Блюз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:18, реферат

Краткое описание

В целом большинство музыкантов и музыковедов считают блюз одной из основных составных частей джаза. Тем не менее, это не полная его основа, а лишь часть ее. И исполнение джаза практически полностью отличается от исполнения блюза. Именно из-за того, что многие считают блюз не самой важной составляющей частью джаза, следует и еще один, не очень корректный вывод.

Вложенные файлы: 1 файл

История блюза.docx

— 126.59 Кб (Скачать файл)

История блюза

В целом большинство музыкантов и музыковедов считают блюз одной  из основных составных частей джаза. Тем не менее, это не полная его  основа, а лишь часть ее. И исполнение джаза практически полностью  отличается от исполнения блюза. Именно из-за того, что многие считают блюз не самой важной составляющей частью джаза, следует и еще один, не очень корректный вывод.

А именно то, что блюз является не очень  удачным предшественником джаза. А  те блюзовые композиции старых времен, которые все ещеисполняются музыкантами, считают старыми образцами и  компонентами первоначального джазового  исполнения. Но, начиная с 1950, года отношение  к блюзу начинает в корне меняться, и вместо посредственного джаза  старого исполнения полностью воспринимается полноценный, страстный блюз. Течение  блюза начинает отделяться и отдаляться от джаза и иных жанров музыки, становясь  самостоятельно полноценным жанром, который любим очень многими  и по сей день. Исполнение блюза  в целом зависит не столько  от музыкального сопровождения, хотя оно  очень важно, сколько от текста исполняемой  композиции. Тексты должны быть достаточно пессимистичными, горестными, и в  итоге героя песни обязательно  должна ожидать смерть.

 

Блюз -это музыкальное направление, созданное афро-американцами в начале 20-го столетия. За самим словом блюз скрывается очень много свойств, это и термин, и имя нарицательное, и многое другое. Если рассматривать  его экстрамузыкальные значения, то нам станет ясно, что блюз это  печаль, это состояние души, так  как blues переводится с английского как грусть . Чтобы полнее передать картину условий зарождения блюза, я немного расскажу о событиях, имеющих место быть в большей степени на юге Америки, поскольку именно юг был в те времена дойной коровой колонизаторов.

Именно на юге были уникальные условия  для выращивания и процветания  двух растений, или двух культур, которые  ценились, а именно рис и табак. Именно рис был самой распространенной пищей, которую в больших количествах  поставляли в Англию и продавали  в другие страны, а о табаке и  речи быть не могло, поскольку в нем  нуждались не только англичане, но и  сами рабы.     Привезенные в большей своей части из Африки, они достаточно быстро адаптировались к немного похожему, теплому климату, хотя болезни многих погубили. Занимаясь целый день (в зависимости от времени года) либо сбором урожая, либо стороительными работами, либо обрабатывая землю, а также переправляя лес, что являлось очень опасным занятием, унесшим не меньшее число жизней, чем стихийные бедствия, жестоко эксплуатируемые негры нуждались в каком-либо выплеске своих эмоций и чувств, и самым простым способом являлась песня.

Слова, которые наболели, высказывались  под аккомпанемент, и неважно, что  являлось инструментом: натянутая нить, гитара, или что-нибудь еще. Но до блюза  было далеко, поскольку до него существовал  такой вид искусства, как Holler от чего стали называть исполнителей The holler`s . Суть заключалась в том, что рабочие громко выкрикивали свои мысли вслух, в знак протеста. Эти выкрики часто были оскорбительными и направленными в сторону определенных людей, а поскольку чернокожие всегда работали общей массой, то крикнувшего обычно не замечали, а потому никого не наказывали.

Чуть позже появился спирич-уэлс, но он нес в себе конкретную тематику слова, обращенные к богу и небесам, а потому не мог быть использован как оружие против работорговцев, и тогда появился блюз, олицетворяя собой протест во имя свободы, хотя он не был одобрен церковью и многие религиозные негры просто отвергали блюз, как музыку каторжников и вудуистов. Такой подход был неправилен с самого начала, хотя мы не можем утверждать однозначно. Мы не можем разобраться в сложнейших аспектах происхождения блюза, не разобравшись в том, как строится и на чем основывается поэзия архаического блюза , а в свою очередь все гениальное просто, поэтому основными темами, использующимися в блюзах были: Тяжелая работа на хозяина , Ушла жена , Умерла собака , Стал отцом , и др.

Если всматриваться в классическое строение поэзии блюза, то нам практически  всегда представится 3-х строчное строение строфы, в котором 2-я строчка рифмуется  с первой, но несет в себе небольшие  изменения, а 3-я уже отличается от первых двух, но почти всегда разрешает  их смысл:

(Отрывок из Me and the Devil Blues Роберта Джонсона)

Me and the Devil was walking side by side

Me and the Devil was walking side by side

I`m goin` to beat my woman until I get satisfied

Подобных текстов существует огромное множество, но существует еще 6-ти строчная строфа, в которой 3-я строчка рифмуется  с 6-ой, и смысл высказывания можно  уловить, только прочитав всю строфу целиком, а не разбирая по отдельным  строчкам. В настоящее время в  европейском блюзе и русском  блюзе чаще (хотя далеко не всегда) используются классическая структура строфы. Для  того, чтобы это было более понятно, то предлагается система: пусть каждые рифмующиеся строчки будут замещены буквами, тогда:

AACBBC -деревенский (архаический блюз)

примеры классического строения строфы:

ABAB

AABB

Также нельзя забывать о музыкальном  построении блюза, о музыкальных  алгоритмах, использованных в нем. Итак, самая распространенная форма в блюзах это двенадцатитактовая прогрессия, часто называемая блюзовой прогрессией . С музыкальной точки зрения это всего лишь три наиболее распространенные аккорда в нужной последовательности.

В тональности Ля мажор (A-dur) это аккорды A, D, E

Пример1

|----A---|----A---|----A---|----A---|----D---|---D----|----D---|---D---|----E----|---D---|----A---|---A----|

В тональности Ми мажор (E-dur) это аккорды E, A, H7

Пример 2

|----E---|----E---|----E---|----E---|----A---|---A----|----A---|---A---|----H7----|---A---|----E---|----E----|

Некоторые аккорды украшаются дополнительными  нотами, а тональность подбирается  под индивидуальные вокальные данные, но я неслучайно взял Ми мажор и  Ля мажор, потому что именно они чаще используются в блюзах.

Такая схема из 12-ти тактовой прогрессии, на которую ложились 3-х строчные или 6-строчные строфы и являла собой  некую модель классического черного  блюза и была повсеместно распространена.

В принципе ничего сложного в этом нет, поэтому можно разобраться в еще одном аспекте творчества чернокожих блюзменов начала века. Я предлагаю поговорить об одной из наиболее старых и неизменных традиций блюза. Человек не может исполнять блюз, если он не испытывает блюзовое чувство ( The blues feeling ), поскольку именно тогда, когда исполнитель находится в этом чувстве, его блюз получается естественным и достойным. В данном случае, если рассматривать вокал в блюзе, то скрипучая (протяжная) или рычащая (резкая) вокальные техники зависят от предпочтений самого исполнителя, а также от темы, на которую сложен текст определенного блюза.

В большинстве случаев  фальсификация блюзового чувства  и его фальшь в коммерческих или  личных корыстных целях становится видна неискушенному слушателю, а уж профессионалу и подавно.

 

 

 

 

Виды блюзов

Первоначальная  форма, в которой исполняли блюз, претерпела значительные изменения  всего за несколько лет, превратившись  в окончательно оформленное исполнение, чаще всего использующее принцип 8 тактов и двух строк. В таком исполнении блюзов строчки часто повторялись  по пять или шесть раз, но при этом каждый раз их старались выделить каким-либо особым способом. В то время, когда блюз начал становиться  исключительно трехстрочным и при  этом в нем было двенадцать тактов, так же начали по-разному рифмовать  строки.

В первый раз они могли быть зарифмованы  в форме «А-А-А», во второй раз  – в форме «А-В-В», в тритий – в форме «А-С-С», а в четвертый  – в форме «А-В-С», и так далее. Все эти формы очень легко  было пропевать, так как каждая из строк отлично рифмовалась в  любой последовательности со всеми  остальными. Очень популярной была и такая форма, в которой повторялись  куплеты через некоторое количество тактов.

Например  в двенадцати тактовом исполнении блюза  обычно повторяется первый куплет через  четыре такта, а второй только через  восемь тактов. В то время, когда  стали записывать блюз на пластинки, очень популярной стала форма  исполнения, подразумевающая исполнение строк по типу «А-А-В». Этот тип исполнения популярен и в наше время, так  как считается одним из лучших со времени появления блюза.

West-Side Blues

Техасский блюз

Ритм энд Блюз

Чикагский блюз

Блюз рок

Блюз как танец

 

Основы блюза

Существует  множество вариантов, используя  которые можно исполнять блюз. Кроме того, исполнители блюза  являются любителями удобства и постоянства, поэтому они используют в исполнении, в большинстве своем, определенные тональности. Чаще всего это тональность  Е и А. Чаще всего именно благодаря  особенности тональности было видно  определенное отличие первоначально  исполняемого блюза от джазовых композиций.

Существует  так же определенная последовательность исполнения. Когда говорят «играть  блюз», то чаще всего подразумевают  именно определенную последовательность исполнения композиции. Такая последовательность исполнения появилась относительно недавно, но ее сразу же переняли многие исполнители. Блюз исполняется практически  всегда в виде медленных композиций, которые могут включать не только импровизацию со стороны вокалиста, но и импровизированные пассажи  со стороны одного из музыкантов, или  же нескольких музыкантов последовательно.

Это может  быть сольное исполнение гитариста, барабанщика или же, если таковой  имеется, музыканта, играющего на одном  из духовых инструментов. Чаще всего  используется именно гитара, которая  в полной мере может выразить всю  глубину чувств и смысловые характеристики композиции.

 

Роль музыкальных инструментов в исполнении и признании блюза

В те времена, когда блюз только начал зарождаться, исполнять его можно было либо вообще без инструментов, либо же используя  какие-то определенные инструменты, например, духовые, которые не запрещались  законом. Считалось, что используя  при пении барабаны, афроамериканцы, которые исполняли свои песни, готовились подняться на бунт, который в существенной степени пошатнул бы не только все  устои, но и всю страну в целом.

Поэтому практически  с момента появления песен, исполняемых  черными рабами, им запрещено было использовать барабаны. Тем не менее, некоторое время спустя, разрешено  было использовать струнные инструменты. Более того, использование таких  инструментов очень часто поощрялось надсмотрщиками. Практически все  жители Африки, которые приезжали  в иные страны мира, очень хорошо умели играть на струнных инструментах, точно так же как еще на нескольких видах музыкальных инструментов. Поэтому праотцами музыкального стиля, называемого блюз, принято  считать именно их.

Достаточно  распространенными были струнные инструменты, у которых была только одна струна. Эти инструменты были более всего  распространены на юге страны. После  того, как закончилась гражданская  война, музыкальные стили, которые  исполнялись афроамериканцами, ирландцами, американцами и шотландцами слились  в один единый стиль, который исполнялся как белыми исполнителями, так и  черными.

Формы исполнения блюза

Исполнение  блюза может быть различным. Это  может быть просто обычное вокальное  исполнение блюза, аккомпанементом  к которому служат ударные инструменты, может быть исполнение, к которому добавлены духовые или струнные инструменты. Может быть просто сольное  исполнение песен. Но само вокальное  исполнение так же разниться между  собой.

И дело не только в том, какой именно смысл вкладывают исполнители в свои песни. Исполнять  блюз можно пропевая всю песню, или  же включая в нее импровизированные  части. Импровизация так же может  быть достаточно разной. Самой распространенной импровизацией является исполнение вместо припева одной строфы, которая  состоит из трех строк. Вторая строка при этом полностью повторяет  первую. Очень важно сделать так, чтобы эта строка была как можно  более удачной и исполненной  смысла.

После того, как проговаривается первая строка, вторая просто пропевается. Третья же должна очень хорошо рифмоваться  с первыми двумя. Обычно так же добавляют и две дополнительные строки, благодаря которым импровизация приобретает законченный характер. Естественно, что и последние  две строки должны рифмоваться с  тремя предыдущими. При исполнении так же очень часто добавляют  сольный фрагмент, в котором участвует  один определенный музыкальный инструмент, например гитара.

 

Основа блюза

Вся жизнь  афроамериканцев, а так же их богатый  жизненный опыт составляют основу для  тематики блюза. Весь свой жизненный  опыт афроамериканцы воплотили так, как смогли, а именно в музыке, в блюзе. Все невзгоды, которые  преследовали их практически всю  их жизнь нашли воплощение в душераздирающих  балладах и музыкальном оформлении, не похожем ни на что иное. В целом, специалисты-музыковеды считают, что  не столько в музыке, сколько в  самой песне исполнители выражают эмоции в социальной сфере.

Бытность  афроамериканцев с 1900 по 1950 годы была такова, что их практически не считали  людьми. Им не давали работу, им негде  было жить и не за что. Кроме того, именно блюз символизирует собой  освобождение афроамериканцев от ига, которому они подвергались в течение очень большого периода времени, то есть более 200 лет. Именно блюзовые песни символизируют собой возвращение афроамериканской расе гордости и достоинства, которое у них пытались в течение очень долгого времени не просто отнять, но попросту искоренить. Блюз исполняли изначально только афроамериканские исполнители, причем исполнялся блюз чаще всего в закрытых ночных клубах, в которых посетителями были только люди той же национальности, то есть афроамериканцы.

Влияние блюза на другие музыкальные стили

Информация о работе Блюз