"Времена года" Антонио Вивальди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:12, реферат

Краткое описание

"Prete rosso" ("Рыжий священник") - такое прозвище получил Антонио Вивальди в мемуарах Карло Гольдони. И действительно, он был и рыжим ("Рыжий" - было прозвище и его отца), и священником.
Антонио Вивальди (4 марта 1678, Венеция - 28 июля 1741, Вена) родился в семье профессионального скрипача, его отец играл в соборе Св. Марка, а также принимал участие в оперных постановках. Антонио получил церковное образование и готовился стать священником: он последовательно становился exorcista (заклинатель; 1695), acolythus (восприемник; 1696), subdiaconus (протодьякон; 1699), diaconus (дьякон; 1700).

Вложенные файлы: 1 файл

Времена года Антонио Вивальдир.docx

— 24.72 Кб (Скачать файл)

"Времена года" Антонио  Вивальди

Александр Майкапар

Цикл из четырех концертов для  солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трех частях и каждый концерт изображает одно время года. Они входят в состав собрания (Op. 8), озаглавленного "Il Cimento dell'Armonia e dell'Inventione" ("Спор Гармонии с Изобретением").

Сочинен: ок.1720.

Опубликован:1725. Амстердам. Издатель Мишель Ле Цене.

Полное название: "Le quattro stagioni" ("Четыре ремени года").

Рыжий священник 

"Prete rosso" ("Рыжий священник") - такое прозвище получил Антонио  Вивальди в мемуарах Карло  Гольдони. И действительно, он  был и рыжим ("Рыжий" - было  прозвище и его отца), и священником. 

Антонио Вивальди (4 марта 1678, Венеция - 28 июля 1741, Вена) родился в семье  профессионального скрипача, его  отец играл в соборе Св. Марка, а  также принимал участие в оперных  постановках. Антонио получил церковное  образование и готовился стать  священником: он последовательно становился exorcista (заклинатель; 1695), acolythus (восприемник; 1696), subdiaconus (протодьякон; 1699), diaconus (дьякон; 1700). Но вскоре после того, как он был посвящен в sacerdos (священник; 1703), что давало ему право самостоятельно служить мессу, он отказался от этого, сославшись на плохое состояние здоровья (он страдал астмой, явившейся следствием перенесенный при рождении травмы грудной  клетки). В 1703 он числился maestro di violino (учитель  игры на скрипке) в Оспедале делле  Пиета. Это один из венецианских приютов  для девочек-сирот. С перерывом  в два года Вивальди занимал этот пост до 1716 года, когда стал maestro de' concerti. Позже, находясь уже далеко от Венеции, он сохранил свои связи с Пиета (одно время он каждый месяц посылал  туда два своих новых концерта). 

Репутация Вивальди начала быстро расти  с его первыми публикациями: трио-сонаты (вероятно 1703-1705), скрипичные сонаты (1709) и особенно его 12 концертов "L'estro armonico" ("Гармоническое вдохновение") Op. 3 (1711). Они, содержа некоторых из его самых прекрасных концертов, были изданы в Амстердаме и широко распространились в северной Европе; это заставило музыкантов, посещавших Венецию, разыскивать там Вивальди, а в ряде случаев заказывать у  него новые, как это было, например, сделано для дрезденского двора. Баху так понравились концерты Вивальди, что пять концертов Op. 3 он переложил  для клавесина , а еще ряд концертов - для органа. Многие немецкие композиторы  подражали его стилю. Он издал  два далее собрания сонат и  еще семь сборников концертов  из концертов, включая "La stravaganza" ("Экстравагантность") Op. 4 (приблизительно 1712), "Il cimento dell'armonia e dell'inventione" ("Спор Гармонии с Изобретением"), Op. 8 (приблизительно 1720, включая "Четыре времени года") и "La cetra" ("Лира"), Op. 9 (1727). Именно в жанре инструментального  концерта заключены главные достижения Вивальди и его значение в истории  музыки. Он был первый композитор, который  постоянно использовал форму  ритурнели в быстрых частях, и  это стало образцом для других композиторов. Тот же самое можно  сказать о вивальдивской форме  концерта в целом, состоящим из трех частей: быстро - медленно - быстро. Из его  приблизительно 550 концертов, примерно 350 - для солирующего инструмента  с оркестром (более 230 для скрипки); около 40 двойных (то есть для двух солистов), больше 30 для нескольких солистов и  почти 60 для оркестра без солистов. Вивальди был оригинальным инструментовщиком  и написал несколько концертов  для необычных сочетаний инструментов, например, для виолы д'амур и лютни, или для множества духовых  инструментов, включая такие, как  шалмей, кларнет, валторну и другие редкие инструменты. У него также  много сольных концертов для  фагота, виолончели, гобоя и флейты. Некоторые из его концертов - программные, например "Буря на море" (такое  название имеют три концерта ), "Охота", "Тревога", "Отдых", "Ночь", "Протей, или Мир навыворот". Вивальди написал также много  вокальной - церковной и светской - музыки. Он автор (по разным сведениям) от 50 - 70 опер (сохранилось около 20).

Времена года как тема искусства  и музыки

Тема времен года всегда была популярна  в искусстве. Объясняется это  несколькими факторами. Во-первых, она  давала возможность средствами данного  конкретного искусства запечатлеть  события и дела, наиболее характерные  для того или иного времени  года. Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась  в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала  юность, а зима - конец пути - старость. Причем, жизнь, по аналогии с годом, могла делиться на четыре периода (справедливости ради, необходимо сказать, что такое  деление жизни по популярности у  художников уступает более распространенному  делению на три стадии: юность - зрелость - старость), а также - опять-таки по аналогии с делением года на двенадцать месяцев - на двенадцать периодов (каждый, как  считалось, по шесть лет).

Что касается изобразительных искусств, то времена года, точнее труды, то есть характерные для данного месяца работы (главным образом сельскохозяйственные), изображались в самых разных жанрах - от скульптуры (в порталах готических соборов, как, например, в Сен Дени, где мы видим все двенадцать месяцев) до графики. Из книжных иллюстраций  этой темы наиболее известен "Роскошный  часослов герцога Беррийского" (1415 -1416), где двенадцать миниатюры изображают сцены из сельскохозяйственных дел, характерных для того или иного  времени года.

Замечательный цикл времен года представляет собой серия фресок в Салоне Месяцев  в Палаццо Скифанойя, в замке  герцогов д'Эсте в Ферраре, созданных  Франческо дель Косса и Косме (Козимо) Тура (1456 -1470). Фреска каждого  месяца, делится на три регистра, соответствующие трем разным образным системам. Так, в среднем регистре фрески каждого месяца помещен соответствующий  знак зодиака. С каждым знаком соседствуют  три астрологические фигуры. Например, в "Марте" рядом с Козерогом  изображены паж с обручем и  стрелой в руках, сидящая женщина  в красном облачении и мужчина  в разодранной одежде; в "Апреле" - Телец, молодая женщина с ребенком, сидящий обнаженный юноша с ключом в руках и старик рядом с  белой лошадью.

Поскольку совершенно очевидно, что  все эти фигуры что-то значат, были предприняты попытки истолковать  их. Высказывалось предположение, что  они являются аллегорическими обозначениями  еще более дробного деления года - декад месяцев.

Особняком стоит знаменитая картина  Сандро Боттичелли "Весна" ("La Primavera") (или "Царство Флоры"; 1477 - 1478; Флоренция, галерея Уффици). Посреди цветущего  луга стоит Венера. Она представлена здесь иначе, чем это делали античные мастера: она изображена в виде нарядной девушки. Склоненные над ней ветви  деревьев образуют нечто вроде триумфальной арки. Над ней парит амур с луком  и стрелой. Его глаза завязаны, что символизирует слепоту любви. Крайняя левая фигура на картине - Меркурий (о смысле его присутствия  в этой сцене можно высказывать  лишь предположения; одно из них состоит  в том, что он, устремив взгляд вверх, рассеивает своим кадуцеем облака). Между Венерой и Меркурием  группа из трех граций - образ, ставший  хрестоматийным. Флора, древняя (но при  этом всегда остающаяся юной) итальянская  богиня цветов, по имени которой  картина получила свое второе название, изображена справа. Примечательна живописная трактовка ее истории Боттичелли: греческой богиней цветов была Хлорида, вышедшая замуж за Зефира, западного  весеннего ветра, который породил  цветы. Римляне называли ее Флорой. В поэме Лукреция "О природе  вещей" (5:756 - 739) повествуется о том, как Флора весной последовала  за Зефиром, усыпая свой путь цветами. Боттичелли, однако, почерпнул идеи для изображения Флоры из другого  источника - из "Фаст" (5 : 193 - 214) Овидия, в которых повествуется о Хлориде, спасавшейся бегством от преследовавшего  ее Зефира. Когда же Зефир все  же настиг Хлориду, и завладел ею, с  ее губ посыпались цветы, и она  превратилась во Флору. Именно этот момент изобразил Боттичелли, показав двух богинь вместе: Хлориду, из уст которой  сыплются цветы, и Флору, которая  их сама рассыпает.

История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти  произведения так и называются - "Времена года". Это цикл концертов  Вивальди, оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес П. И. Чайковского (1876), балет А. К. Глазунова (1899).

"Времена года" Антонио Вивальди  принадлежат к числу самых  популярных произведений всех  времен. Для многих само имя  "Вивальди" является синонимом  "Времен года" и наоборот (хотя  он написал массу других произведений). Даже в сравнении с другими  концертами того же опуса эти  концерты демонстрируют поразительное  новаторство Вивальди в области  барочного концерта. Присмотримся  к каждому из четырех концертов.  И с самого начала отмечу, что  каждому из концертов композитор  предпослал сонет - своего рода  литературную программу. Предполагается, что автором стихов является  сам Вивальди. Итак...

"Весна" (La Primavera)

На редкость естественным получается разговор о "La Primavera" Антонио Вивальди после рассказа о "La Primavera" Сандро Боттичелли. Сонет, предваряющий этот концерт, почти в такой же степени  можно отнести картине Боттичелли. Вот как он звучит (здесь и далее  сонеты приводятся в переводе Владимира  Григорьева):

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные  вести

Зефир разносит, Точно волшебство.

 

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

 

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

 

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами. 

Концерты этого цикла - это так  называемая программная музыка, то есть музыка, соответствующая определенной, в данном случае, литературной программе. Всего у Вивальди можно насчитать  более сорока программных произведений. Но в них их "программа" формулируется  лишь в названии, и программой это  может быть названо весьма условно. Таковы концерты "Щегол", "Кукушка", "Соловей", "Охота", "Ночь" (на эту "программу" Вивальди написал  четыре концерта). Во "Временах года" мы имеем дело действительно с  самой настоящей программой: музыка точно следует за образами стихов. Сонеты так хорошо соответствуют  музыкальной форме концертов, невольно возникает подозрение, не сочинены ли, наоборот, сонеты к уже написанной музыке? Первая часть данного концерта иллюстрирует первые два четверостишия, вторая часть - третье четверостишие, а  финал - последнее. (Автор русского перевода, стремясь сохранить точность смысла, что, конечно же, очень важно, особенно, когда речь идет о программности, отошел от формы сонета и перевел  его, как и остальные, четырьмя четверостишьями.)

Первая часть концерта открывается  необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны - "Весна грядет!"; играет весь оркестр (tutti). Этот мотив (каждый раз в исполнении всего оркестра и солиста) помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода рефреном, что придает всей части форму, похожую на рондо. Далее следуют  эпизоды, иллюстрирующие следующие  строки сонета. В этих случаях играют три солиста - главный (напомню, что  все концерты этого цикла написаны для солирующей скрипки с оркестром) и концертмейстеры групп первых и вторых скрипок; все остальные  участники молчат. Даже без имеющейся  в партитуре ремарки - "Canto de gl' Ucelli" - ясно, что музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь "пение птиц" (дословный перевод  строки сонета: "радостно приветствуют ее (весну. - А.М.) птицы своим пением"). Как чудесно это передано звучанием  скрипок!

Следующий эпизод (после рефрена) иллюстрирует слова сонета о бегущих ручьях (дословно: "бегут ручьи со сладким  журчаньем в дуновении Зефира"; ср. как изобразил Зефира Боттичелли!). И опять рефрен. Следующий эпизод - гремит гром ("чернотой покрывается  небо, весна возвещает о себе молнией  и громом"). Вивальди в высшей степени  изобретательно изображает это явление  природы: раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием  всего оркестра, играющим в унисон. Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трех солистов скрипачей во взметающихся гаммообразных пассажах (требуется огромное мастерство всех участников ансамбля, чтобы добиться идеальной точности исполнения стремительных  пассажей, исполняемых одновременно тремя солистами). В следующие  разы они переданы пассажами у  главного солиста, графикой своей напоминающими  ту изломанную стрелу, которой обозначают опасность высокого напряжения в  электросети. Грозу сменяет музыка рефрена - неомраченная радость прихода  весны. И вновь - в следующем эпизоде - поют птицы ("Потом он (гром. - А. М.) отгремел, и птицы начали снова  свое прекрасное пение"). Это отнюдь не повторение первого эпизода - здесь  другое пение птиц. О том, как завершается  первая часть, я уже сказал.

Вторая часть ("Сон крестьянина"). Образец поразительного остроумия  Вивальди. Над аккомпанементом первых и вторых скрипок и альтов (басы, то есть виолончели и контрабасы, а, следовательно, и клавесин и орган, дублирующие их, здесь не играют) парит мелодия солирующей скрипки. Именно она иллюстрирует сладкий  сон крестьянина. Pianissimo sempre (итал. - "все  время очень тихо") в мягком пунктирном ритме играют все скрипки  оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам же Вивальди поручил изображать лай (или тявканье) собаки, охраняющей сон  хозяина. Все эти детали литературной программы необходимо знать самим  исполнителям, в первую очередь, и - во вторую - слушателям. Тогда удастся  найти интересную краску и характер звучания, и в альтах будет слышаться  резковатое "гав-гав", забавно  контрастирующее с мелодией солирующей скрипки в стиле bel canto, а не сладкозвучное "бай-бай", что само по себе красиво, но для "другой программы". 

Третья часть ("Танец-пастораль"). Здесь царит полное энергии и  жизнерадостности настроение. В литературе о Вивальди можно встретить утверждение, что "основным ритмом в этой части  выступает поступь быстрой сицилианы". Никак не могу согласиться с этим утверждением. Это, безусловно, разновидность  жиги, тоже старинного танца: в данном случае он представлен во французской  своей разновидности и отождествляется  с канари (особый род жиги). Удивительно, как Вивальди на небольшом звуковом пространстве удается передать столько  оттенков радости, вплоть до своеобразной радости грустной (в минорном эпизоде)!

"Лето" (L'Estate)

В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет все в природе,

Томится жаждой все живое.

 

Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И теплым ветром напоен простор.

 

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

 

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом. 

Первая часть. Форма концерта, которую  Вивальди культивировал и довел  до совершенства, подразумевает, что  концерт, как я уже отмечал, состоит  из трех частей: быстро - медленно - быстро. Надо было обладать талантом и фантазией  Вивальди, чтобы в первой, то есть, быстрой, части отразить настроение и состояние лени и истомы, о  которых говорится в первых двух четверостишиях, являющихся программой этой части. И Вивальди это блестяще удается. 

"Изнеможение от жары" - такова  первая ремарка композитора. Музыка  звучит pianissimo (итал. - "очень тихо"). Вивальди делает небольшую уступку  настроению: темп этой части, хотя  и Allegro (в данном случае это  означает именно "быстро"), но non molto ("не очень"). В музыкальной  ткани много разрывов, "вздохов", остановок. Далее мы слышим  голоса птиц - сначала кукушки. (Сколько  "кукушек" знает история  музыки! Сам Вивальди, как уже  отмечалось выше, написал отдельный  концерт, в котором имитируется  эта птица; знаменита, например, клавесинная "Кукушка" Дакена). Затем щегленка (и вновь, оказывается,  что у Вивальди есть еще  один концерт, где изображена  эта птица). Голоса птиц в музыке - это могла бы быть отдельная  тема для разговора...

Информация о работе "Времена года" Антонио Вивальди