Вокально-хоровые упражнения в детском хоре и их роль в формировании вокальных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 02:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать роль вокально-хоровых упражнений в формировании вокальных навыков.
Задачи:
- изучить вокальные упражнения для младшего детского хора;
- проанализировать особенности формирования вокальных навыков младших школьников;
- определить принципы подбора вокальных упражнений;
- выявить роль вокальных упражнений в формировании вокальных навыков.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования вокальных навыков на музыкальном материале упражнений.............6

1.1 Вокально-хоровые упражнения, как средства формирования и развития вокальных навыков………………………………………………………………6
1.2 Особенности использования упражнений, при формировании голосового аппарата ребенка…………………………………………………………………17
1.3 Принципы подбора вокальных упражнений для распевания хора……….23
1.4 Принципы работы над вокальными упражнениями……………………...27
Глава 2. Использование вокально-хоровых упражнений и их роль в формировании вокальных навыков на уроках музыки………………………………………………………………………...33

2.1 Организация исследования…………………………………………………33

2.2 Анализ результатов педагогического исследования………………………34

Заключение ………………………………………………………………..40

Список использованной литературы ……………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Ильченко курсовая работа по ММВ.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

1.4 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

В работе с маленькими необходимо помнить о специфике  восприятия ими окружающего мира, об образности мышления, о повышенной подражательной способности. Осознанное отношение к приобретению певческих  навыков у детей данной возрастной группы затруднено вследствие недостаточной развитости у них коры головного мозга. Интерес - важнейший стимул при обучении, а игра - лучший прием для его поддержания. В занятиях с дошкольниками и младшими школьниками игровой момент является основным. Игра - важнейший вид деятельности ребенка, способ его существования и познания им мира.

Детская психика неустойчива: ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому, быстро утомляется, не может долго  сохранять внимание на одном предмете или виде деятельности, не умеет еще контролировать свое поведение. Поэтому занятия не должны быть излишне продолжительными и утомительными. Для малышей индивидуальный урок постановки голоса практически ограничивается 20-25 минутами.

Для голосов детей этого возраста характерно преимущественно фальцетное голосообразование, так как вокальная мышца еще не сформировалась (это произойдет к 11-12 годам). Но нельзя исключать и встречающееся природное грудное и микстовое звучание. Размер гортани детей этой возрастной группы в 2-2,5 раза меньше и положение гортани выше, чем у взрослого человека. Хрящи гортани гибкие, мягкие, поэтому детская гортань эластична и весьма подвижна. Голосовые связки короткие, узкие и тонкие. Дыхательная мускулатура развита слабо, объем легких невелик, характерен ключичный тип дыхания. Звуковысотный диапазон в основном не превышает пределов первой октавы (5-6 лет: ре-ля; 7-8 лет: до, ре-си, до), динамический диапазон также невелик (до mf), фонационный выдох короткий, тембр небогат красками, но это компенсируется звонкостью и полетностью, поскольку для детей характерно высокое голосовое звучание голоса.

К 9-10 годам голосовой  аппарат развивается и крепнет, формируется микстовое звучание, расширяется динамический и звуковысотный  диапазоны, удлиняется фонационный выдох, обогащается тембр, начинается разделение высокие и низкие голоса (высокие голоса: девочки- сопрано, мальчики- дисканты; низкие голоса- альты). Диапазоны высоких голосов примерно до-ре, ми, низких (ля), си-до. Достаточно четко проявляется грудной, смешанный (микст) и головной регистры. Своего расцвета детские голоса достигают, в основном, в период с 9 лет и до мутации.

На первых занятиях в  вокальном классе следует познакомиться  с ребенком и его голосом. Начать лучше всего с беседы - это поможет сразу выявить возможные дефекты речи. К наиболее часто встречающимся недостаткам относятся: дефектные согласные, нечеткие гласные, крикливость, открытое звучание, глубокий звук, зажатие нижней челюсти, заикание (которое в пении не проявляется), короткое и шумное дыхание с поднятием плеч и др. Если ребенок не может чисто спеть звук, взятый на инструменте (например, на фортепиано), то это не значит что у него нет музыкального слуха. Возможно, ему не знаком тембр данного инструмента. Если спеть этот звук голосом, то ученик, скорее всего, повторит его. Неточное интонирование может быть вызвано вялостью дыхательной установки, неразвитостью музыкального слуха или отсутствием координации между слухом и голосом.

Необходимо обратить внимание на то, как ребенок дышит во время пения. Для маленьких детей характерен ключичный тип дыхания, поэтому на первых занятиях достаточно попросить детей не поднимать плечи во время вдоха и стараться производить его бесшумно. Вместе с первыми дыхательными упражнениями надо научить детей правильно стоять и сидеть во время пения: корпус и голову держать свободно и прямо, руки опустить или положить на колени, если дети сидят. Можно рекомендовать следующие дыхательные упражнения:

1) на 2/4 раз - шаг и  вдох, два - шаг и вдох и т.  д.;

2) подъем на носки  - вдох, опуститься на всю ступню - выдох.

На первых занятиях на простейших попевках и маленьких  вокальных упражнениях еще раз  следует прослушать каждого учащегося, выяснить, какие у него есть недостатки. При излишней крикливости попросить петь спокойно, тянуть звук, предложить попевки и произведения спокойного характера, требующие мягкости, нежности при исполнении, нюанс может быть p, mp, тесситура невысокая. При вялой атаке помогут упражнения на стаккато, полезны произведения энергичного, например, маршеобразного характера, нюанс - mf. Гласные надо выравнивать все. У детей часто лучше озвучивается гласная и, т. к. у них сравнительно высокое положение гортани, но бывают и исключения. Поэтому здесь особенно важен принцип индивидуального подхода. У некоторых учеников гласная А может быть излишне открытой, в этом случае следует использовать темные О, У.

Четкость согласных  зависит от артикуляционной подвижности  языка. Дефектными согласными обычно бывают Р, Л, С, Ш, Щ. Три последние исправляются в большинстве случаев легче, т. к. чаще это не природный дефект, а привычка неправильно произносить эти согласные. Буквы Р и Л поддаются исправлению хуже, т. к. возможной причины дефекта этих согласных может быть картавость из-за слишком короткой уздечки под языком, (в этом случае следует обратиться к врачу), либо же напряжение задней части языка, которое хорошо снимается при помощи зубных согласных. Например, к началу слова «радуга2 присоединить букву Д - драдуга и т. п.

В работе над дикцией  очень полезны скороговорки. Они  растормаживают артикуляционный аппарат, активизируют внимание и являются игровым  приемом. Дети с удовольствием учат и говорят скороговорки. Можно  работать над ними в форме соревнования между учениками. Отработать четкое произношение помогут такие скороговорки, как «От топота копыт пыль по полю летит», «Бык - тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа» (эти скороговорки хороши при вялости губ). В работе над Р и Л помогут «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет», «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали», над С и Ш- «Шел Саша по шоссе и сосал сушку» и др.

Приступая к вокальным  упражнениям необходимо помнить  о специфике детского голоса и  не допускать подражания взрослому голосу, т.к. «взрослого» звучания все равно не получиться, а голосовому аппарату ребенка будет нанесен вред. Поэтому показывать голосом надо осторожно и звуком, приближенным к звучанию детского голоса. Учителям- мужчинам лучше это делать фальцетом.

Вокальные упражнения направлены на настройку голоса, на приведение в начале занятий голосового аппарата в рабочее состояние и вокально-техническое  развитие голоса, помогающее преодолевать вокальные трудности в произведениях. Начинать лучше с упражнений, основанных на тонических трезвучиях и звукорядах в нисходящем движении. Практика показывает, что дети лучше поют устойчивые ступени и именно сверху вниз, поскольку верхний звук, обладающий более высокими частотами, физиологически вызывает большее раздражение в слуховой области центральной нервной системы, что содействует лучшей координации слуха с голосом и вырабатывает высокую позицию певческого звука.

Голосовой диапазон детей 6-7 лет, в основном, не превышает октаву, и V ступень в До - мажоре и Ре - мажоре приходится как раз на середину диапазона, где находятся наиболее удобные и естественно звучащие звуки.

Упражнение, в основу которого положено тоническое трезвучие, можно исполнять на легкое стаккато, а затем - легато (прил. 1, №1). Не исключая упражнения со слогами, целесообразнее отдавать предпочтение попевкам со словами, чтобы дети не теряли интерес и не ослабляли внимание. Все упражнения (и некоторые попевки) транспонируются по полутонам.

Если И звучит зажато, то полезно петь О. Например, «Дон» вместо «Динь» (прил. 1, №2). В образной попевке, приведенной в нотном примере №3 (прил. 1) можно поработать над применением динамических оттенков. Нужно также обратить внимание на букву Р в первом такте («как раскаты грома»).

После усвоения однотактных фраз можно переходить к двухтактным. Прибаутку «Ладу, ладу, ладкi» (прил. 1, №4) можно порекомендовать для работы над дикцией и развития чувства ритма. Исполняется на примарных тонах со смещением на Ѕ тона вверх и вниз. Можно прибаутку петь «по ролям».

Попевку «Вот весна к  нам пришла», основную на мажорном тоническом трезвучии (прил. 1, №5) дети воспринимают как маленькую зарисовку. Слово  «весна» можно заменить словом «зима» в зависимости от времени года и предложит ребенку продолжить стихотворный текст. Оба текста на одном дыхании.

После знакомства с V ступенью, можно переходить к упражнениям, начинающимся с I ступени. В попевке  «Здравствуй класс» (прил. 1, №6) надо следить за исполнением двух тактов на одном дыхании и за кантиленой.

Попевка «Скачи, скачи, ножка» полезна при вялой атаке звука (прил. 1, №7). Полезна и интересна песенка «Крот» в пределах квинты с поступенным движением от V ст. к I-й и наоборот (прил. 1, №10). Попевки №11-12 (прил. 1)также начинаются с I ступени. При разучивании нужно следить за кантиленой. В попевке «Там вдали» первые четыре такта поются на одном дыхании.

После того как усвоены I и V ступени включаются попевки, начинающиеся с III ступени. Для детей это несколько  сложнее. Можно попеть тризвучия  вверх и вниз «про себя», пропевая вслух лишь III ступень (прил. 1, №13). Попевки №14-15 (прил. 1) начинаются как раз с III ступени. В них надо следить за тем, чтобы хорошо пропевался верхний звук терцового хода, в данном случае это ля - до.

Если предыдущий материал усвоен хорошо, вводятся попевки, начинающиеся с IV ступени (прил. 1, №16).

Дальнейшее усложнение материала зависит от степени  усвоения предыдущего и уровня подготовки детей. Если дети учатся в школе с  музыкальным уклоном и проходят такие предметы как сольфеджио и  обучение игре на каком-либо инструменте, то развиваться они будут скорее, чем дети, не имеющие музыкальной подготовки [8].

 

 

 

 

Глава 2. Использование вокально-хоровых упражнений и их роль в формировании вокальных навыков на уроках музыки.

2.1 Организация исследования.

 

В ходе данного исследования базой практики выступила Гродненская общеобразовательная школа № 27, исследование проводилось на уроках музыки. Мы использовали специальные вокально-хоровые упражнения, методы и приемы развитию певческих навыков. Для того чтобы проследить формирование певческих навыков у школьников, необходим опыт работы. В своих исследованиях я опиралась на практический опыт педагогов-музыкантов, опыт работы учителя музыки и свой опыт работы на практике в данной школе.

Значительное место в системе хорового обучения школьников занимают вокально-хоровые упражнения. Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению высокого уровня художественного исполнения. Упражнения второй категории направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Эти упражнения служат более узким задачам [2].

Для развития каждого  из средств вокально-хоровой выразительности: дыхания, артикуляции, звукообразования и других, необходим комплекс упражнений. В своем исследовании я опиралась  на работы новосибирского ученого В.В. Емельянова, педагогов-музыкантов Г.А. Струве, Ю.Б. Алиева, П.Г. Чеснокова, К.И. Плужникова, А.Н. Стрельниковой.

Одна из задач, стоящая  перед школьными занятиями музыкой  – научить каждого ученика  владеть певческим голосом. Можно  считать, что способность к пению так же естественна, как и способность к речи. Разница заключается в том, что говорить учатся все, а петь – сравнительно немногие. Поэтому, неспособность управлять своим голосом у некоторых учащихся в начале занятий оказывается результатом невнимательности и поддается исправлению и развитию.

Цель вокальных упражнений - вырабатывание певческих навыков, которые помогают ученику передать художественный образ песни, содержания хорового произведения. Участие в  пении является одним из ведущих  средств слухового и вокального воспитания. Выразительность, осмысленность во время пения растет с повышением индивидуальной музыкально-хоровой культуры.

Эти задачи мы пытались реализовать  на занятиях музыки в процессе педагогической практики.

 

2.2 Анализ результатов  педагогического исследования.

 

Целью практической части  нашего исследования явилось использование вокально-хоровых упражнений и их роль в формировании вокальных навыков у детей младшего школьного возраста. Мы предполагаем, что если правильно подобрать методические упражнения и выработать системный подход к их применению, то качество развития навыков будет лучше. Каждый в отдельности навык можно развить и добиться при этом хороших результатов. На данном этапе мы учитывали особенности детей младшего школьного возраста, их способности и интересы.

В начале работы с детьми я познакомила их с вокально-певческой  установкой, объяснив, что если человек  хорошо сидит, он хорошо себя чувствует, следовательно, и хорошо поет. Для  этого приводились следующие  слова: «Сидит дед – ему сто лет, нам меньше – мы сидим вот так». На первые слова необходимо сгорбиться, плечи наклонить вперед, когда произносится вторая фраза, плечи разводим и сидим прямо.

Как было сказано ранее, упражнения делятся на две категории. Поэтому я настраивала голосовой аппарат учащихся на работу. Для этого в увлекательной форме проводила дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой (Приложение 2).

Среди практических упражнений с детьми по выработке правильного  совместного дыхания применяла  следующий прием: по руке, показывающей движение вверх (ауфтакт), дети делают вдох, затем, когда рука задержалась в своей верхней позиции, они задерживают дыхание, при движении руки вниз (к «точке») — делают выдох. Было предложено произнести детскую скороговорку «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», вздохнуть и на выдохе просчитать: «раз Егорка, два Егорка...» (и так до полного выдоха). Предлагаемое упражнение способствует развитию у младших школьников способности экономно расходовать дыхание.

Информация о работе Вокально-хоровые упражнения в детском хоре и их роль в формировании вокальных навыков