Исполнительствл в ансамбле баянистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:02, дипломная работа

Краткое описание

Ансамбль – это группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль - это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое - чувствовать и творить

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ.
1.1 Психологическая совместимость исполнителей
1.2 Значение выбора партнера в ансамбле
1.3 Лидерство в ансамбле
1.4 Вопрос идентификации и подражания
1.5 Сходство и противоречия участников ансамбля
Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИКИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТНЕЛЬСТВА.
2.1 Совершенствование ансамблевой техники баянистов
2.2 Ритм как фактор ансамблевого единства
2.3 Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания
2.4 Динамика как средство выразительности
2.5 Вопросы артикуляции
2.6 Тембровые особенности ансамблевого сочетания современных концертных баянов
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 594.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И  ИСКУССТВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В АНСАМБЛЕ БАЯНИСТОВ

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 

2012

 

 

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

ФАКУЛЬТЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В АНСАМБЛЕ БАЯНИСТОВ

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

Исполнитель:

                                                          Мубаракшин Венер Василович, группа

0-281-К ОЗО

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук,

доцент

Додонова Светлана Геннадьевна

 

 

 

«Допускается к защите»

Зав. кафедрой

Ильясов Расим Эдгамович

 

 

Подпись_________________, «___»______________20__г.

 

 

Казань 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

     I. ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ.

1.1 Психологическая совместимость исполнителей

1.2  Значение выбора партнера в ансамбле

   1.3 Лидерство в ансамбле

1.4 Вопрос идентификации  и подражания

1.5 Сходство  и противоречия участников  ансамбля

 

Глава II.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИКИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТНЕЛЬСТВА.

2.1 Совершенствование  ансамблевой техники баянистов

2.2 Ритм как фактор ансамблевого единства

2.3 Приемы достижения  синхронности ансамблевого звучания

2.4 Динамика как средство выразительности

2.5 Вопросы  артикуляции

2.6 Тембровые  особенности ансамблевого сочетания  современных концертных баянов

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ансамбль – это группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль - это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое - чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе, несомненно, сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В тоже время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств - она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Так известно, когда в сольной игре ученик выступает неуверенно, заикаясь, поиграв в ансамбле - он уже увереннее начинает играть. Более слабые учащиеся начинают подтягиваться до уровня более сильных, от продолжительного общения друг с другом каждый становится лучше как человек, как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, чувство коллективизма. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом.

Ансамбль – это  коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать  и творить вместе. Единство художественных намерений, единство эмоционального отклика на исполняемое, вдохновенная игра всех – вот чем характеризуется ансамблевое искусство.

 Из сказанного можно  сделать вывод - инструменталист,  никогда не игравший в ансамбле, многого лишает себя, ибо польза  от этого рода занятий очевидна. Одно из важнейших условий успешной работы является способность критически относиться к себе и к своим товарищам. Известно, что слово «самокритика» легче произнести, чем обратить его в действие. Но надо не только практиковать, но и не скупиться на похвалу, уметь подбодрить, вдохновлять. Давно уже замечено, что похвала, даже не вполне заслуженная, стимулирует активность большинства людей. Ребенку необходима вера в себя. Основное правило ансамбля «Один за всех, все за одного», «Успех или неудача одного есть успех или неудача всех».

Работа музыканта в коллективе, несомненно, сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В то же время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрального слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Так, известны случаи, когда баянист, выступая как солист, играл неуверенно, робко, временами как бы «заикаясь». Поработав же в ансамбле, он заметно укреплял свои профессиональные позиции. К тому же его игра становилась осмысленнее, эмоциональнее, баянист раскрывался как музыкант. И это не случайно. В результате длительного контактирования ансамблисты обмениваются опытом, знаниями, отчего каждый становится богаче как специалист. Менее яркие в профессиональном отношении исполнители подтягиваются до уровня более сильных, под влиянием партнеров активнее развивается художественный вкус участников ансамбля. Думается, что обогащение происходит и в более широком смысле: от продолжительного общения друг с другом каждый становится лучше как человек, как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, чувство коллективизма и т.п.  

Развитие отечественной  баянной школы настойчиво требует  всестороннего изучения проблем  воспитания молодых исполнителей и  педагогов. В учебных планах средних  и высших музыкальных заведений  ансамблевой игре баянистов отводится значительное место. Однако организации и методике обучения этому предмету не уделяется должного внимания. Многие педагоги учебных заведений по классу баяна не имеют достаточного практического опыта, ни теоретических знаний в этой области исполнительства. Методических пособий по данной дисциплине крайне мало. 1

Именно поэтому занятия  в классе ансамбля часто малопродуктивны, и профессиональный уровень выпускников  учебных заведений невысок.

Цель данного исследования: Определить основные аспекты ансамблевой исполнительской техники.

Объект данного  исследования: Исполнительство в ансамбле баянистов.

Предмет данного  исследования: Методы совершенствования ансамблевого мастерства баяниста.

Задачи данного  исследования: 1. Рассмотреть психологические основы ансамблевого исполнительства.

2. Рассмотреть теоретические и практические вопросы ансамблевого музицирования.

Данная работа состоит  из введения, дух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ.

1.1 Психологическая совместимость исполнителей

 

Баянный ансамбль, как  и любой другой, специфичен. Его  особенности, с одной стороны, - в  расширении художественных возможностей исполнителя, с другой – в некотором  ограничении его творческой инициативы.

С первых же репетиций  партнерам приходится сталкиваться с творческими и организационными проблемами. Их успешное решение во многом зависит от степени психологической  совместимости участников ансамбля, которой в педагогической практике, как правило, не придается должного значения. Именно этот фактор  способствует созданию благоприятного морального и творческого климата в коллективе, его профессиональному росту, определяет жизнеспособность ансамбля. Нежелание музыканта понять творческую позицию партнеров, пойти на компромисс ради воплощения единого исполнительского замысла порождает взаимную неудовлетворенность, разобщенность во взглядах и действиях и противоречит природе ансамбля.

Проблема психологической  совместимости существовала всегда, в любой коллективной деятельности людей. Само же это понятие появилось в советской науке лишь в начале 1960-х годов вместе с идеей создания многоместных космических кораблей. Необходимость выбора подходящих по психологическим особенностям кандидатов обусловила возникновение различных методик личного тестирования.

При проведении эксперимента по одной из них участники помещаются в душевые кабины, где они должны максимально быстро отрегулировать температуру воды таким образом, чтобы она устраивала всех испытуемых. В этом случае стрелки индикатора, установленные в каждой кабине, займут положение «о». Изменение температуры воды в одной из кабин приводит к изменениям ее во всех других. Достигнуть наиболее приемлемой температуры можно лишь при взаимных компромиссах, при выявлении лидера.

Методы личного тестирования чрезвычайно важны для понимания  тончайших нюансов взаимоотношений  индивидов, позволяют определить степень  эффективности их взаимодействия, распределить в группе функциональные обязанности, выявить наиболее рациональные принципы ее комплектования. Результаты тестов приемлемы для любой малой группы, независимо от ее профессиональных интересов. Ансамблевое музицирование включает два принципиально разных, но взаимосвязанных аспекта: отношение к музыке и отношение друг к другу.

Первый аспект предполагает не только потребность исполнителей в ансамблевой игре, обоюдную симпатию к определенному художественному  стилю, творчеству того или иного  композитора, но и способность многообразно, а главное, близко к авторскому тексту интерпретировать музыку, обнаруживать единство понимания эмоционально-образного содержания произведений.

Второй аспект – межличностные отношения – характеризуется, прежде всего, мерой психологической совместимости взаимодействующих партнеров. Эти факторы одинаково важны, поскольку общность взглядов создает основу для взаимной симпатии, которая помогает понять творческую позицию партнера. Истинный ансамбль «возникает лишь тогда, когда взаимообязательства становятся синонимом взаимопомощи, когда неразрывность контакта не обременяет партнеров, а служит источником силы. 2

Именно поэтому многие музыканты наиболее полно раскрываются не в сольном, а в ансамблевом  исполнительстве. Если один из двух факторов отсутствует, продуктивность совместного  труда значительно снижается.

В истории искусства  нередки случаи, когда одни художники  не принимали творчества других из-за различия эстетических позиций. Например, Л.Н. Толстой отрицал творчество В. Шекспира, а П.И. Чайковский отвергал музыку И. Брамса. Художник может объективно признавать профессиональные и человеческие достоинства другой личности, оставаясь при этом приверженцем иных творческих принципов.

Индивидуумы, занимающие аналогичные позиции по проблемам  теории и практики, не могут прийти к согласию даже в творческих вопросах, если испытывают взаимную антипатию. И, наоборот, иногда общность профессиональных установок может внести даже разлад в отношении индивидуумов, поскольку мешает каждому из них доказать несостоятельность мнения оппонента.

Чем ярче, самобытнее личность, тем сложнее она, как правило, гармонирует с другой личностью. Тем не менее, исполнительская практика в этом случае дает различные примеры. Так, А.Н. Скрябин не только не играл в ансамблях, но и не создал, ни одного произведения в области камерно-инструментального жанра. Например, С.В. Рахманинов – Ф.Крейслер и Д.Ф.Ойстрах – С.Т. Рихтер прекрасно сочетались в ансамбле друг с другом.

По определению Д.А. Благого, закономерность здесь следует  искать «… в чем-то более тонком, сокровенном…, а порою и в подлинном призвании того или иного исполнителя к ансамблевому музицированию».3 Психологи считают основой психологической совместимости единство эмоционального восприятия и интерпретации одного и того же явления или процесса. Личности с близким эмоциональным восприятием легко достигают единства во всех взглядах и действиях, испытывают взаимную симпатию, потребность в общении.

Совместная деятельность для них не только плодотворна, но и доставляет большое моральное  удовлетворение, духовно обогащает  их.

1.2  Значение выбора партнера в ансамбле

 

Музыкант формирует  образ партнера во взаимодействии с  ним. Огромную роль в таком выборе играет интуиция. Вступая в контакт  с различными индивидуумами, прежде всего, интуитивно ощущает симпатию и желание продолжать общение или антипатию и стремление прекратить его. Каждый музыкант предпочитает общение с теми, кто разделяет его взгляды и убеждения.

Общение предполагает взаимный обмен навыками, идентичность чувств и общность мыслей. При несовместимости  партнеров нарушения происходят в сфере ценностного обмена, и общение прекращается на стадии ориентации. Нельзя не учитывать и другие особенности будущих партнеров: их интеллектуальный и культурный уровень, музыкальные способности, возраст, темперамент и т.д.

Как известно, существует четыре типа темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. В основе холерического и сангвинического темперамента лежит сильный тип нервной системы. В процессе совместной деятельности с холериком, отличающимся возбудимостью, страстностью, нетерпимостью к однообразной, механической работе, не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Исполнители-холерики отличаются отзывчивостью к музыке. Партнер-сангвиник восприимчив, обладает выдержкой, высокой работоспособностью и тонко чувствует музыку. В совместной работе с флегматиками и меланхоликами необходимы - такт, чуткость, доброжелательность. У сдержанных и усидчивых флегматиков надо стимулировать активность, деятельность в определенном ритме, восприимчивость и эмоциональное отношение к своему делу. Следует учитывать, что излишняя строгость, завышенные требования и обостренное восприятие окружающего снижает работоспособность меланхоликов. Среди выдающихся личностей встречаются представители всех четырех типов (А.С. Пушкин и А.В. Суворов – холерики, М.Ю. Лермонтов и Наполеон Бонапарт – сангвиники, И.А. Крылов и М.И. Кутузов – флегматики, а Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский – меланхолики). Поскольку «хороших» и «плохих» темпераментов не бывает, в совместной работе нельзя игнорировать особенности каждого из них.

Информация о работе Исполнительствл в ансамбле баянистов