Восприятие музыки человеком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 09:32, доклад

Краткое описание

Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников - это своего рода сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, сопереживать музыкальное содержание, как художественно-образное отражение действительности.
Данная работа является попыткой раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма на определенные звуковые раздражители, а точнее от прослушивания музыки.

Содержание

1.Общие закономерности влияние музыки на человека.
1.1 Общие представления о звуке.
1.2 Применение целебных свойств в древние времена.
1.3 Слуховой путь человека.
2.Развитие восприятия музыки - основа воспитания музыкальной культуры школьников.
2.1 Особенности музыкального восприятия.
2.2 Формирование у школьников эмоционального отношения к музыкальному образу.
2.3 Последовательность развития у школьников восприятия музыки.
3.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Восприятие музыки.docx

— 45.51 Кб (Скачать файл)

Итак, восприятие музыкальных образов происходит в результате своеобразной творческой деятельности слушателя, т. к. включает его собственный опыт (музыкально- слуховой и жизненный). Идея произведения воспринимается ими как нечто сокровенное. Именно поэтому музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы слышать ее - это напряжённая работа сердца и ума, и особое творчество.

Б. П. Яворский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как « членораздельную речь». Поэтому он рекомендовал стимулировать у детей творческий подход к освоению простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности, Важным условием развития умения мыслить, по убеждению Б. П. Яворского, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведений.

Б. В. Асафьев определял сравнение каждого звучащего момента с предшествующим, как характерную черту музыкального восприятия. Он резко выступал против трактовки восприятия как «созерцательного секта». В связи с этим он сформулировал главную задачу педагога: «Уметь возбуждать и дисциплинировать внимание, направляя его на то, что служит одним из основных импульсов музыкального движения, на диалектически развивающийся ход его в сложных формах и более простые конкретные сопоставления и периодические  чередования в формах несложных «воспитывать дремлющий инстинкт форм». В этом плане он предлагал ряд уже общепризнанных педагогических приемов: ознакомление путем «живого» исполнения ( а не теоретического анализа) с понятиями « о тождестве и контрасте, о повторяемости или возвращаемости подобного». Через них - «внедрение в  сознание» основных музыкальных форм. При этом он рекомендовал использовать терминологию, доступную ребенку.

М.П. Тараканов считал, что в первую очередь важно привить элементарные навыки восприятия музыкальных структур, т. к. для слушателя лишенного восприятие чувства восприятия формы, не ощущающего ее в данном сочинении, музыка не оканчивается, а прекращается. Анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное состояние.

Б.М. Теплов писал, что одна из труднейших педагогических задач при развитии восприятия музыки заключается в сохранении эмоционального отношения все возрастающей сознательности.

 

2.2 Формирование  у школьников эмоционального  отношения к музыкальному образу.

 

Воздействуя,  музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание - всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать и пережить.

Педагог создает все усилия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом   он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания (слушать произведение до конца, в полной тишине), умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержания.

Учитель разными средствами стремиться внести радость в общение детей с музыкой. Это во многом зависит от звучащих на уроке произведений, они должны быть художественно ценными по содержанию, доступными по языку и вместе с тем должны удовлетворять  потребность учащихся в общении с прекрасным.

У каждого ребенка с его особым внутренним миром свои интересы. В то же время в определенном возрасте детей объединяют в общие увлечения. Младшие школьники с радостью слушают веселую, жизнерадостную музыку, а также произведения, посвященные героической тематике. Их привлекают пьесы, выражающие их детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, простотой и ясностью языка и формы. Такие произведения как «Прогулка» и «Сказочка» С.Прокофьева, «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского, «Вальс-шутка» Д.Шостаковича вызывают у учащихся 1-2 кл. непосредственный интерес.

Девятилетние школьники хорошо воспринимают в музыке образы героической тематике прошлого и настоящего, музыку разных народов. Это свидетельствует о развитии их познавательных интересов, о стремлении к познанию окружающего мира.

Подростки проявляют интерес к сочинениям выражающий внутренний мир человека, раскрывающим проблемы современности средствами музыки. Им понятна героика и сатира. Особенно остро ребята чувствуют музыку 20 века с ее своеобразными ритмами. Старших подростков привлекают образы  любви, например,  в симфонических произведениях П.Чайковского, образы борющегося народа и враждебного ему рока в Пятой симфонии Л.Бетховена и др. им подобные.

Подростку интересна также музыка, в которой трансформируются знакомые им произведения других авторов.

Предлагая вниманию ребят музыкальный материал для слушания, важно учитывать объем их слухового внимания. Например, дети в 6-7 лет способны внимательно слушать музыку 1-1,5 минут, учащиеся 3 кл.- около 3 минут, а 4 класс уже могут охватить вниманием музыкальный образ, звучание которого длится 4-5 минут. Подростки внимательно слушают произведения, звучащие около 15-17 минут

Слушание знакомых пьес в новом звучании (оркестровом, в исполнении известных пианистов, певцов, и т.д.), сравнение различных трактовок, аранжировок одного и того же произведения активируют и обогащают восприятие. Особенно яркое воздействие на учащихся оказывает «живое» исполнение произведения учителем. Однако не всякое произведение учитель может исполнить сам. Если музыка написана для хора или оркестра, то ее необходимо слушать в грамзаписи. При этом важно качество технических средств обучения, грампластинок, а также умение учителем обращаться с ними. Шипение, исчезновение звука, неоднократные попытки точно найти начало звучания того  или иного произведения на диске, сосредоточенность учителя на ТСО и его непричастность к звучащей музыке отвлекает ребят от восприятия произведений.

Подготовка школьников к эмоциональному восприятию музыки может осуществляться разными методами и приемами. К ним относится вступительное слово учителя, использование произведений других видов искусства, вокализация тем инструментальных сочинений.

О музыке рассказывать трудно. Для них вступительного слова важно найти образные сравнения, яркие выражения, например, объединяющие идею симфонии или глубину и разнообразие человеческих чувств, переданных в сонате. Это способствует сознанию эмоционального настроения, необходимого для восприятия произведения, вызывает интерес к нему.

Создание эмоционального настроения способствует умело подобранные отрывки из литературы, не только поэтических произведений, а также из романов, рассказов.

 В некоторых случаях  используются произведения живописи. Н.Л. Гродзинская считала, что этот метод может иметь место, когда речь идет о темах, далеких от непосредственного жизненного опыта учащихся. Например, перед слушанием русской народной песни « Эй, ухнем!» она показывала картину И. Репина « Бурлаки на Волге». Аналогичный прием активизации восприятия эффективен и при знакомстве с музыкой И Стравинского из балета «Петрушка». Учитель предлагает им посмотреть репродукцию картины Б .Кустодиева «Масленица», которая настраивает их на образное восприятие типичных народных мелодий, национального колорита в музыке, множество самых разных действующих лиц. А восприятию « Богатырской симфонии» А. Бородина способствует знакомство учащихся с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри».

Однако использование на уроке произведений других видов искусства может привести учащихся к ошибочному пониманию содержания музыки, когда они начинают искать в ней конкретный литературный сюжет или события, изображенные на картине. Поэтому использование на уроке произведений других видов искусств, требует от учителя довольно высокой искусствоведческой культуры и педагогического мастерства.

Во вступительном слове может быть и определенная установка на восприятие музыки. Сравнение произведений способствует внимательному вслушиванию в музыку, формированию умения следить за развитием музыкального образа.

Создание установки на восприятие музыкального произведения не только направляет внимание  учащихся, но и помогает им раскрыть его образное содержание. При этом в каждом конкретном случаи учитывается своеобразие произведений и музыкальный опыт школьников.

Ценным приемом активизации эмоционального отношения к музыке является вокализация тем и мелодий из инструментальных и вокальных произведений, с которыми школьникам предстоит познакомиться. Н. Л. Гродзенская считала, что пение способствует развитию интереса к музыке и расширяет возможности ее восприятия; обогащает «интонационный словарь» учащихся, который со временем поможет им определять творческий стиль композиторов.

Кроме того предварительное освоение темы произведения позволяет свободно  увлечением следить за развитием музыкального образа. Еще Б. В. Асафьев неоднократно говорил, что узнавание слушателем знакомого в новом, ранее не известном произведении всегда доставляет ему особое удовольствие.

Понимание значения «интонационного словаря» для восприятия музыки, учитель не должен забывать, что современный музыкальный язык отличается своеобразным интонационным строем, ритмом, гармонией и т. д. Поэтому на уроках необходимо предоставлять детям возможность  больше общаться с современной музыкой. Для подростков желательно шире вводить в репертуар произведения Р. Щедрина, В. Гаврилина и др. современных композиторов.

2.2. Формирование  эмоционального осознанного восприятия  музыкального образа на начальном  этапе.

Эмоциональное восприятие содержания произведения углубляется благодаря осознанию его своеобразия, обогащению представлений о выразительных средствах музыки. Понимание содержания произведения и средств выразительности начинается с осмысления жанровых особенностей музыки. Жанр песни, танца, марша первоклассники определяют легко. Поэтому, давая учащимся примеры самых разнообразных музыкальных жанров, учитель стремиться, что - бы они не только почувствовали ее характер, но и осознали особенности каждого жанра. Для этого им дается задание сопоставлять пьесы и найти в них общее.

Жанровые особенности произведений легче осознаются младшими школьниками в активной музыкальной деятельности. Важно, чтобы под музыку марша дети шагали, вслушиваясь в движение мелодии, ритма и передавали при этом характер произведения (легко или тяжело, игриво или таинственно и т.д.).

Развивать у учащихся восприятие музыки, важно стремиться формировать у них способность следить за развитием музыкального образа. Поэтому во время слушания пьес (в частности, маршевых, танцевальных) нужно постоянно ориентировать ребят на то, чтобы они внимательно слушали музыку до конца, замечали изменения в ее развитии. С этой целью можно предложить первоклассникам, например, остановиться с последним звуком марша, смело притопнуть или ударить в бубен в конце танца.

Таким образом, на начальном этапе осознанное восприятие содержания произведения и средств музыкальной выразительности происходит на основе яркой доступной детям жанровой музыке.

 Разнообразные слуховые  представления, полученные в активной  музыкальной деятельности, осознаются  детьми, обобщаются и закрепляются в музыкальных терминах, ярких словестных характерных образов .Наблюдая за развитием музыкального образа позволяют ребятам глубже воспринимать музыку, высказывать о ней свой суждения.

Чтобы произведение вошло в музыкальный опыт ребенка, необходимо давать прослушивать несколько раз. Каждая встреча с произведениями обогащает восприятие, способствует углублению представления о музыкальном образе и его запоминанию. Обычно условно выделяют следующие этапы формирования музыкального произведения:

1) знакомство с произведением;

2) его анализ ( восприятие на выразительных средствах, сравнения произведения с другими уже известными);

3) восприятие произведения  на более высоком уровне, то  есть на основе полученного  опыта;

4) восприятие произведения  на последующих уроках, сравнивания  его с другими, ранее не слышанными.

Конечно, приведенная схема не применяется формально. В каждом конкретном случае много зависит о своеобразие произведения, а также от музыкального опыта учащихся. В конечном счете, важно, чтобы дети поняли и полюбили музыку.

Движения, элементарные музицирования чрезвычайно эффективны для музыкально - слуховых представлений, осознание средств выразительности. Сотворчество через движение, игру на инструментах активизирует эмоционально - осознанное отношение к воспринимаемому.

 

2.3 Последовательность  развития у школьников восприятия  музыки.

 

После того, как дети осознают жанровые особенности произведений, можно подвести к пониманию выразительности и изобразительности в музыке.

Вначале учащимся раскрывается выразительность музыкального образа. Музыка выражает настроение и характер. Затем у ребят формируют представление об изобразительной стороне музыки на основе восприятия произведений, воплощающих образы природы, передающих движение. Внимание учащихся обращается на звукоподражание в музыке пению птиц, колокольному звону, свисту человеческого голоса.

Важное значение для развития восприятия, музыка имеет метод сравнения музыкальных образов. Умелое использование этого метода позволит активизировать слуховое внимание учащихся, находить различия сначала в контрастных произведениях, а затем отличать более тонкие особенности в произведениях, похожих по настроению. После того, как учащиеся приобретут некоторые представления и выразительных возможностях музыки, их следует познакомить с элементами, музыкального языка и их выразительной сущности.

Чтобы учащиеся ощутили то или иное из выразительных музыкальных средств , следует использовать произведения, где одно из выразительных средств является ведущим в создании музыкального образа.

Развитию более тонкого и глубокого музыкального восприятия способствует формирование у школьников представления об интонации как «ядре» музыкальной мысли. Музыкальная интонация сравнивается с речевой.

Информация о работе Восприятие музыки человеком