Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2014 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить эффективность развития речи у детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и литературоведческую литературу, Интернет-источники по данной проблеме;
Определить пути развития речи дошкольников;
На основе изученных материалов разработать сборник игр для детей дошкольного возраста с малыми фольклорными жанрами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………
1.2. Особенности развития речи старших дошкольников ……………
1.3. Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей в раннем возрасте ……………………………………………………………………
1.3.1. Малые фольклорные жанры …………………………………..
1.3.2. Особенности понимания малых форм фольклора ………………
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕК, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Анализ образовательной ситуации ………………………………
2.2. Пояснительная записка к сборнику игр …………………………
2.3.Сборник игр с малыми фольклорными жанрами …………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Саранина Л..docx

— 81.93 Кб (Скачать файл)

Серенький, походи,

Вот так, вот сяк походи.

Заинька, подбодрись,

Серенький, подбодрись,

Вот так, вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк, топни ножкой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот сяк попляши.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись. 

 

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей 

 

А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить. 

 

Ночь пришла,

Темноту привела;

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уж поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай...

Песенки русского народа для детей 3-4 лет:

Ах ты, ноченька, ночка темная!

Ночь ты темная, ночь осенняя!

Что ж ты, ноченька, так нахмурилась?

Ни одной в небе нету звездочки! 

 

У нас на дворе туман, туман,

Что густой туман с частым дождичком;

Во чистом поле буйны ветры,

Что буйны ветры со вихрями;

На улице частый дождичек,

На синем море непогодушка. 

 

Уж ты, зимушка-зима,

Закурила да замела

Все дорожки, все лужки;

Негде Сонечке пройти. 

 

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными! 

 

Солнышко катилось ко западу,

Красное катилось ко темному;

Светел месяц на востоке,

Он светит, не померкнет... 

 

Тень-тень-потетень,

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки:

Улетайте, воробьи!

Берегитесь кошки! 

 

Гуля, гуля-голубок,

Гуля сизенький,

Сизокрыленький,

Всем миленький. 

 

Курочка-тараторочка

По двору ходит,

Цыплят водит,

Хохолок раздувает,

Малых деток потешает. 

 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай голосок

Через темный лесок.

Через лес, За реку Покричи:

— Ку-ка-ре-ку! 

 

Пошли коровушки

Около дубровушки,

Пошли овечки

Около речки,

Свинушки около нивушки. 

 

—Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепешки,

— Высуни рожки! 

 

Ты трава ли моя, травушка,

Ты трава моя шелковая,

Да кто же тебя, травушка,

Кто тебя, зеленая,

Примял, притоптал?

Притоптали меня, травушку,

Притоптали меня, зеленую,

Да все детушки, да все малые,

В зеленом саду гуляючи,

Бегая, играючи... 

 

— Сорока, сорока, Где была?

— Далеко!

По полю летала,

Зерна собирала.

Печку топила,

Кашку варила.

Детишек скликала,

Кашкой угощала.

Этому дала в чашечке,

Этому — в плошечке,

Этому — в поварешке,

Этому — на ложке,

А этому — весь масляничек!

Толчет, мелет,

По воду ходит,

Дрова носит,

Печку топит! 

 

Ты умница-разумница!

Про то знает вся улица,

Кот да кошка,

Твой друг Ермошка,

Да я немножко. 

 

Попляши! Попляши!

Твои ножки хороши!

Вот так, Вот сяк,

И вот этак,

И вот так! Вот как ножки хороши!

Пляши, пляши! 

 

Жили у бабуси Два веселых гуся:

Один серый, Другой белый, Два веселых гуся.

Вытянули шеи, У кого длиннее —

Один серый, Другой белый, У кого длиннее.

Мыли гуси лапки В луже у канавки —

Один серый, Другой белый, Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

“Ой, пропали гуси — Один серый, Другой белый, Гуси мои, гуси!”

Выходили гуси, Кланялись бабусе —

Один серый, Другой белый, Кланялись бабусе.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу Во серебряную.

Труба точеная, Позолоченая,

Песня ладная, Сказка складная.

Для работы с детьми 4-5 лет можно использовать песенки русского народа:

“Ты трава ль, моя трава…”, “Из-за леса, леса темного…”, “Уж как я ль мою коровушку люблю…”, “Дон, Дрон…” и другие.

Сорока 
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил. 
Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока. 
Ход. 
Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла  
(Воспитатель раскладывает предметы)

Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

Дети:

Сорока, сорока, 
Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам, 
Возьму ваше мыльце, 
Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Сорока, сорока, 
Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам. 
Возьму я иголку 
Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока, 
Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам. 
Я сама без очков, 
Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока. 
Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не дам, не отдам. 
Возьму я звоночек. 
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши 
Ты у деток попроси. 
Все тебя они поймут. 
Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Дети, что для этого нужно сороке? 
(Дети называют и приносят все предметы)

Сорока благодарит и улетает.

 

 

 

Заключение

        Изучив психолого-педагогическую, методическую и литературоведческую  литературу по данной проблеме, мы пришли к следующим выводам:  

       Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.

Если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

 

В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1997г.

2.Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре – Вып.1, 1991г.”

3.Аникин В. П., “Русская народная сказка”, М.:Художественная Вопросы жанров российского фольклора”, Сборник статей, М.: МГУ, 1972; литература,984;

4.Азадовский М.К. “История русской фольклористики” Москва: Учпедгиз, 1958г.

5.Барская Н. “Выступает будто пава!” (элементы фольклора на занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание, 1994г. №12.

6.Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре – Л., 1988г.

7.Бондаренко А.К. “Словесные игры в детском саду” М: Просвещение, 1977г.

8.Гауак В. М., “Фольклор и молдавско-русско-украинские связи”, М.: Наука, 1975;

9Генинг М.Г., Герман Н.А. “Обучение дошкольников правильной речи” Чебоксары, 1980г

10Гербова В.В. “Занятия по развитию речи в средней группе детского сада” Просвещение, 1983г.

11Городилова В.И. “Воспитание правильной речи” УЧПЕДГИЗ, 1956г.

12Грухих В.М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках” Русский язык в школе, 1997г.

13.Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 1998 г.

14.Карпова С.Н. “Осознание словесного состава речи дошкольниками” М., 1967г.

15.Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 1998г.

16.Максаков А.И. “Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом”. М., Просвещение, 1979г.

17.Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор”СПб, 1997г. №608

18.Мелехова Л.В. “Речь дошкольника и ее исправления” М., Просвещение, 1867г.

19.Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей”// Дошкольное воспитание, 1995г. №9.

20.Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников” Минск, 1968г.

№11.

21.Новицкая М. “Фольклорная школа” // Дошкольное воспитание, 1993г. №9.

22.Радина Е.И. “Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста” М., Просвещение, 1968г.

23.Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 1997г. №423.

24.Репина З.А. “Уроки логопедии”, “Литер” Екатеринбург, 1999г.

25.Салахова А.Д. “Развитие звуковой стороны речи ребенка” М. Педагогика, 1973г.

26.Сергеева Д. “А как речь – то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994г. №9

27.Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору”// Дошкольное воспитание, 1993г.

28.Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1966г.

29.Сохин Ф.А. “Развитие речи детей дошкольного возраста” М., Просвещение,1988г.

30.Тарланов З.К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 1998г.

31.Туманова Т.В. “Формирование звукопроизношения у дошкольников” 1999г.

32.Усова А..П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение, 1972г.

33.Фомичева М.Ф. “Воспитание у детей правильного произношения”. М., 1981г.

34.Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 1961г.

35.Чемортан С.М. “Формирование художественно – речевой деятельности дошкольников”. Кишинев, 1986г.

36.Ярославский Е. “Как родятся, живут и умирают боги и богини” М., 1959г. Русские народные песни (составитель В.В. Варганова). М., 1988.


Информация о работе Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста