Лю́двиг ван Бетхо́вен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 16:19, доклад

Краткое описание

Лю́двиг ван Бетхо́вен (нем. Ludwig van Beethoven, [ˈluːtvɪç fan ˈbeːt.hoːfən] (i), 16 декабря 1770, Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, эрцгерцогство Австрия) — немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы».

Вложенные файлы: 1 файл

Лю́двиг ван Бетхо́вен.docx

— 27.59 Кб (Скачать файл)

Лю́двиг ван Бетхо́вен (нем. Ludwig van Beethoven, [ˈluːtvɪç fan ˈbeːt.hoːfən] (i), 16 декабря 1770, Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, эрцгерцогство Австрия) — немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы».

Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Дом, где родился композитор

Ранние годы.

Отец композитора хотел  сделать из сына второго Моцарта  и стал обучать игре на клавесине  и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига  игре на органе, другой — на скрипке.

В 1780 году в Бонн приехал  органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена.Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя.Бетховену в то время было

Среди любимых писателей  Бетховена — древнегреческие  авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты  Гёте и Шиллер.

В это время Бетховен начал  сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора  известны три детские сонаты и  несколько песен, в том числе  «Сурок».

В 1787 году Бетховен посетил  Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнули.

1787 года. Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста. Здесь ставятся итальянские, французские и немецкие оперы. Особенно сильное впечатление на юношу произвели оперы Глюка и Моцарта.

Первые десять лет в  Вене (1792—1802)

Приехав в Вену , Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым.

Бетховен сам выбрал себе наставника — Антонио Сальери.

Уже в первые годы жизни  в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза.Его игра поразила слушателей.

 

 

Бетховен в 30 лет

Бетховен смело противопоставлял крайние регистры , широко использовал педаль, употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.

.

Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом  среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.

Бетховен отличался крайней  резкостью. Однажды, когда он играл  в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление  и добавил[4]: «Таким свиньям я  играть не буду!». И никакие извинения и уговоры не помогли.

В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского. Лихновский очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Он захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущённый композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро Бетховен отправил Лихновскому письмо: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же — только один!»[3]

Однако, несмотря на столь  суровый характер, друзья Бетховена  считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в  помощи. Одна из его цитат[4]:

« 

Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой  пуст и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.

»

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в  Вене, было написано двадцать сонат  для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.

 

 

Тереза Брунсвик, верный друг и ученица Бетховена

В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается  тинит — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству[4]:

« 

Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.

»

В Хайлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической.

В результате глухоты Бетховена  сохранились уникальные исторические документы: «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для  него свои реплики, на которые он отвечал  либо устно, либо в ответной записи.[7]

Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжёг их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточённые выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре Бетховен постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями».[8]

Поздние годы (1802—1815)[править | править исходный текст]

 

 

Бетховен сочиняет Шестую симфонию

Когда Бетховену было 34 года, Наполеон отказался от идеалов Великой  французской революции и объявил  себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерений посвятить  ему свою Третью симфонию: «Этот  Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном».[9]

В фортепианном творчестве собственный  стиль композитора заметен уже  в ранних сонатах, но в симфоническом  зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей  симфонии «раскрылась впервые вся  необъятная, изумительная сила творческого  гения Бетховена»[4].

Из-за глухоты Бетховен редко  выходит из дома, лишается звукового  восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные  произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.

 

 

Джульетта Гвиччарди, которой композитор посвятил Лунную сонату

Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»[4]

Последние годы (1815—1827)[править | править исходный текст]

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время  созданы фортепианные сонаты с 28-й  по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена — «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена  в 1824 году. Публика устроила композитору  овацию. Известно, что Бетховен стоял  спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его  за руку и повернула лицом к  слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники  потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора[4].

В Австрии, после поражения  Наполеона, был установлен полицейский  режим. Напуганное революцией правительство  пресекало любые «свободные мысли». Многочисленные тайные агенты проникали  во все слои общества. В разговорных  тетрадях Бетховена то и дело встречаются  предупреждения: «Тише! Осторожно, здесь  шпион!» И, вероятно, после какого-то особенно смелого высказывания композитора: «Вы кончите на эшафоте!»[4]

 

 

Могила Бетховена на центральном  кладбище Вены, Австрия

Однако популярность Бетховена  была так велика, что правительство  не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в  курсе не только политических, но и  музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта[4], знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Волшебный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем.

После смерти младшего брата  композитор взял на себя заботу о его  сыне. Бетховен помещает племянника в  лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или  артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись  в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого  вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал  по этому поводу. Здоровье его резко  ухудшилось. У композитора развивается  тяжёлое заболевание печени.

 

 

Похороны Бетховена

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек  шли за его гробом. Во время похорон  была исполнена любимая заупокойная  месса Бетховена Реквием до-минор  Луиджи Керубини. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Францем Грильпарцером[4]:

« 

Он был художник, но также  и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного.

»

Учитель[править | править исходный текст]

 

Бетховен начал давать уроки музыки ещё в Бонне. Его  боннский ученик Стефан Брейнинг до конца дней оставался самым преданным другом композитора. Брейнинг помог Бетховену в переделке либретто «Фиделио». В Вене ученицей Бетховена стала юная графиня Джульетта Гвиччарди. Джульетта была родственницей Брунсвиков, в семье которых композитор бывал особенно часто. Бетховен увлёкся своей ученицей и даже думал о женитьбе. Лето 1801 года он провёл в Венгрии, в имении Брунсвиков. По одной из гипотез, именно там была сочинена «Лунная соната»[4]. Композитор посвятил её Джульетте. Однако Джульетта предпочла ему графа Галленберга, посчитав именно его талантливым композитором. О сочинениях графа критики писали, что в них можно точно указать, из какого произведения Моцарта или Керубини заимствована та или другая мелодия. Ученицей Бетховена была и Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальной одарённостью — прекрасно играла на рояле, пела и даже дирижировала.

Познакомившись с известным  швейцарским педагогом Песталоцци, она решила посвятить себя воспитанию детей. В Венгрии Тереза открыла  благотворительные детские сады для детей бедняков. До самой смерти (Тереза умерла в 1861 году в преклонном возрасте) она осталась верна избранному делу. Бетховена связывала с Терезой  длительная дружба. После смерти композитора  было найдено большое письмо, которое  получило название «Письмо к бессмертной  возлюбленной». Адресат письма неизвестен, но некоторые исследователи считают  «бессмертной возлюбленной» Терезу Брунсвик.

Ученицей Бетховена была и Доротея Эртман, одна из лучших пианисток Германии. Один из современников так отзывался о ней[4]:

« 

Высокая, статная фигура и  прекрасное, полное одушевления лицо, вызвали во мне… напряжённое ожидание, и все-таки я был потрясён, как  никогда, её исполнением бетховенской сонаты. Я ещё никогда не встречал соединения такой силы с проникновенной нежностью — даже у величайших виртуозов.

»

Эртман славилась исполнением бетховенских произведений. Композитор посвятил ей Сонату № 28. Узнав, что у Доротеи умер ребёнок, Бетховен долго играл ей.

 

 

Доротея Эртман, немецкая пианистка, одна из лучших исполнительниц произведений Бетховена

В конце 1801 года в Вену приехал  Фердинанд Рис. Фердинанд был  сыном боннского капельмейстера, друга семьи Бетховенов. Композитор принял юношу. Как и другие ученики  Бетховена, Рис уже владел инструментом и к тому же сочинял. Однажды Бетховен сыграл ему только что законченное  адажио. Музыка так понравилась юноше, что он запомнил её наизусть. Зайдя  к князю Лихновскому, Рис сыграл пьесу. Князь выучил начало и, придя к композитору, сказал, что хочет сыграть ему своё сочинение. Бетховен, мало церемонившийся с князьями, категорически отказался слушать. Но Лихновский все-таки заиграл. Бетховен сразу догадался о проделке Риса и страшно рассердился. Он запретил ученику слушать свои новые сочинения и действительно никогда больше ему ничего не играл.[4] Однажды Рис сыграл свой марш, выдав его за бетховенский. Слушатели пришли в восторг. Оказавшийся тут же композитор не стал разоблачать ученика. Он лишь сказал ему[4]:

« 

Видите, милый Рис, каковы эти большие знатоки. Дай им только имя их любимца, и больше им ничего не нужно!

»

Однажды Рису довелось услышать новое создание Бетховена. Как-то на прогулке они заблудились и вернулись  домой к вечеру. По пути Бетховен рычал бурную мелодию. Придя домой, он сразу сел за инструмент и, увлечённый, совсем забыл о присутствии ученика. Так родился финал «Аппассионаты».

В одно время с Рисом  у Бетховена начал заниматься и Карл Черни. Карл был, пожалуй, единственным ребёнком среди бетховенских учеников. Ему исполнилось только девять лет, но он уже выступал с концертами. Его первым учителем был отец, известный  чешский педагог Венцель Черни. Когда Карл впервые попал в квартиру Бетховена, где, как всегда, царил беспорядок, и увидел человека с тёмным небритым лицом, в жилете из грубой шерстяной ткани, то принял его за Робинзона Крузо.

Информация о работе Лю́двиг ван Бетхо́вен