Звукорежиссура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 22:30, лекция

Краткое описание

К устройствам автоматической регулировки уровня сигнала (устройствам динамической обработки) относятся компрессор, лимитер, деэссер, гейт, экспандер и максимайзер. Также существуют многополосные версии этих приборов.

Вложенные файлы: 1 файл

zvukorezhissura.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 
14. Многополосные устройства динамической  обработки: разновидности, основные  параметры, случаи применения. 

Под многополосными устройствами динамической обработки чаще всего подразумеваются многополосные компрессоры (хотя уже существуют и многополосные  гейтеры, экспандеры, лимитеры и максимайзеры). К многополосной обработке прибегают в тех случаях, когда общая динамическая обработка не может быть проведена корректно из-за особенностей одной полосы (например, при пересыщении НЧ в одном месте), а также для контроля за ДД каждой частотной полосы.

В многополосном приборе входящий сигнал разбивается обрезными фильтрами  на несколько частотных полос, после  чего каждая из них идет на прибор одного и того же типа и компрессируется (лимитируется, экспандируется) отдельно. Основные параметры для каждой полосы те же, что и в пункте №2; дополнительные параметры – ширина полос, количество полос, крутизна кроссоверных фильтров.

 
15. Квантизация аудиосигналов в программной среде. Назначение. Основные возможности. Области применения. 

Так как в компьютере невозможно представить непрерывный сигнал, он представляется как массив отсчетов, каждый из которых соответствует  величине аналогового сигнала в  соответствующий момент времени, и которые затем интерполируются при выводе на акустическую систему.

Частота дискретизации обозначает количество отсчетов в секунду и  ее величина определяет разрешение файла  по времени. Согласно теореме Котельникова-Найквиста, цифровая запись волны может передать сигнал с частотой, в два раза меньше частоты дискретизации, т.о. частота дискретизации 44100 Гц позволяет зафиксировать сигналы с частотой до 22050 Гц, и увеличение частоты дискретизации позволяет фиксировать сигналы с большей частотой.

Битность определяет глубину записываемого сигнала и определяет разрешение сигнала по громкости. Битность в N бит позволяет записать сигналы с ДД до 6*N дБ.

Благодаря квантизации аудиосигналов  стали возможны программная обработка  и создание сигналов.

 
16. Средства пространственной обработки  звуковых сигналов. Эхо-камеры, листовые, пружинные, и магнитофонные ревербераторы.  Цифровые ревербераторы: разновидности,  основные параметры. 

Средства пространственной обработки  позволяют сэмулировать нахождение сигнала в помещении. Первым таким средством была эхо-камера – естественный ревербератор. В эхо-камере воспроизводился звук, который записывался вместе с естественной реверберацией помещения на микрофон.

Следующим средством реверберации стали пружинные реверберации – на незакрепленный конец пружины подавался сигнал, в результате чего пружина начинала вибрировать, воспроизводя сигнал вместе со звуком, сходным с отражениями.

Позже появились листовые ревербераторы. В этом случае сигнал подавался на большой лист стали, который вибрировал уже в двух степенях свободы, с которого снимался обработанный сигнал. В случае с листовым ревербератором уже стало возможным снятие сигнала с разных точек.

Магнитофонный ревербератор представлял  собой закольцованную ленту, на которую писала одна магнитная головка, а снимало сразу несколько с разной задержкой по времени. Таким образом достигалась имитация нескольких отражений; параметр feedback позволял отправлять обработанный звук снова на пишущую головку, в результате чего в звуке появлялись переотражения.

Все эти методы не имели возможности  регулировки сухого/отраженного  звука (хотя этого можно было добиться подмешиванием оригинального сигнала  и перестановкой микрофона), а  ранние отражения присутствовали только в эхо-камере.

Позже пришли цифровые ревербераторы  в двух видах: эмуляционные (создающие  реверберационный хвост из алгоритмов) и импульсные (работающие на отклике, снятом из реального помещения). В этих ревербераторах уже присутствуют ранние отражения.

Основные параметры – микс (dry/wet); громкость, длина и насыщенность ранних отражений; пределэй (время, через которое ревербератор обрабатывает поступивший сигнал); длина хвоста; общая плотность; регуляция хвоста на высоких, низких и средних частотах.

 
17. Микрофоны. Разновидности, основные характеристики, области применения.

 

Используемые в современной  звукозаписи микрофоны делятся  на конденсаторные и динамические. Первые требуют фантомного питания  и имеют более низкую чувствительность, хотя считаются более качественными. Конденсаторные микрофоны также более хрупки по сравнению с динамическими.

Микрофоны имеют различные характеристики направленности – круг, кардиоида, суперкардиоида, гиперкардиоида, восьмерка. Микрофоны также зачастую имеют  следующие переключатели: направленности (возможны конструкции микрофонов с переключаемым видом направленности), преаттенюации (уменьшения получаемого сигналом микрофона для предотвращения клиппирования и прочего веселья) и ФВЧ, срезающего ненужные низкие частоты (необходимого при записи голоса и инструментов, не залезающих в область НЧ).

 
18. Студийный мониторинг. Разновидности,  особенности и назначение каждого  вида. 

Существует пять типов студийного мониторинга – ближний, средний, дальний, щит-контроль и мониторинг через наушники.

Ближний мониторинг больше всего подходит для малых студий с плохим заглушением – он позволяет минимизировать попадание отражений в слышимую зону. При ближнем мониторинге нужно следить за правильностью панорамы, потому что в системе мониторинга она может оказаться слишком широкой. Также будет проявляться эффект ближней зоны (подъем ВЧ и НЧ).

Дальний мониторинг позволяет сымитировать концертный зал и послушать, как  фонограмма будет звучать «на  большом звуке». В этом случае будут  замыливаться детали, стереокартинка будет узкой, а высокие и низкие будут слегка тише реального.

Средний мониторинг на то и средний, чтобы быть средним. Никакого эффекта  ближней зоны, со стереокартинкой  все более-менее ок.

Щит-контроль применяется для оценки воспроизведения  на бытовой, нет, бытовейшей аппаратуре. Ничего необычного – дешевые колонки из ближайшей аптеки, которые позволят узнать, как это будет звучать у непосредственно слушателя.

Наушники  позволяют полностью избавиться от отражений но они могут субъективно  «наврать» о гладкости АЧХ, панорамы и верности той же реверберации, хотя реверберационные хвосты лучше всего слышно именно в наушниках.

 
19. Запись вокала в студии. Возможные  проблемы и способы их решения. 

При записи вокала играют роль такие факторы, как:

- Мониторинг  исполнителя. Он может петь громче и выше, чем нужно, если ему его подали слишком тихо, и наоборот.

- Помещение.  В малом помещении задержки  приходят быстрее, к тому же, близлежащая стенка может (и  будет, если не заглушена) давать  эффект «стоячего фленжера».

- Выбор  микрофона. Необходимо подобрать  микрофон, который чисто субъективно  будет звучать с этим исполнителем  лучше.

 
20. Мониторный микс. Назначение. Его  организация. Создание нескольких  мониторных миксов в студии.

 

Мониторный  микс необходим для грамотного отслеживания музыкантами собственной игры. Больше всего необходим при одновременной игре (барабанщику нужен басист, баасисту – барабанщик, остальным эти двое вообще не нужны), чтобы музыканты могли правильно схватить ритм. Также в линию мониторного микса необходимо включить толкбэк с пульта звукорежиссера для оперативного вмешательства в запись, если такое необходимо. Мониторные миксы собираются либо на шине cue mix, если таковая присутствует в микшере, либо на отдельных ауксах/группах.


Информация о работе Звукорежиссура