремя почувствовать момент наибольшей полезности той или иной стадии репетиционной работы (когда закончить индивидуальное изучение материала, сколько времени потратить на групповые и общеоркестровые репетиции), продумать и обеспечить место для индивидуальных и групповых занятий, оказать своевременную помощь слабым исполнителям, осуществить контроль за качеством изучения материала, организовать дополнительные занятия и т.д.  Всё это способствует продуктивности репетиционной работы, помогает в более короткие сроки добиваться значительных результатов.

Оркестровая дисциплина является неотъемлемой частью репетиционной  работы исполнительского коллектива. Без нее невозможно достичь высокого художественного уровня оркестра. Под  оркестровой дисциплиною понимается, прежде всего, твёрдо установленный  порядок, выполнение которого обязательно для всех оркестрантов. Порядок определяется спецификой труда оркестра и зависит от профессиональной воспитанности коллектива: выполнение требований дирижера, подготовка своего инструмента, рабочего места и нот к занятиям, участие всех исполнителей в репетициях оркестра, своевременное начало и окончание занятий оркестра и т. д.

Каждая встреча дирижера с коллективом во время репетиции  должна способствовать повышению общей  исполнительской культуры, воспитанию художественных вкусов оркестрантов и расширению их художественного кругозора. Руководитель постоянно стремится превращать собственные убеждения в убеждения всего коллектива оркестра, учит музыкантов понимать сложный исполнительский процесс, хорошо знать и чувствовать отдельные детали исполняемой музыки, их единство. В репетиционном процессе дирижер постоянно воздействует на профессиональный рост музыкантов. Это воздействие распространяется на все стороны исполнения. Однако обучение отдельных музы катов технике владения своим инструментом на репетиции должно быть минимальным.

Этапы репетиционного процесса – ознакомление коллектива с произведением, изучение музыкантами оркестровых  партий, занятия по группам оркестра, оркестровая репетиция.

Для быстрой реализации дирижерского исполнительского замысла наиболее целесообразно начать занятия с краткого ознакомления музыкантов с жизнью и творчеством композитора. Затем раскрывается основное содержание произведения, даётся сжатая характеристика образов, их развития, разъясняется форма и специфика оркестровой фактуры, отмечаются особенности инструментовки сочинения, указываются наиболее трудные фрагменты, обращается внимание отдельных музыкантов на сольные и ответственные эпизоды в их партиях, объясняется тональный план произведения, темп и его изменения.

Полезно «проиграть» оркестром  произведение в целом, что позволит определить примерный объём работы над сочинением и выяснить те главные  звенья, на которых предстоит сосредоточить  наибольшее внимание. Это даст возможность  музыкантам почувствовать в общих чертах исполнительский план дирижера. Ознакомление оркестра с произведением может сопровождаться пропеванием дирижером основного тематического материала или воспроизведением отдельных тем на инструментах.

Знакомство с новым  произведением будет значительно успешнее, если музыканты хорошо читают ноты с листа. Это ценное качество приобретается оркестром в повседневной кропотливой работе.

Руководитель должен организовать учебный процесс так, чтобы музыканты  систематически приобретали необходимые  знания и навыки для успешной работы в оркестре. Прежде всего, необходимо прививать исполнителям любовь к профессии музы каша. Это послужит стимулом для постоянного совершенствования навыков игры на инструменте.

Чем лучше музыканты владеют  своими инструментами, тем интереснее проходит репетиция и тем качественнее будет общее звучание оркестра. Подготовка музыканта слагается из последовательной системы ежедневных занятий и изучения оркестровых партий. Успешное обучение игре на оркестровых инструментах зависит от музыкальных способностей ученика, его физических данных, любви к инструменту, прилежания и работоспособности, а также от правильного методического руководства обучением. В процессе индивидуальной работы с музыкантами дирижеру предоставляются неограниченные возможности для изучения каждого участника оркестра не выявления его способностей.

Проработку различных  деталей технического порядка целесообразно  проводить на групповых репетициях. С одной стороны, это даст возможность  более тщательно работать над  отдельными частями, а с другой – экономию времени на общих репетициях.

Содержанием групповых занятий  могут быть вопросы, связанные с  окончательной проверкой нотного  текста, изучаемых трудных технических  мест, более тщательной отработкой отдельных деталей произведения. Играя и в группе, исполнитель лучше узнает звучание партнеров, точнее понимает функцию своей партии.

Основным этапом работы над  произведением является оркестровая  репетиция. Задачи первых репетиций  обычно заключаются в том, чтобы  быстрее объединить приобретенные на индивидуальных и групповых занятиях навыки в общее коллективное умение, выкристаллизовать основное в звучании данного сочинения. Главной из этих задач становится уяснение музыкантами живого воплощения сочинения, его темпа, динамики, тематического развития и т. д., осознание роли своей партии в общем звучании оркестра.

Успех репетиции зависит  от дарования дирижера и его профессиональных качеств. Оно обусловлено и качеством  другого порядка умением общаться с коллективом. В работе с оркестром необходимы дирижеру принципиальность, настойчивость, требовательность, терпение, в основе которых, должно лежать отличное знание партитуры и ясное представление окончательного звучания произведения.

Практика дает немало примеров переплетения этапов репетиционной работы, их взаимопроникновения и взаимосвязи между собой. Они могут следовать один за другим, а в определенных условиях – сокращаться и даже пропускаться. Так незнакомое оркестру трудное произведение потребует многих часов ре петиционной работы.

Незнакомое средней трудности  произведение не потребует от коллектива стольких усилий. Внимание исполнителей будет распределено примерно поровну  на все этапы работы над произведением. При разборе незнакомого оркестру, но нетрудного произведения целесообразно после ознакомления с ним пропустить индивидуальные или групповые занятия и сразу приступить к подготовке произведения на оркестровой репетиции. Может случиться и так, что после неоднократных оркестровых репетиций дирижер будет вынужден возвращаться к групповым занятиям, а в некоторых случаях и к индивидуальной доработке музыкантам и отдельных эпизодов произведения. [1; 77 с.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С АНСАМБЛЕМ  РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

2.1. МЕРОДИКА РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ.

 

 

Методика работы с детским  коллективом имеет ряд особенностей: психологических, педагогических и  музыкально-эстетических.

Детский оркестр или ансамбль – это, прежде всего, учебный коллектив. В нём нет профессионалов, он не занимается профессиональной концертной деятельностью. Поэтому планирование его деятельности в большей степени связано с выполнением учебной работы; ее содержание, распределение часов занятий зависят от уровня подготовки участников и условий работы в детском учреждении. Результативность педагогической работы в коллективе зависит от заинтересованности самих участников в его деятельности. Поэтому, создавая ансамбль русских народных инструментов (фольклорный), руководитель должен выступить перед детьми с интересными сообщениями о творческой деятельности подобных коллективов, заинтересовать концертным и поездками, продемонстрировать игру на народных инструментах.  [12; 90 с.]

Информация о работе Методика работы с ансамблем русских народных инструментов