Концентмейстерское искусство в вокальной музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:08, доклад

Краткое описание

Изучая концертмейстерское искусство, нужно помнить, что аккомпанемент, как часть музыкального произведения, является сложным комплексом выразительных средств, в котором содержится выразительность гармонической опоры, ее ритмической пульсации, мелодических образований, регистра, тембра и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ.docx

— 23.20 Кб (Скачать файл)
 
 

 

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ ИСКУССТВО  В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ


 
 

Издавна бытует мнение о  том, что научиться хорошо аккомпанировать невозможно: аккомпаниаторское умение - это "дар божий", "прирожденный талант" и т.д. Такое мнение существует обычно в случаях, когда то или иное практическое умение представляет собой чисто эмпирический навык, когда еще не разработаны методические пути его освоения. Я полностью согласен в данном случае с атором статьи о принципах концертмейстерского искусства в вокальной музыке преподателем детской школы искусств имени Д.Б.Кабалевского А.В. Носаль города Шахты Ростовской области и публикую данный материал для Вашего прочтения.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ  ИСКУССТВО.

ПРИНЦИПЫ  ИСКУССТВА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА.

Ни в коем случае не умаляя роль таланта и специфической  одаренности в концертмейстерской работе, нужно отметить, что само по себе они не обеспечивают высокого профессионализма, равно как и  недостаточно и не сразу выявленные возможности не являются основанием для безнадежных прогнозов.

Особенно ярко прослеживается принцип концертмейстерского искусства в вокальной музыке, - в единстве словесного текста, солирующего голоса и всего комплекса его сопровождения. Аккомпанемент вокальных произведений оказывается важным фактором, помогающим глубже в природу музыкального содержания.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ  ИСКУССТВО: МЕЛОДИЯ И АККОМПАНЕМЕНТ.

В искусстве коцертмейстера Музыкальный образ складывается в результате интеграции выразительных средств, из которых каждое выполняет специфическую роль. Среди них мелодия в наибольшей степени связана с интонационным выражением личности. Под термином "выражение" подразумевается активное высказывание, излияние, речь. Наличие мелодической линии неуклонно вызывает представление о личности (субъекте высказывания), выявляющей себя в бесконечном разнообразии и богатстве интонаций. Воспроизводя голосом запомнившиеся моменты, попевки, мелодии, мы как бы повторяем их органичность. Мелодия есть основной критерий человечности: есть мелодия - присутствует Человек. Очень часто мелодическая характеристика присваивается образам природы, сказочно-фантастическим образам в музыке. В целях характеристики отрицательных персонажей или явлений композиторы к разрушению певучести и благозвучия мелодии, к резким интервалам, ломанному спазматическому ритму и т.д.

Если в основе мелодии  лежит интонационное высказывание, то сопровождение (аккомпанемент) представляется соединением внутренних и внешних обстоятельств, различных по своему значению: аккомпанемент может характеризовать действия и движения самого персонажа, его состояния, темп и пульс высказывания, раскрывать внутренний мир человека, обрисовывать внешнюю обстановку.

Изучая концертмейстерское искусство, нужно помнить, что аккомпанемент, как часть музыкального произведения, является сложным комплексом выразительных средств, в котором содержится выразительность гармонической опоры, ее ритмической пульсации, мелодических образований, регистра, тембра и т.д. Эта сложная организация представляет собой смысловое единство, требующее особого художественно-исполнительского решения. Благодаря взаимосвязи и выразительности тембра, регистра, динамики и других средств музыкальной выразительности достигается синтетическое единство, подчиненное главной цели - солирующему голосу.

ОСНОВНЫЕ  ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СРЕДСТВА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО  ИСКУССТВА.

Рассмотрение типичных форм аккомпанемента характерных для концертмейстерского искусства должно направить внимание исполнителя на ряд важных моментов:

  • 1. содержательность различных фактур и их смен;
  • 2. роль шаговой основы в сопровождении;
  • 3. процесс возникновения мелоса в движении гармонической опоры

Эти общие задачи следует  дополнить рассмотрением основных выразительных средств, которые  наиболее ярко иллюстрируют принципы конкретизации музыкального содержания в исполнении, а именно: артикуляция, агогика, динамика.

Если в инструментальной музыке тот или иной оттенок и  его мера определяются знанием стиля  и жанра, ощущением общих музыкальных  закономерностей, темпераментом и  вкусом исполнителя, то в музыке вокальной  исполнение подчиняется также и  более объективным и точным критериям логики. Момент понимания образа, метода его воплощения поэтом и композитором, роли того или иного исполнительского средства, особенностей технологии "вокальной речи" становится необходимой опорой художественности сопровождения и ансамблевого контакта.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ  ИСКУССТВО: АРТИКУЛЯЦИЯ.

Понятием "артикуляция" - определяется абсолютная протянутость отдельных звуков в пределах обозначенной временной доли и характер их звуковедений. В штрихе legato звук заполняет всю временную долю и переходит в другой звук без перерыва звучания. В штрихе pizzicato , staccato и т.п. имеет место прерывистость звучания. Между тем тот или иной вид артикуляции определяется существенными, содержательными основаниями и имеет важнейшее значение для обрисовки реалистического конкретного образа.

Основной вид мелодической артикуляции - пластически гибкая и связная линия legato, часто дополненная определением "contabile", совершенно очевидно восходит к принципу пения. Поэтому и мелодизация аккомпанемента, возникновение сопутствующих голосов вызывает образ сочувственных реплик.

Тесная связь с декламационным принципом оказывает непосредственное влияние на артикуляцию в вокальной  музыке, особенно в эпизодах речитативного  характера. Речитативная декламация определяет собой и артикуляция сопровождения, соответствующую выразительности высказывания. Наряду с тем или иным строем речи важнейшим фактором, определяющим артикуляцию является размерная прерывность действия, движения, поступи, шага, за которыми возникают образы и смыслы более обобщенные и глубокие.

Существенной стороной артикуляции является разнообразная трактовка лиг. Разная степень пропетости длинного звука, характер окончания лиги - более отрывистый или мягкий затухающий или активный - в связи со словесным текстом приобретает особую образную и эмоциональную выразительность. В отличие от инструментальной музыки, в вокальной - словесный текст, стихи являются отправной точкой для создания образа, красок в сопровождении.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ  ИСКУССТВО: АГОГИКА.

Частым камнем преткновения в аккомпанементе является агогика вокального исполнения. В формальном отношении агогика представляет собой ускорение или замедление движения не приводящее к перемене среднего темпа. Здесь очень важна чуткость аккомпаниатора, умение пойти за вокалом, чувствовать "кожей" малейшие темповые отступления, а главное исполнять их со вкусом и в меру. Концертмейстеру не следует воспринимать агогические отступления солиста как неожиданность, случайность, произвол. Он должен понять их логичность и эмоционально-смысловую оправданность, воспринять и усвоить художественный образ и все тонкости и оттенки музыкальной речи персонажа. Концертмейстер должен помочь солисту вести фразу, предоставить ему удобную цезуру для дыхания, поддержать выразительность, пунктуации, содействовать артикуляции речи, подкрепить экспрессивные взлеты эмоций, объединять и разделять мысли-предложения и более крупные смысловые части в произведении. Эти принципы и составляют основную предпосылку ансамблевой синхронности в исполнении.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЕ  ИСКУССТВО: ДИНАМИКА.

Динамика - одно из наиболее действенных средств индивидуальной интерпретации произведения. Необходимо рассматривать художественную роль сопровождения как совокупность "дополняющих обстоятельств", обладающих разной степенью активности. Три момента - поддержка, сопоставление, противоречие - образуют соответственно три степени смысловой связи: фон, диалог и конфликт. Этим обосновывается и конкретная мера соответствия аккомпанемента: пока сопровождение только фон, оно подчинено солирующему голосу (личностному образу) - служит ли оно фоном живописно-изобразительным или обрисовывает внутреннее состояние. При этом его динамический уровень не находится в параллельно-механическом соответствии с развитостью фактуры и определяется только художественным образом.

Почти уравнивается с сольным  голосом в плане динамики мелодизированный аккомпанемент, где возникают попевки, имитации голосоведения ступеней и важна особенно слаженность в ансамбле.

Наконец, принцип противоречия, конфликта возникает из противопоставления индивиду чего-то превосходящего его  по мощи: разбушевавшихся стихий, обрушивающих на человека свою силу, гиперболических  олицетворений Судьбы, Войны, Смерти, а также массовых, коллективных образов.

Таким образом, в зависимости  от конкретной художественной функции, в сопровождении может быть использован  весь диапазон силы звучания, от крайнего pianissimo до предельного forte.

Рассмотренные важнейшие  исполнительские средства: агогика, артикуляция и динамика имеют каждое свое выразительное значение и специфику. Для концертмейстера очень важно слышать и чувствовать слитность их и переход одного качества в другое. Поскольку все исполнительские средства содержательны, их взаимосвязь в исполнительском "варианте" создает каждый раз особенный оттенок выразительности и смысла. Но исполнительские оттенки не привносятся извне как произвольные дополняющие моменты, а являются интерпретацией самого авторского материала. Богатый выбор меры средств и их сочетаний допускает неограниченно широкий круг "вариантов" и обеспечивает индивидуальность исполнительской трактовки.

И в заключении нужно еще  раз отметить наиболее существенные и важные принципы аккомпанемента:

ЧЕРТЫ ИСКУССТВА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА: ПРИНЦИПЫ АККОМПАНЕМЕНТА.

  • конкретизация образа и уяснение исполнительской задачи, развитие музыкально-поэтической фантазии;
  • уяснение основ фразировки;
  • развитие и понимание выразительной функции аккомпанемента в целом;
  • преодоление интонационной "инертности", связанной с клавишной технологией фортепиано;
  • ощущение и развитие дыхания, цезур, пунктуации;
  • отчетливое представление выразительного своеобразия в гармонии и динамике;
  • уточнение динамических уровней и динамических амплитуд в сопровождении;
  • выработка точной "меры" в артикуляции и штрихах;
  • понимание и ощущение агогических отступлений.

Содержательность и художественность - существеннейшие черты искусства концертмейстера. Без умения разобраться в произведении, без ясно осознанной задачи и художественного мастерства вряд ли может быть достигнут желаемый результат в игре. Глубокий профессиональный анализ сочинения и средств его воспроизведения - важнейшая задача в искусстве аккомпаниатора и музыканта.



Информация о работе Концентмейстерское искусство в вокальной музыке